Интегрированный урок (окружающий мир + технология) в 1-м классе: "Как зимой помочь птицам"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цели:

  • закрепить приёмы сгибания складывания бумаги;
  • сделать птицу в технике «оригами»;
  • обобщить и дополнить знания детей о зимующих птицах Свердловской области;
  • развивать глазомер, точность выполнения изделия;
  • воспитывать любовь к меньшим братьям, бережное отношение к ним, желание помочь им.

Оборудование: проектор с экраном, рисунки Мудрой Черепахи и Муравья Вопросика, портрет И З Сурикова, на ватмане рисунок кормушки на дереве, запись голосов птиц, костюмы или маски зверей для сценки (зайца и белки), учебник окружающего мира  А А Плешакова 1 кл, у каждого ученика линейка и квадрат из цветной бумаги 10x10 (с одной стороны- красный, с другой- черный), у учителя такой же квадрат большего размера.

Ход урока

1. Орг момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

 

Слайд 1 (Приложение 1)

- Cегодня с нами на уроке будут помощниками Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик

2. Беседа

- Какое время года наступило?

- Кому из вас нравится зима? Чем?

Известный русский поэт Иван Захарович Суриков написал стихотворение о зиме. Послушайте его и скажите, какие картины зимы вы представили, слушая стихотворение?

Слайд 2

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы -
И зима настала.

- Какие картины зимы представили?

- Какую красивую зиму представил поэт!

- А как вы думаете, а для кого зима кажется не такой уж красивой, спокойной?

- Сегодня мы поговорим о птицах зимой, о том, что же надо делать, чтобы им зимой было легче жить, выполним коллективную  работу.

- Можем ли мы услышать, как зимой поют птицы? (да, но нет многоголосья)

- Пение птиц зимой отличается от летнего?

- Как называются птицы, которые зимуют у нас?  каких зимующих птиц знаете?

Слайд 3

- Чем питаются зимующие птицы?

- Корма этого им недостаточно, поэтому сейчас мы можем встретить птиц рядом с жильём человека. Мы должны помочь им, как?

3. Игра “ Птицы” (физминутка)

Слайд 4

Учитель называет разных птиц, ученики показывают, как летают птицы. Если он называет что-то другое, дети должны топать ногами.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки.
Лебеди и утки
И спасибо шутке!

4. Разгадывание кроссворда (на доске изображение кормушки на дереве)

- Кормушка наша пуста, кто прилетит  на кормушку, зависит от вас. Мудрая Черепах предлагает вам отгадать кроссворд.

Слайд 5

1. Непоседа пёстрая,
птица длиннохвостая,
птица говорливая,
самая болтливая.     СОРОКА

- Почему сороку называют белобокой? воровкой?

- Найдите сороку в ваших учебниках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.

2. Носит серенький жилет,
Но у крыльев черный цвет,
Видишь, кружат 20 пар
И кричит – Кар,кар,кар!  ВОРОНА

ПРИМЕТА: Если вороны собираются стаей, летают и кружатся и каркают – жди снега и мороза.

- Оказывается, вороны улетают зимовать к югу. Но зимой полно ворон. К нам прилетают вороны северных мест, где ещё холоднее.

- Найдите ворону в ваших учебниках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.

3. Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.  ДЯТЕЛ

- Почему дятла называют санитаром леса?

- Найдите дятла в ваших учебниках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.

4. Эту птицу часто называют вороной за внешнюю схожесть. Туловище птицы всё черное, только шея сзади и с боков серая. Это .... ГАЛКА

- Вспомните скороговорку про галку  НА ИВЕ ГАЛКА, НА БЕОЕГУ ГАЛЬКА.

- Найдите галку в ваших учебниках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.

5. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика      СИНИЦА 

- Почему птичку зовут синицей? (поёт си-си-си)

- Найдите синицу в ваших учебниках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.

6. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червячков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю  ВОРОБЕЙ

- Почему воробей имеет такое название?

- Он такой же хитрый, как и ворона. Та хлеб найдёт, а воробей незаметно кусочек стащит. А когда кто-то берёт не свое, говорят: «Бей вора, вора бей!»

- Найдите воробья в ваших учебниках и закрасьте кружок, если вы встречали птицу у нас.

- Название какой птички получилось? (снегирь)

5 Физминутка

Сел на ветку Снегирек –

все присели;

Пошёл снежок и  – он промок

выпрямиться, поднять руки вверх, покружиться;

Ветерок, подуй слегка -

легкие наклоны в стороны;

Обсуши нам снегирька.

бег по кругу (повторить 2-3 раза)

6. Беседа о снегире

- Что вы знаете об этой птичке? Видели ли вы её у нас в селе?

Сообщение учеников о снегире

1. Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7-10 птичек).

2. Летом снегири живут в самых глухих еловых чащах. Там птицы устраивают себе гнездо и выводят птенцов. А осенью и зимой странствуют в поисках пищи. Зимой снегири, сидящие на ветках, похожи на красные фонарики, которые украшают берёзку.

ПРИМЕТА  Снегирь под окном чирикает – к теплу.

7. Практическая работа. Выполнение фигурки снегиря

- Сегодня к нам на кормушку должны слететься снегири, поэтому  мы будем выполнять эту птичку из бумаги в технике ОРИГАМИ (учитель демонстрирует снегиря).

Таинственный мир превращенья бумаги…
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.

- Муравей Вопросик интересуется, что же такое оригами? Слайд 6

Поможет нам ответить на вопрос Мудрая Черепаха, ведь она всё знает: "Ори"- сложенный. "Ками"- бумага. Это складывание из бумаги.

- Оригами возникло 1800 лет назад в Японии.

- Работать мы будем по схеме.  Слайды 7-12

- Что понадобится для работы? (красно-чёрный квадрат и линейка)

- Изготовление фигурки снегиря идёт по схеме коллективно. После того, как дети окончили работу, все снегири крепятся на кормушку.

- Как много птиц на нашей кормушке! (включается запись голосов птиц)

Ученик:

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили   метели,
А мороз- красный нос
Им рябинку принёс.
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко- алые гроздья.

- А чем же питаются снегири? Давайте подслушаем разговор лесных зверей.

Сценка

Заяц:  Здравствуй, Белочка!

Белка:  Доброе утро, Беляк.

Заяц:  Почему это так шумно сегодня?

Белка:   Да это снегири устроили себе столовую!

Заяц:  А чем они питаются?

Белка:  Ты что, не знаешь?

Заяц: Нет.

Белка:  Видишь, остатки семян липы, ягоды рябины, летучки клёна. Ещё в лесу снегири кормятся ягодами бузины, семенами ольхи.

Заяц:  А на поле они прилетают?

Белка:   Конечно, и там для них есть еда: семена репейника и лебеды.

- Так чем же питаются снегири?

- Работа окончена. Пусть наша кормушка напоминает нам о всех птицах, нуждающихся в нашей помощи.

Дети читают стихи

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в вашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

8. Итог урока

слайд 13

- Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами, желанием помочь птицам, добрым отношением к ним. Кто о себе может так сказать:

- Теперь я знаю, что ….

- Я понял, что ………

- Я буду …..

Продолжите любое из этих предложений.

Слайд 14