Экологический проект: "Северомуйский тоннель – путь в будущее"

Разделы: Работа с дошкольниками


“Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству”.

Л.Леонов.

Последние десятилетия ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Можно ли в наше время переоценить важность и необходимость экологического воспитания? Его основная и конечная цель – вернуть людям нормальное, естественное экологическое чутье. И начинать это воспитание необходимо, безусловно, с самого раннего возраста, с детского сада.

Эффективная работа ДОУ по формированию основ экологической культуры детей и родителей требует грамотного подхода в этом направлении со стороны педагогов детского сада. Надо тренировать в детях наблюдательность, сочувствие, сопереживание.

Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического и духовного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

Данная работа посвящена экологическому и познавательному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В проекте предлагается решение задачи подготовки малышей к пониманию экологических проблем на основе познавательного и нравственного отношения к природе через организацию мероприятий, связанных со строительством Северомуйского тоннеля.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников чувство ответственности за судьбу природы – обязательное условие обеспечения экологической безопасности Муйского района.

Я сорвала цветок, и он завял,
Я поймала жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я поняла,
Что прикоснуться к природе
Можно только сердцем.

Л.Фесюкова

Цель.

Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи.

  1. Формирование представления детей о Муйской долине, как богатой природными ресурсами местности.
  2. Закрепление и систематизация имеющих знаний о почвах, полезных ископаемых, растениях и животном мире Муйской долины.
  3. Знакомство детей с историей строительства Северомуйского тоннеля и его влиянии на окружающую среду – экологически и экономически.
  4. Развитие речи и обогащение словарного запаса детей..
  5. Воспитание чувства гордости за своих предков – строителей тоннеля, уважения к ним.
  6. Воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе, её рационального использования.

Объекты проекта.

  1. Дети дошкольного образовательного учреждения ЦРР – ДС “Сказка”.
  2. Семьи воспитанников, посещающих МДОУ.
  3. Персонал МДОУ.

Предполагаемый результат.

  1. Систематизация знаний о почвах, растительности, животном мире Муйской долины, их взаимосвязи между собой и связи со средой обитания.
  2. Формирование представлений о строительстве Северомуйского тоннеля, тяжелом труде тоннелестроителей.
  3. Формирование представлений о влиянии громадных строек на окружающую среду.
  4. Формирование необходимости в бережном отношении к природе, её рациональном использовании.

Результаты детской продуктивной деятельности планирующихся в ходе реализации проекта.

  1. Создание альбома детских рисунков “Обитатели Муйской долины”.
  2. Изделия из бросового материала для кукольного или настольного театров.
  3. Выставка детских рисунков “Мы строим тоннель”.
  4. Изготовление макета “Тайга” (поделки из природного материала).
  5. Разучивание стихов, песен, посвященных к 35-летию БАМа.
  6. Создание коллекции камней, минералов.

Взаимодействие с семьей.

1. Беседа на тему: помощь, сотрудничество, участие в мероприятиях, проводимых в группе.

2. Привлечь родителей к участию в оформлении альбома в трех частях:
1 часть. “Муйская долина”
2 часть. “Северомуйский хребет” (Ангарский перевал).
3 часть. “Северомуйский тоннель”.

3. Привлечь родителей к участию в изготовлении макетов “Тайга”, “Северомуйский  Тоннель”, атрибутов к игре в тоннель.

4. Привлечь родителей к участию в проведении экскурсий, акций.

Последовательность разворачивания проекта.

Сентябрь.

Экскурсия в лес.

Тема. Как прекрасен этот лес.

Цель. Познакомить детей с почвой и растительным покровом данного участка леса. Обратить внимание на его обитателей. Собрать коллекцию природного материала.

Занятие.

Тема. Что растет в лесу?

Цель. Уточнить представление детей о растениях нашей местности, их размножением, связью с животным миром, пользе человеку. Привлекать к охране природы.

Заучивание стихов об охране природы. Дидактическая игра. “С какого дерева плод?”
Октябрь.

Просмотр видеофильма “Животный мир Прибайкалья”

Цель. Познакомить детей с повадками диких животных, их средой обитания, приспособленности к сезонным изменениям в природе.

