Конспект коррекционно-игрового занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе: "Проделки Кощея Бесцветного"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Коррекционно-обучающие:
    • закреплять знания об осенних изменениях в природе.
    • учить составлять карту-схему по словесному содержанию.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать цветоразличение.
    • развивать остаточные анализаторы (слух, осязание).
    • активизировать зрительные функции.
    • развивать зрительное внимание, прослеживающие функции глаз.
    • развивать ориентировку на мини плоскости
  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитывать чувство красоты.
    • воспитывать положительные эмоции.
    • воспитывать интерес к занятию.
  • Речевые:
    • расширять и обогащать словарный запас.
    • продолжать учить детей отвечать на вопросы развернутым предложением.

Методические приемы:

  • Наглядные: карта, деревья, листочки, природный материал, изображение Кощея Бесцветного, «Золотая Осень».
  • Словесные: чтение письма, стихотворения, вопросы.
  • Практические: тактильное обследование, выкладывание тропинки из листьев, раскрашивание листьев, обкалывание контура листочка, штриховка.
  • Игровые: передвижение по карте с помощью фигурок.
  • Сюрпризные: подарки «Золотой Осени».
  • Оборудование и материалы: карта, листья, краски, кисточки, деревья, грамм-запись «шум ветра».
  • Дифференцированный подход: Космынина Катя – работа на подставке.

План

  1. Ритуал приветствия.
  2. Письмо – листочек «Золотой Осени»
  3. Работа с картой – схемой.
  4. Д/и «Выложи тропинку».
  5. Пальчиковая гимнастика.
  6. Д/и «Определи на ощупь».
  7. Физ. Минутка.
  8. Д/и «Определи на слух»
  9. Экологическая игра «Семена от дерева».
  10. Пальчиковая гимнастика «Ежики».
  11. Д/и «Выполни задание».
  12. Письмо – лист «Кощея Бесцветного».
  13. Д/и «Закрась листочек».
  14. Появление «Золотой Осени».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети стоят в кругу, произносят слова приветствия:

Солнце светит спозаранку,
Всей земле привет несет.
Мы выходим на полянку,
Ручеек в лесу поет.
Теплый ветер гладит кожу,
Лес шумит густой листвой,
Дуб нам хочет поклониться,
Клен кивает головой.
Птицы весело щебечут,
Только их не разглядеть,
Рады птицы нашей встрече,
Рады с нами вместе петь.

Звучит запись: «Шум ветра».

Воспитатель: Тише, ребята, слышите, какой ветер поднялся? Да у нас сегодня гость! (Обращает внимание на окно, с обратной стороны которого «прилип» белый кленовый лист).

Воспитатель: Здравствуй, дружок, залетай к нам в комнату. (Достает лист)

Воспитатель: Смотрите, ребята, здесь что-то написано.

«Дорогие ребята! Здравствуйте! Я – Золотая Осень, обращаюсь к Вам за помощью. Дело в том, что я очень люблю рисовать:

Так я краски взяла,
Начала рисовать.
В старый клен забрела –
И его не узнать.
Пожелтел березняк,
Яркий клен заалел,
Золотистый пиджак
Стройный ясень надел.
У рябин на весу
Гроздья ягод в огне.
Красит осень в лесу
Все подряд в сентябре.

– Но появился в нашем лесу злой и коварный Кощей Бесцветный. Он спрятал все мои краски в свои злодейские сундуки. И теперь Волшебный лес стал бесцветным и скучным.
Дорогие ребята! Помогите мне вернуть краски.

Воспитатель: Как, ребята, вы согласны помочь Золотой Осени вернуть краски?

Воспитатель: Добраться до волшебного леса нам поможет карта. Рассмотрите нижний край карты. Что вы здесь видите?

Воспитатель: Найдите третью ветвь могучего дуба. Она укажет вам, в каком направлении двигаться. Идите на запад до быстрой речки, которую надо перейти по мосту. (Дети переставляют фигурки) Куда вы попали?

