Конспект интегрированного занятия "Зимушка-зима, сибирская краса"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закреплять умения детей придумывать и конструировать пейзажные композиции без помощи наглядной модели. Учить соотносить продукты детского творчества (художественное конструирование) с произведениями других видов искусства (музыка) на основе образной общности.
  • Развивать воображение при самостоятельном выборе и использовании доступных средств выразительности.
  • Развивать эстетический вкус, творчество и фантазию, интерес к художественному конструированию.
  • Воспитывать коммуникативные навыки.

Предварительная работа:

  • Чтение стихов о зиме;
  • -Рассматривание иллюстраций, репродукций (Д. Александров «Зимняя сказка» и др.);
  • Дидактические игры «Природа и настроение», «Какое время года», «Зимний узор»;
  • Прослушивание аудиокассет  «Времена года»

Оборудование:

  • Иллюстрации по временам года;
  • Аудиокассета «Времена года»;
  • Мини-фланелеграфы;
  • Бросовый материал, лоскуты ткани;
  • Видеокассета «Времена года»;
  • Фланелеграфы, элементы конструктора;
  • Сувениры для гостей.

Ход занятия

1. Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по одному из времен года. Но прежде чем отправиться в путешествие я приглашаю вас в картинную галерею – «Времена года», где ждет нас встреча с картинами.

Девочка: «Здравствуйте. Я приглашаю вас в мир Лета: это яркие сочные краски травы, цветов; вкусные, медовые запахи. Можно в картине использовать все цвета спектра (радуги).

Мальчик: «Весна – это голубой художник. Все пронизано светом, нежностью, свежестью и прозрачностью.

Девочка: «Я приглашаю вас в мир Осени: Осень одевается в огненно-оранжевые, бордовые наряды, красные гроздья рябин. Картины наполнены теплыми тонами.

Мальчик: «А зима приносит с собой палитру холодных цветов и оттенков. Но снег может быть разным: вечером он синий, фиолетовый; утром нежно розовый, сиреневый. Когда он только выпавший сверкает белизной, пахнет.

морозной свежестью. Когда снег тает он становится серым и тусклым».

Воспитатель: Каждое время года имеет свой цвет, характер, настроение. Я хочу вас пригласить в путешествие по зимнему времени года.

По своему характеру зима бывает разная.

Посмотрите на эту картину.

- Что вы видите на переднем плане? (ответы детей)

- Что на заднем плане? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте себя  маленькими человечками и вы оказались в пространстве этой картины. Откройте глаза.

- Вот вы стоите посреди картины.

- Что вы чувствуете? (тепло, неуютно, тесно, просторно…)

- Что вы почувствуете, если прикоснетесь к чему либо руками?

- Какие запахи наполняют это пространство?

- Что вы слышите? На что похожи эти звуки?

- Что произойдет, если вы пройдете дальше (за дерево )?

- Как вы будете там двигаться (легко, на цыпочках, проваливаться в снег)? (показ движений)

- Чем можно там заняться?

- Как мы должны себя там вести, чтобы не разрушить, не навредить этому пространству и его обитателям?

Воспитатель: Вот нам и пора возвращаться из картины. Закройте глаза и на счет три мы снова превращаемся в больших. Раз, два, три откройте глаза.

2. Воспитатель: Не только художники рисовали картины о зиме, но и поэты посвещали зиме свои поэмы, оды, стихи. И я приглашаю вас в поэтический салон. Присаживайтесь (дети рассаживаются на подушки).

Воспитатель: Послушайте какие замечательные слова написал о зиме: Федор Иванович Тютчев:

Чародейкою – зимой
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Воспитатель: Какая зима в этом стихотворении? (ответы детей)

Воспитатель: А вы знаете стихи о зиме?

Мальчик:

Вечер, ты помнишь вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела.

Воспитатель: Какая, зима у ……. В стихотворении? (ответы детей)

Девочка:

Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

Воспитатель: А как Пушкин  описал зиму в стихотворении, которое прочитала …..?

Воспитатель: А как вы думаете с помощью музыки можно узнать характер зимы?

3. Вступает музыкальный руководитель и приглашает в музыкальный салон детей.

Воспитатель: «Вот какая бывает зима: то она заботливая, то «колючая» и сердитая, робкая и спокойная, блестящая и светлая, порой тихая словно сон. Но зима бывает и волшебницей и сказкой. Она очаровывает природу, рисует узоры, одевает наряды»

Раздается голос: «Здравствуйте ребята! Это я Зимушка-зима. Пригласила меня Снежная королева на бал, а платья у меня подходящего нет. Помогите, пожалуйста, придумайте для меня наряд!»

Воспитатель: «Что же нам делать? Надо зимушке помочь! Вы согласны?»

Я приглашаю вас в «Художественную мастерскую», где вы попробуете составить подходящий наряд.

Аппликация «Наряд для Зимушки – зимы» (15-20 минут)

«Пока звучит музыка мы составляем наряд, как только музыка заканчивается мы вывешиваем модели на выставке» (в процессе деятельности опрос детей, почему выбрали тот или иной материал?).

Работы кнопками прикрепляются на стенде, рассматриваем вместе с детьми.

Воспитатель: Какие великолепные наряды получились для Зимушки, воздушно-легкие и прозрачные, сказочно-волшебные. И вечерние и дневные.

- Ребята, а хотите вы примерить эти наряды? Давайте представим, что девочки одели красивые зимние бальные платья, а мальчики костюмы. Слышите музыка звучит и мы очутились на балу у Снежной Королевы (образная импровизация).

Воспитатель: Вот мы и побывали на балу у Снежной Королевы. А сейчас я хочу пригласить вас в Мир зимней природы. Давайте пройдем в видеосалон и посмотрим зарисовки зимней природы.

(Просмотр видеокассеты 3 минуты)

- Я предлагаю вам самим придумать и изобразить зимние пейзажи на наших мольбертах. Кто-то из вас может работать индивидуально, а кто-то может создавать свою картину в парах

Самостоятельная деятельность детей

Давайте отойдем и посмотрим на наши пейзажи. Попробуйте придумать название своей картине (выслушиваются ответы детей).

- Замечательные получились картины! У всех заполнено все пространство. На переднем плане деревья высокие, на дальнем они кажутся маленькими. Кристина использовала в картине все средства выразительности: вата, нити. Посмотрите, какие великолепные у Пети сосны, солнце яркое…

Воспитатель: «Замечательное время года – Зима, это смех, веселье, сказка! Сколько нарисовано картин, написано стихов и песен, и мы одну из них знаем и пусть эта песня будет нашим подарком Зимушке».

Дети поют песню «Музыка Зимы».

Вот и подошло к концу наше путешествие. А нашим гостям, которые тоже сегодня с нами путешествовали, мы приготовили «Сувениры зимнего леса!» и хотим вам подарить.

Дети дарят подарки, прощаются и уходят.