Нравственные уроки по повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина

Разделы: Литература


Цели:

  • сопоставить евангельскую притчу о “блудном сыне” с пушкинской историей;
  • совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов;
  • воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других.

…Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Библия

1. Вступительное слово учителя.

Слайд№1-2. Добрый день, уважаемые ребята и наши гости. Сегодня мы с вами обратимся к одному из самых проблематичных и поучительных произведений в русской литературе – к повести “Станционный смотритель” А.С.Пушкина, проанализируем яркие эпизоды, сопоставим их с евангельской притчей и извлечем свои уроки нравственности. А сопровождать нас на этом уроке будут романсы на слова А.С.Пушкина из кинофильма Сергея Соловьева “Станционный смотритель”.

2. Беседа по вопросам:

Кто главный герой повести, чем он занимался? (Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин). Индивидуальное домашнее задание. Давайте совершим экскурсию в единственный музей литературного героя, история возникновения которого занимательна и по сей день. Слайд №3-4.

Музей “Дом станционного смотрителя”

Путешествия по почтовым трактам становились для современников Пушкина настоящим событием, тему дороги можно встретить у Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. А.С. Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст проехал он по дорогам России, не менее 13-ти раз бывал поэт и на Вырской станции. Предполагают, что и имя главному герою повести "Станционный смотритель" Пушкин дал от названия этой станции – древнерусского села Выра.

История Вырской почтовой станции берет свое начало в 1800 году. В то время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей по счету станцией от Петербурга. Типичная почтовая станция, отнесенная по "Табелям о рангах" к третьему разряду (18 ямщиков, 55 лошадей), она имела два корпуса: северный и южный – два одноэтажных домика, выложенных из кирпича, оштукатуренных и выкрашенных в розовый цвет. Домики выходили фасадом на дорогу и соединялись между собой кирпичной оградой с большими воротами посередине. Внутри находились две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, пожарная каланча и колодец. Северный корпус станции служил также жилищем смотрителя, за ним и сохранилось название – "Дом станционного смотрителя". Полосатый верстовой столб с цифрами "69" на тракте официально зафиксировал расстояние до Петербурга.

"Дом станционного смотрителя" – первый в нашей стране музей литературного героя, где сделана попытка исторически достоверно воссоздать образ и подобие той обстановки, которую видел каждый, "входя в бедное его жилище", и которую описал Пушкин.

…Из небольших сеней, освещенных фонарем со свечой, – вход на "чистую половину для приезжающих", интерьер которой воспроизводит "смиренную обитель" станционного смотрителя и его дочери. На стене при входе правила, указы и постановления: "Какому чину и по скольку выдавать лошадей", "О подорожных и сборе с оных". Здесь же расписание: "В какое время, и по скольку лошадей, и в какие экипажи запрягать должно".

В "красном" углу – стол смотрителя. На нем бронзовый подсвечник, ящик для денег, чернильница с гусиным пером, две шнуровые книги.

Когда-то существовала злая эпиграмма, подчёркивающая ничтожное положение чиновника 14 класса: "Коллежский регистратор – чуть-чуть не губернатор".

А вот и комната за перегородкой. Убранство ее воссоздает светелку девушки: диван, сундук для приданого, столик для рукоделия с пяльцами; на комоде портреты отца, зеркало, а рядом – портрет Дуни.

Всюду – приметы "смиренной, но опрятной обители": дорожные сундуки, чемоданы, "кровать с пестрой занавеской", на окнах "горшки с бальзамином", лубочные картинки – "История блудного сына”,– всё это воскрешает в памяти строки пушкинской повести.

  • Вы только что прослушали историю “Музея станционного смотрителя”, она нам поможет ответить на вопрос: А.С.Пушкин в своем эпиграфе к повести шутливо и иронично станционного смотрителя называет “диктатором”. Какова жизнь смотрителя на самом деле? (…Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто не почитал их извергами человеческого рода”?)
  • Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким его рисует автор?
  • Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно сталкивался на службе?
  • Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести?
  • Почему Вырин превратился в хилого старика, кто в этом виноват? На эти вопросы мы попытаемся ответить подробнее. Найдите самый яркий по эмоциональному накалу эпизод первой встречи Вырина и Минского. Прочитайте его выразительно. (Стр.105. “Что сделано, того не воротишь…Он сжал бумажки в комок”).
  • Можно ли считать данное покаяние Минского настоящим? (…Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть…)
  • Почему от этой встречи наворачиваются слезы у бедного отца. Смотри слайд №5. (Происходит психологическая схватка между Минским и станционным смотрителем. Минский хотел купить свое благополучие и заглушить работу проснувшейся совести. Деньги, мятые и небрежно врученные смотрителю, оскорбляют его (Вырина) человеческое достоинство. Впервые в русской критике вместе с образом Вырина рождается определение “маленький человек”).
  • Маленький человек” – это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами.
  • Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? (Хочет лично увидеть дочь и убедить ее вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без него живет: ест и спит…)
  • Как живет его дочь в Петербурге? (“ Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского…Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною”.) (Она здорова, богата и нисколько не горюет от тех перемен, которые с ней произошли…)
  • Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)
  • Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что было в прошлом: отца, память о себе – контакта “ глаза в глаза” не получилось…)

3. Работа с евангельской притчей.