Занятие.

Тема. Кто живет в лесу?

Цель. Уточнить представления детей об обитателях Муйской долины, приспособленности к среде обитания и взаимосвязи между собой.

Кружковая работа.

Тема. Изготовление из бросового материала поделок для кукольного театра.

Оформление 1 части альбома “Муйская долина”.
Ноябрь.

Наблюдение за горами Северо-Муйского хребта.

Цель. Познакомит детей со значением слова хребет, отличия хребта от горы. Помочь детям увидеть красоту и величие хребта.

Занятие – экспериментирование.

Тема. Камни, песок, глина.

Цель. Уточнить представление детей о грунтовых породах, их свойствах.

Дидактическая игра.

Тема. Живое – неживое.

Цель. Закреплять умения классифицировать предметы на живое и неживое.

 
Декабрь.

Экскурсия на реку Муякан.

Цель. Уточнить представления детей о водных ресурсах нашей местности, их предназначении для населения.

Занятие.

Тема. На воде, около воды, на воде.

Цель. Уточнить представление детей о растениях и животных, у которых среда обитания – вода, их приспособленности к сезонным изменениям в природе.

Изготовление ледяных фигурок для украшения елки на участке.

Цель. Превращение воды в твердое тело.

Кружковая работа.

Изготовление макета “Тайга”.

Цель. Уточнить представление детей о грунтовых слоях земли.

Январь.

Беседа о первооткрывателе Северо-Муйского хребта П.А.Кропоткине.

Цель. Познакомить детей с исторической личностью – выдающемся географе – П.А.Кропоткине и его открытием. Изучить его открытие на карте.

Рисование Северо-Муйского хребта.

Цель. Формировать представления детей о хребте. Формировать умение детей контурному изображению гор, познакомить с техникой заливки.

Продолжать оформление альбома – 2 части “Северо-Муйский Хребет”.  
Февраль.

Беседа о бурятской легенде – Бурхане.

Цель. Уточнить представление детей о бурятской легенде, о святых местах: – Бурханом, источниками чистой питьевой воды для путников.

Праздник “Саагалган”.

Цель. Уточнить представления детей об обычаях бурятов.

Игра “Распутай путаницу”.

Цель. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из горного (из лесного) лабиринта.

 
Март.

Беседа о строительстве Северомуйского тоннеля.

Цель. Знакомство с историей проектирования и строительства Северомуйского тоннеля, схемой его протяженности.

Экскурсия на третий ствол Северомуйского тоннеля.

Цель. Знакомство с сооружением, которое называется ствол, об его предназначении.

Просмотр видеозаписи “Строители тоннеля”

Цель. Формировать представление детей о тоннеле, его строителях и их тяжелом труде.

 
Апрель.

Интервью со строителем тоннеля.

Цель. Уточнять представление детей о тяжелом труде тоннелестроителей, их профессиях.

Рисование “Мы строим тоннель”.

Цель. Формировать умение отображать на листе бумаги труд тоннелестроителей.

Кружковая работа.

Изготовление макета тоннеля.

Цель. Уточнять представления детей о тоннеле.

Посев семян цветов для высаживания около памятника тоннелестроителям.
Май.

Просмотр видеозаписи “Наш любимый поселок Северомуйск”.

Цель. Уточнить представления детей о достопримечательностях поселка.

Экскурсия по поселку Северомуйск.

Цель. Знакомство с историей строительства поселка, его достопримечательностями.

Экологическая акция “Пусть поселок будет чистым”.

Цель. Привлечь детей и их родителей к посильной помощи коммунальщиков в уборке территории около МДОУ. Формировать экологическое сознание.

Продолжать оформление альбома – третьей части “Строители Северомуйского тоннеля”.
Июнь.

Экскурсия на стелу.

Цель. Познакомить детей со стелой, которую возвели в честь строителей Северомуйского тоннеля. Воспитание гордости за своих предков. Привлечь детей к посадке рассады цветов около стелы.

Экскурсия в музей БАМа.

Цель. Знакомство с экспонатами истории БАМа.

Рассматривание созданного альбома “Муйская долина, Северо-Муйский хребет, Северомуйский тоннель”. Объявление конкурса на его лучшее название.  

