О развитии мышления на основе исследовательского подхода

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


«Все дело в мыслях. Мысль – начало всего.
И мыслями можно управлять.
И потому главное дело совершенствования:  работать над мыслями».

 Л.Толстой

Проблема повышения качества знаний учащихся старших классов и их интереса к учению была и остается одной из главных в системе образования. Ее решение связано с совершенствованием содержания образования, методов и организационных форм обучения. Научить учащихся учиться, укрепить их способности к саморазвитию в процессе обучения, развить критическое мышление – важнейшие задачи преподавателя.

Что же имеется в виду под понятием “критическое мышление”? Джуди А. Браус и Вэвид Вуд определяют критическое мышление «как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать». Критическое мышление, по их мнению, «это поиск здравого смысла – как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений». Дайана Халперн определяет критическое мышление следующим образом:  «…это использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата, отличающегося взвешенностью, логичностью и целенаправленностью».

 Вообще, ориентация на критическое мышление предполагает, что ничего не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое собственное мнение. Участникам образовательного процесса, стоящим перед проблемой выбора информации, необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, они должны уметь рассматривать идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

«Критическое мышление – это открытое социальное мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личностный жизненный опыт». (Selman M. “Critical thinking as social practice”). В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Критическое мышление необходимо учащимся для понимания и осознания проявлений естественной человеческой склонности. Его систематическое включение в учебный процесс способствует более глубокому и разностороннему пониманию изучаемого материала. Среди методик развития критического мышления эффективной является исследовательская модель обучения, суть которой заключается в моделировании процесса научного исследования, поиска новых знаний.

 Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на исследовательскую, творческую задачу с заранее неизвестным решением. Нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков… Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию... Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине…

Применительно к школе исследовательская модель уточняется степенью самостоятельности учащихся в процессе познания, а технологии открытого образования дают возможность для организации исследовательской деятельности в рамках учебного процесса, тем самым создавая модель поиска новых знаний, модель процесса научного исследования.

Рассмотрим технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Критическое мышление подразумевает обсуждение противоположных точек зрения, но как можно оспаривать ответ арифметического уравнения? Критическое мышление поощряет поиск разных решений, но как найти несколько решений в стандартном задании на измерение какой – либо величины? Критическое мышление не возможно без творческого подхода, но «технические» операции – это набор жестко определенных процедур, от которых нельзя отклоняться, а технические дисциплины – это воплощение неких истин, точности и совершенства.

 Первый этап работы в технологии – это стадия вызова (evocation stage). С вызова нередко начинается и работа в режиме проблемного обучения. Вместе с этим данная технология предлагает разнообразный набор приемов и методов для осуществления этого этапа работы. Система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой.

Стадия Задачи Приемы
Стадия вызова 1. Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме.
2. Пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
3. Побудить ученика к активной деятельности на уроке.
Ключевые слова, логические цепочки, верные – неверные утверждения, кластер, мозговой штурм…

Когда у школьников на уроке возникает потребность узнать нечто новое, что поможет решить возникшие проблемы нехватки имеющегося опыта и знаний, приходит время знакомиться с новой информацией. Ученикам нередко не предоставляется право на заблуждение. Вместе с тем в режиме технологии РКМЧП у ученика на этом этапе уже возникли собственные цели и мотивы для изучения нового. Именно это является основным стимулом развития критического мышления. Когда ученики читают текст (учебный, научно-популярный), слушают объяснение учителя, просматривают фильм, они пытаются услышать ответы на поставленные ими же вопросы. В любом случае, ученики не просто механически слушают или читают текст, не просто выбирают информацию для заполнения предложенной учителем таблицы или пытаются слово в слово повторить текст или объяснение, они преломляют новый материал через призму своих собственных целей, своих собственных интересов, своих собственных вопросов.

Например. Урок алгебры по теме «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений» в 7 классе. Исследовательская работа учащихся на стадии вызова – вычисление значений данных выражений.

Вычислите:

А) (½)2 + (–½)2                                 Д) (6 – 8)2
Б) (½ + ½)2                                        Е) (6 + 8)2
В) (½ – ½)2                                        Ж) 62 + 82
Г) 112                                                 З) 1012
                                                           И) 9992

Вторая стадия – это осмысление содержания (realization of meaning). Учитель уменьшает долю своего участия в процессе знакомства учеников с новым материалом. Учащимся (особенно в старших классах) предлагаются альтернативные источники информации, а со временем учащиеся гораздо более вдумчиво начинают читать, слушать, задают разнообразные вопросы и стремятся не ограничиваться только объяснением учителя или текстом учебника.

Стадия Задачи Приемы
Стадия осмысления 1. Получение новой информации.
2. Осмысление полученной информации.
3. Соотнесение полученной информации с собственными знаниями.
Направленная работа с текстом, информацией.

Например. Урок алгебры по теме «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений» в 7 классе. Исследовательская работа учащихся на стадии осмысления – чтение предложенного текста с остановками.
Каждый учащийся получает для работы первый фрагмент текста.
Возведем в квадрат сумму a + b
А как вы думаете, на чем основано возведение в квадрат данного выражения? Попробуйте выполнить возведение в квадрат самостоятельно. Обсудите полученные результаты в парах и группах.

