Повторно-обобщающий урок по теме "Динамика твердого тела"

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. повторение и обобщение знаний по данной теме; закрепить умения и навыки в решении задач;
  2. воспитание аккуратности, усидчивости, дисциплинированности;
  3. развитие умения коллективной работы в сочетании с индивидуальной; развитие чувства товарищества и взаимовыручки.

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.).

Учитель сообщает цель и структуру урока.

II. Физический диктант (6 – 7 мин.).

Учащиеся пишут только ответы на листочках с заранее пронумерованными строчками. 5 вопросов – максимальная оценка – 5 баллов.

  1. Формула закона сохранения импульса. (m1*v1+ m2v2 = m1v1 + m2*v2)
  2. Физический смысл термина «импульс тела». (толчок)
  3. Приведите пример реактивного движения. (плавание медуз и каракатиц, движение ракеты).
  4. Единица измерения импульса. (кг* м/с).
  5. Формула скорости ракеты при реактивном движении. (vp=mг*vг/mp)

III. Сообщение учащегося о жизни и деятельности К.Э. Циолковского. (2-3 мин).

Во время сообщения учитель проверяет физический диктант и после сообщения раздает листочки учащимся. Учащиеся сверяют ответы с ответами на доске и делают самоанализ своих ошибок

IV. Решение задач на дидактических карточках (7-9 мин.).

Задания выполняются на листочках, которые раздали в начале урока по вариантам. Работа в 4–х вариантах, каждая задача состоит из двух частей. Уровень а) оценивается в 3 балла, если учащийся выполнил и уровень а) и уровень б), то задача оценивается в 5 баллов. Решения задач записаны на доске с обратной стороны, как только листочки сдали, доска открывается и учащиеся смотрят на правильное решение задач.

Вариант 1

А) Импульс шара, который катится по горизонтальной плоскости, равен 20кг* м/с. Определить скорость шара, если его масса равна 200 г.

Б) Как изменится импульс тела, если его масса увеличится в 2 раза?

а) Дано

б)

m2=0.4кг          р2=m2v
 - ?   ;
р2=2р1.

Ответ: импульс увеличится в 2 раза.

Вариант 2

А) Пуля при вылете из ружья приобретает скорость 800 м/с. Определить массу пули, если ее импульс при вылете равен 8 кг* м/с.

Б) как изменится импульс тела, если его скорость увеличится в 4 раза, а масса уменьшится в 2 раза?

а) Дано:

v=800 v/c           p=mv,
m=
  
р=8   
m-?  

б)

Ответ: импульс тела увеличится в 2 раза

Вариант 3

А) Поливочная машина с водой имеет массу 6 тонн и движется со скоростью 36 км/ч. Найдите импульс данной машины.

Б) После работы масса машины стала 3 тонны. Сравнить импульсы машины, если она возвращается в гараж со скоростью 54 км/ч.

а)

Дано         СИ         Решение
m=6 т   6000 кг   p = mv;
p = 10  6000 кг = 60 000 ;
  
v=36 км/ч   10 м/с  
р - ?      

б)

Дано:         СИ         Решение
m=3m   3000 кг   р2 = 3000 · 15 = 45000
 р1 = 1,3р2 
v=54 км/ч   15 м/с  
     

Ответ: импульс уменьшится в 1,3 раза

Вариант 4.

А) Человек массой 60 кг прыгает на неподвижную тележку со скоростью 10 м/с. Найдите импульс человека.

Б) На неподвижную тележку массой 140 кг прыгает человек массой 60 кг со скоростью 10 м/с. С какой скоростью начнет двигаться тележка с человеком?

а)

Дано:          Решение
т=60 кг   p=mv;
р = 60кг· 10 м/с = 600
  
v=10 м/с  
р-?  

б) Дано:

т1 = 14 кг
т2 = 60кг
v1 = 0 м/с
 
v2 = 10 v/c
v' - ?
 
3 м/с

V. Сообщение учащегося о жизни и деятельности С.П. Королёва. (2-3 мин.)

VI. Кроссворд. (7-9 мин.)

Вопросы:

  1. Величина, характеризующая взаимодействие тел.
  2. Величина, которую ювелиры измеряют в каратах.
  3. Польский ученый – основоположник гелиоцентрической системы мира, который был сожжен на костре.
  4. Ученый, который открыл закон, связанный с деформацией тел.
  5. Итальянский ученый, открывший четыре больших спутника Юпитера, которые часто называют в честь этого ученого
  6. Английский ученый, открывший закон всемирного тяготения.
  7. Величина, характеризующая быстроту изменения скорости, которую можно измерить с помощью акселерометра.

Отгадайте ключевое слово.

Ответы: 1. Сила. 2. Масса. 3. Коперник. 4. Гук. 5. Галилей. 6. Ньютон. 7. Ускорение.

Ключевое слово: импульс.

VII. Сообщение учащегося по теме «Пионеры космоса». (2-3 мин.)

VIII. Контрольные вопросы

(вопросы можно вставлять после каждого этапа – на усмотрение учителя):

  1. Крыльев нет у этой птицы,
    Но нельзя не подивиться:
    Лишь распустит птица хвост –
    И поднимется до звезд.
    ( ракета)
  2. Вопрос: На каком принципе основаны ракетные двигатели? (Принцип ракетного движения.)
  3. От чего зависит скорость ракеты? (Скорость ракеты зависит от скорости выбрасываемых газов и от массы выбрасываемых газов и массы ракеты)

IX. Домашнее задание:

(записано заранее на доске)

Повторить §11, 12

А) № 70 с. 134

Б) № 72 дополнительно

X. Итоги урока. (3 мин.)

Учитель подводит итоги, сообщает какой ряд победил в соревновании, отмечает наиболее активных учащихся). Учитель сообщает оценки учащимся и выставляет их в дневник.