Здоровьесберегающая деятельность ОУ, имеющего структурное подразделение: "Центр содействия и укрепления здоровья обучающихся"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Одной из главных задач любого образовательного учреждения считается  дать ученику необходимый минимум знаний, выработать у него умения и навы­ки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адап­тации. Однако ученик — это человек со всеми своими биологичес­кими и психологическими особенностями, и, подчиняясь общим законам природы, его организм адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых он существует, растет и развивается. Если условия хороши, соответствуют возрастным и индивидуаль­ным особенностям, то такая адаптация протекает благоприятно, ребенок становится сильнее, здоровее, умнее, расширяет свои физические и интеллектуальные возможности, становится полно­ценным и продуктивным членом общества. Если же условия пло­хи, не отвечают основным требованиям, не соответствуют физио­логическим и психологическим потребностям растущего ребенка, то адаптация к ним протекает сложно, организму приходится из­лишне расходовать свои адаптивные ресурсы, что часто приводит к стрессу и срыву адаптации. Такой срыв нередко проявляется в виде болезни, нездоровья, причем конкретные формы стрессорных реакций могут быть весьма разнообразны. Это и обострение хронических заболеваний, и частые респираторные заболевания, нарушения работы важных функциональных систем организма, нервно-психическое перенапряжение. Чем ниже уровень здоровья подрастающего поколения, тем выше ответственность школы за его укрепление и сбережение.

Нам известны основные факторы школьной среды, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на здоровье учащихся. Теперь рассмотрим важней­шие факторы более пристально. В качестве материала для такого рассмотрения мы воспользуемся результатами физиолого-гигие­нического мониторинга, который проводился в течение 3 лет по всей России в рамках эксперимента по совершенствованию струк­туры и содержания общего образования, организованного Мини­стерством образования РФ в 2001-2004 гг. Обследование прово­дилось более чем в 2000 школ из 56 городских и сельских регионов России но единой методике, что позволило получить богатый фак­тический материал, характеризующий разнообразие здоровьесберегающего потенциала современной российской школы. В про­цессе мониторинга на вопросы специально разработанных анкет отвечали директора школ, классные руководители, медицинские работники, родители и сами ученики. Кропотливая обработка ре­зультатов такого анкетирования, проведенная в Центре образова­ния и здоровья Минобрнауки РФ, позволила выявить некоторые весьма интересные закономерности, оценить здоровьесберегающий потенциал различных образовательных учреждений, выявить ли­деров и аутсайдеров движения, направленного на сохранение и укрепление здоровья школьников, воссоздать портреты «типич­ной школы» и «типичного школьника» России в начале XXI века.

Здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения — это тот ресурс, который школа может непосредственно использо­вать для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспи­танников. Как показали результаты мониторинга, здоровьесбере­гающий потенциал современной российской школы складывается из следующих основных компонентов: инфраструктура школы; наличие оборудования и условий для организации оздоровитель­ной работы; состав и уровень профессиональной подготовки педа­гогического коллектива; количество и квалификация медицинс­кого персонала, а также дополнительного персонала; наличие спортивно-оздоровительного оборудования; деятельность спортив­ных секций и кружков но интересам.

Школы разного вида обладают разными возможностями для проведения системной комплексной работы по сохранению и ук­реплению здоровья учащихся. Анализ данных анкетирования школ Российской Федерации, принявших участие в эксперименте, по­казал, что распределение по видам образовательных учреждений составило: средних общеобразовательных школ в городе — 79,3%, на селе — 87,4%; доля начальных школ в городе и на селе оказалась почти одинаковой (около 3,5%); основная школа представлена на селе в четыре раза больше, чем в городе; прогимназии имеются только в городе, сельских гимназий в 6, а лицеев в 13 раз меньше, чем городских; малокомплектных городских и сельских школ примерно поровну. Таким образом, наиболее распростра­ненным видом ОУ по стране в целом являются средние общеобра­зовательные школы.

Важным фактором организации школьной среды является характеристика здания школы, основные характеристики которого в городе и на селе примерно одинаковы. К со­жалению, регулярный косметический ремонт проводится только в половине городских и сельских школ России, по-видимому у ос­тальных не хватает на это средств. В большинстве школ Российской Федерации соблюдаются са­нитарные нормы и гигиенические требования к этажности школь­ных зданий.

Состояние здоровья детей и подростков в значительной степе­ни связано с их физической активностью, рациональной органи­зацией трудового обучения, спортивных секций и кружков, Все это зависит от нагрузки, квалификации и активности преподава­телей, что необходимо учитывать при анализе здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения.

С целью развития здоровьесберегающей среды на базе нашей школы был создан Центр содействия и укрепления здоровья обучающихся, который распространил поле своей деятельности не только на учащихся ОУ и их родителей, но и на весь большой коллектив.

Наш школьный Центр содействия и укрепления здоровья обучающихся – дело молодое. В его структуру входят следующие основные службы: Первая из которых, служба административного сопровождения, работа которой основывается на научно-методических рекомендациях окружного научно-методического центра и Московского института открытого образования.

В службу педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса вошли учителя предметники, классные руководители и педагоги дополнительного образования.

В организационную структуру нашего Центра входит так же и служба социально-психологического сопровождения, в которую входят педагоги-психологи, социальные педагоги, учитель-логопед. В школе организованы и успешно функционируют Медико-психолого-педагогический консилиум и Совет школы по здоровьесбережению.

Служба медицинского сопровождения представлена школьными медицинскими работниками, а так же врачами-специалистами Городской детской поликлиники № 138, с которой школа заключила долгосрочный договор о сотрудничестве.

В целях сохранения и укрепления здоровья учащихся и всего педагогического коллектива наша школа внедряет в образовательный процесс следующие здоровьесберегающие технологии, такие как:

  • Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;
  • создание безопасной и комфортной школьной среды, благоприятного психологического климата;
  • организация двигательной активности учащихся;
  • ведется целенаправленная работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • организовано рациональное питания для учащихся и сотрудников ОУ;
  • осуществляется медицинский контроль за развитием учащихся, работа с «детьми группы»  риска по здоровью, социально-профилактическая работа, а так же происходит наблюдение за всеми видами здоровья педагогов.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что сотрудники ОУ пытаются разработать и внедрить свою систему здоровьесбережения учащихся с учетом специфики ученического коллектива школы, ее территориального расположения и местопроживания учащихся; с учетом отдаленности медицинских учреждений разной специализации, отдаленности от спортивно-культурных учреждений города и так далее.

Создание и внедрение этой системы здоровьесбережения не означает, что школа превратиться в придаток медицинского учреждения. Сохранность и функциональность образовательного учреждения – это одна из проблем, которая стоит перед всеми школами, озабоченными вопросами здоровьесбережения учащихся. Мы надеемся вступить в тесный контакт с работниками таких школ и разработать общую стратегию и тактику, на основе которых каждая школа смогла бы разработать свою систему здоровьесбережения.