Третья стадия работы по методике развития критического мышления через чтение и письмо – стадия рефлексии (reflection) необходима для того, чтобы сами учащиеся смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и разрешить возникшие в процессе знакомства с новым материалом проблемы и противоречия.

Стадия

Задачи

Приемы

Стадия размышления 1. Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации.
2. Выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы.
3. Анализ всего процесса изучения материала.
Возвращение к кластеру, таблица, эссе, синквейн.

Например. Урок геометрии по теме «Многоугольники. Виды многоугольников» в 9 классе. Исследовательская работа учащихся на стадии рефлексии – заполнение таблицы.

Правильные многоугольники Чертеж Кол-во  сторон Кол-во вершин Сумма  всех внутр. углов Градусная мера внутр.  угла Градусная мера внешн. угла Количество диагоналей
А) треугольник              
Б) четырехугольник              
В) пятиуольник              
Г) шестиугольник              
Д) n-угольник              

Таким образом, проводя исследования на каждом уроке, учащиеся не только приходят к определенному конечному результату методом проб и ошибок, но и создают проект – свой собственный, индивидуальный.

Метод – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности,  способ организации процесса познания.

Метод проектов, можно считать не простым, но эффективным этапом в формировании критического мышления. Проект отличается от иных проблемных методов тем, что в результате определенной поисковой, исследовательской, творческой деятельности учащиеся не только приходят к решению поставленной проблемы, но и создают конкретный реальный продукт, показывающий возможность и умение применить полученные результаты на практике, при создании этого продукта.

Проблема – задача,  содержащая противоречие,  не имеющая однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений. Проблемная  ситуация –  обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения. Проблемный вопрос – вопрос, отражающий сущность, основное противоречие рассматриваемой темы, не предполагающий однозначного тривиального ответа. Ответ на проблемный вопрос всегда вызывает столкновение мнений и подходов и может быть дан только частично, в рамках некоторых условий. Поиски ответа на проблемный вопрос активизируют самостоятельное критическое мышление, дискуссию.

В процессе работы над проектом обучаемые самостоятельно (индивидуально или, что чаще, в малых группах), без помощи преподавателя или при минимальной его помощи, выделяют из проблемной ситуации проблему, расчленяют ее на подпроблемы, выдвигают гипотезы их решения, исследуют подпроблемы и связи между ними, а затем возвращаются к основной проблеме предлагают пути ее решения. В ходе защиты проекта предусматривается широкое обсуждение предлагаемых решений, оппонирование, дискуссия. Поэтому от участников проекта требуется умение аргументировать свою точку зрения, выдвигать контраргументы оппонентам, поддерживать дискуссию, приходить к компромиссу. Все это умения, отражают специфику коммуникативной компетентности.  Проектный метод позволяет сформировать у обучаемых навыки самостоятельного ведения исследования в заданной области, что поможет им в дальнейшем реализовывать более сложные проекты и в их профессиональной деятельности.

Следует отметить, что исследовательский проект предполагает широкое использование информационных ресурсов при решении проблемы, при сборе информации по проблеме. Ведь не секрет, что правильность принятого решения зависит от информационного обеспечения процесса принятия решения. Чем объективней и всесторонней информация об исследуемом объекте, тем больше вероятности принятия адекватного решения по проблеме. Здесь реализуется принцип открытой системы, где устойчивость и адаптивность системы во внешней среде обусловлены ее открытостью для различной информации. Однако, проект предполагает использование информации не только обучаемым, но и преподавателем, поскольку проект сам по себе предполагает решение различных задач, различных уровней лингвистической и коммуникативной сложности и сам является открытой демократичной системой обучения. Это всегда совместная исследовательская деятельность.

Исследовательское обучение предполагает следующие действия:

  • выделение и постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  • предложение возможного решения;
  • проверка возможных решений;
  • выводы по результатам проверки;
  • применение выводов к новым данным;
  • обобщение.

Организация групп для работы на основе участия всех без исключения (рабочие группы формируются произвольным образом). Обсуждение более продуктивно, чем работа в полной тишине (ученики имеют возможность делиться идеями, знаниями, дополнять мнение одноклассников, изменять свое собственное мнение). Использование заданий с продолжением вместо заданий с очевидным конечным результатом (исследовательская деятельность должна приводить учащихся к сомнению, вместо желания получить единственно верный ответ). Использование игровых ситуаций (давать ученикам время на обдумывание и разработку идей, вариантов дает возможность делать случайные открытия, осуществлять поиск, определять интуитивные решения). Личная вовлеченность (наша цель – заинтересовать своим предметом ученика думающего и чувствующего, пробудить его пытливость и доставить радость оттого, что любой предмет школьной программы – часть нашей повседневной жизни).

Педагог, ставя перед собой задачу развития уникальной личности, должен организовать конструктивный диалог со школьником на всех этапах исследовательской работы. При знакомстве с новой информацией учащиеся должны выделить в ней существенное (анализ), выявить противоречия (синтез и анализ), найти ошибки (оценка), проанализировать причины, породившие эти ошибки (анализ и синтез), предложить оптимальный способ решения поставленных проблем (оценка), соотнести общее и единоличное (применение, оценка), заложить основы для формирования критического мышления.