Дети: На лесную полянку, где растет множество цветов.

Воспитатель: Теперь идите в северо-западном направлении до озера, обойдите озеро слева и идите по тропинке на восток. Так вы доберетесь до лесных тропинок, которые выведут вас к Волшебному лесу. (Дети переставляют фигурки на карте)

Воспитатель: Вам нужно выложить свою тропинку с помощью листов, используя схему. (Дети выполняют)

Воспитатель: Как ты проложил свою тропинку? (Дети объясняют закономерность)

Воспитатель: Вот он, бесцветный лес. (Обращает внимание на изображения деревьев, листья которых не имеют цвета)

Воспитатель: А какие деревья здесь растут, вы узнаете из чудесной коробки. (Дети на ощупь определяют плоды деревьев: рябина, шишка, желудь, яблоко. Называют дерево.)

Воспитатель: Перед нами сложная задача: перехитрить Кощея Бесцветного и вернуть краски Золотой Осени, поэтому я предлагаю отдохнуть.

Физминутка и гимнастика для глаз

Только ветер ветку тронет
Желтый лист она уронит.
С ветки, как парашютист,
Полетит на землю лист,
Если в лужу упадет,
Как кораблик поплывет.

Звучит запись «Шум ветра»

Воспитатель:  Это, видимо, Кощей Бесцветный нас испугать хочет. Вот он, в дупле дуба прячется, а вот его злодейские сундуки, куда он спрятал краски осени. Чтобы открыть сундуки, нужно выполнить задание.

Воспитатель: Определите на слух. Закройте глаза, и если вы услышите, когда зашуршит сухой лист, хлопните в ладоши. (Звуки извлекаются с помощью целлофана, бумаги, листьев, фольги)

Воспитатель: Молодцы! Первый сундук открыт (вынимает краску). Какого цвета краску мы освободили? (Ответы детей: красную)

Воспитатель: Следующее задание. Внутри каждой геометрической фигуры нарисуйте лист дерева.

Проводиться пальчиковая гимнастика:

Палец толстый и большой
В лес за шишками пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий,
Он сбивает шишки с ветки,
Безымянный подбирает,
А мизинчик – господинчик
В землю семечки сажает.

Воспитатель: И пятый сундучок открыли. (Дети поправляют воспитателя – второй)

Воспитатель: И здесь находиться … какая краска спрятана в сундуке? (желтая) (Ответы детей)

Воспитатель: (читает следующее задание) Вам нужно найти плоды (семена) деревьев. (Экологическая игра) А затем Игорь вырежет лист березы по контуру (лист бумаги, сложенный пополам), Аделина выполнит обкалывание контура листа дуба, сама заштрихует лист клена, а Алина нарисует лист рябины на фольге.

(Дети выполняют)

Воспитатель: Вот и последний сундук открылся. Здесь… (синяя) краска.

Воспитатель: Ура! Мы, освободили все краски. (Сверху падает лист дубовый, кленовый и березовый – цветной)

Воспитатель: Ух-ты! По-моему, это письмо от Кощея Бесцветного. (Читает) «Простите меня, ребята и ты, Золотая осень, прости. Я больше не буду прятать краски. Я ведь почему такой злой был? Потому что рисовать не умел! А теперь, наблюдая за вами, многому научился. Я теперь добрым стал, и Золотой Осени буду помогать. До встречи», – Кощей Разноцветный.
«И еще. Я набрал в лесу много-много шишек. Подскажите, что мне с ними делать?». (Дети отвечают)

Воспитатель: А теперь поможем Осени раскрасить деревья оранжевым цветом. Но у нас только красная, желтая и синяя краски? Как же быть? (Ответы детей)

Звучит музыка. Дети смешивают краски и раскрашивают листья на деревьях. Под музыку входит осень, благодарит детей и раздает им подарки – яблоки, шишки.

Осень: (читает стихотворение)

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень, не жалейте лето,
Посмотрите – Осень в золото одета.