(Краткий поучительный иносказательный рассказ – притча.) Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна как для простого смертного, так и для художников. (Напомним ее содержание…)

  • Индивидуальное домашнее задание.

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).

О БЛУДНОМ СЫНЕ

  • Проверка индивидуального домашнего задания. Экскурсия по картине Рембрандта “Возвращение блудного сына” Слайд№6.
  • Картины Рембрандта являются вершиной голландской живописи, а одной из таких вершин стала картина "Возвращение блудного сына". Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным.

Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын вернулся к отцу. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной нежностью прижимает его к себе. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Старик производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте.

Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться "Отец, прощающий блудного сына.

4. Составление таблицы. Слайд № 7.

  • Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни? Докажем это.  
Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца. 1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.
2. Никто не ищет его. 2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации
3. Ведет разгульный образ жизни. 3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…
4. Радостная встреча сына с отцом. 4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.
5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном. 5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына. 6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

5.  Аналитическая работа. Посмотрите на слайд № 8.

  • Прокомментируй картину А.В Венециана. Какой эпизод изображен на картине?
  • Почему Пушкин не закончил повесть столь же радостно, как Рембрандт свою картину?
  • Кто оказался счастливее: блудный сын или блудная дочь?
  • Чей отец оказался счастливее: блудного сына или блудной дочери? Сравните историю отца блудного сына с историей Самсона Вырина.

История Самсона Вырина История отца блудного сына

  1. Сам отправляет Дуню в поездку.
  2. Разыскивает и оплакивает бедную дочь.
  3. Живет в труде, а потом в нищете.
  4. Терпит предательство от близкого человека.
  5. Теряет всякий интерес и смысл жизни.
  6. Не дожидается возвращения дочери.
  7. Предпочитает свести счеты с жизнью.

6. Беседа по просмотренному кинофильму. Кадры из фильма. Смотри слайд№9.

  • Получил ли ты удовольствие от просмотра кинофильма? А от чтения повести?
  • Совпадают ли твои представления о киногероях с образами, которые присутствуют в повести?
  • Озаглавьте каждый кадр в отдельности. К какому эпизоду он относится?
  • Помог ли фильм лучше понять драматическую историю Самсона Вырина?
  • Если была бы возможность обратиться к литературному или киногерою, что бы ты им сказал или написал?

7. Подведение итогов урока. Работа с эпиграфом. Уроки нравственности сегодня и в прошлом. Слайд№10.

Итак, ребята, наш урок по изучению повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” подходит к концу. Давайте еще раз прочитаем наш эпиграф.

  • Откуда взяты строки нашего эпиграфа?
  • Как вы понимаете их смысл?
  • Давайте посмотрим на священное писание и выберем те высказывания, которые подходят нам в качестве выводов.

У святителя Тихона Задонского отдельно выделены в писании “Обязанности детей по отношению к родителям”:

  1. Дети должны испытывать чувство благодарности к своим родителям за то, что они дали им жизнь и воспитали их.
  2. Быть послушными.
  3. Словом и делом показывать родителям своё почтение.
  4. Наказания принимать от родителей как благо и не роптать на них, а, признавая свои ошибки, просить прощения.
  5. В нужде и старости родителей питать и со всяким усердием служить им.
  6. Детям, которые родителей своих не почитают, Господь законом своим определяет страшные казни.

8. Какие выводы мы можем вынести из этого произведения?

Главные сюжетные линии: дочь и отец.

Основной прием – противопоставление. Счастье Дуни противопоставлено несчастью ее отца. Притча о блудном сыне введена, чтобы ярче выделить контрастность в судьбах героев. Почему же несчастен ее отец? Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного союза, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное житье. Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия. Он слишком много вложил в свою любовь к дочери, которая предала его ради личного счастья, забыла того, кто ее родил, кормил и воспитал. Дуня не смогла найти в новой жизни место для отца, тем самым оставила будущее поколение без прошлого, настоящего и будущего…

9. Выставление оценок за урок.

10. Домашнее задание. Смотри слайд №11.

Написать творческую работу по теме:

  • Можно ли считать, что возвращение Дуни состоялось?
  • Почему повесть названа не именем главного героя – “Самсон Варин?

Презентация

7.03.2010

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306