Информационная часть.

Муйская котловина, окаймленная Северо-Муйским и Южно-Муйским хребтами. Название ей и хребтам дано П.А.Кропоткиным, возглавлявшим экспедицию по изысканию скотопрогонного пути из Южного Забайкалья на Ленские золотые прииски. В 1866г. он впервые пересек описываемый район и нанес его на карту вместе с Делюн-Уранским хребтом, а долину назвал Муйской. Днище её лежит на высоте 471-700м над уровнем моря и прорезано реками Муя и Витим и притоками Витима.

Горы, окаймляющие Муйскую котловину с севера на юг, тянутся с юго-запада на восток и северо-восток почти на 300км. Они круто поднимаются над долиной на 1600-1800м. значительную часть хребтов составляют гольцы с многочисленными карами, с троговыми (ледниковыми) долинами и озерами у подножий. Горная область хребтов является из наиболее труднодоступных районов на севере Бурятии.

В долине немало горячих безымянных и минеральных источников. Климат в Муйской долине резко континентальный. Значительный баланс тепла и достаточное увлажнение в вегетационный период создают условия для быстрого роста растений. Не смотря на северный суровый климат, в теплое время года здесь создается своеобразный термический режим, резко отличающийся от климата окружающих гор и прилегающих к ним горно-таежных просторов.

Первые сведения о почвах Муйской долины были опубликованы М.Ф.Коротким. Им отмечено широкое развитие в этих местах почв подзолистого типа, приуроченных к песчаным наносам. Под дерново-карбонатными почвами и их разновидностями многолетняя мерзлота залегает на глубину 1.5-2.5.

Из древесных пород в Муйской долине наиболее широко распространена лиственница. Муйская долина является почти единственным районом на севере Забайкалья, где имеются чисто сосновые леса. Берега рек и ручьев покрыты ельниками. Из ягодных растений здесь растут брусника, красная и черная смородина, голубика, клюква, костяника, малина, шикша. Широко распространены медоносы: ивовые кустарники, малина лесная, жимолость, дикуша, боярышник, кипрей, дягиль, подмаренник, вероника, кровохлебка, сахан-даля (рододендрон Адамса), багульник.

Горная тайга Муйской долины представляет собой охотничьи угодья, с наличием пушного зверя. Водится соболь, горностай, колонки, лисицы, рыси, волки, кабарги. Ондатры.

Первыми в долине осели якуты, пришедшие сюда в 1836г. Они оценили климат Муйской долины. Слово Муя в переводе на русский язык с эвенкийского обозначает “конец тропы – вода”.

Северо-Муйский хребет, протяженностью почти в 300км, имеет самую высокую точку 1561м над уровнем моря. Причудливо изрезаны скалы в предгорьях Северо-Муйского хребта. Они похожи на фантастических зверей и птиц, другие на башни, третьи – на гигантские лица и фигуры людей. А она скала – её видно с железной дороги – точно памятник Чапаеву.

На границах между тайгой и горной тундрой склоны Северо-Муйского хребта затянуты массивами вечнозеленого хвойного кустарника: иглы тонкие и длинные, как у сосны, а шишки, как кедровые, орехи можно щелкать, только очень миниатюрные. А корни и ветви, и узловатый короткий ствол – плотные, в коре, как в броне. Это кедровый стланик. Больше всего стланик боится огня.

Ангарский перевал был единственным местом Северо-Муйского хребта звериного перехода из Верхне-Ангарской впадины в Муйскую долину. На перевале находится два озера, и летом на них можно встретить диких оленей или медведицу с медвежатами. В зимний период замерзшие озера служили посадочной площадкой для самолетов и вертолетов, доставлявших грузы изыскателям.

Изыскатели БАМа пытались обойти хребет, но все дороги уперлись в заоблачные пики. Так возникло единственное решение – бить тоннель протяженностью 15км 300м именно под Ангарским перевалом. В СССР пробивать таких еще не приходилось. За границей есть тоннели и подлиннее, но если учесть “отягощающие обстоятельства” Северо-Муйского хребта: мерзлоту, высокую сейсмичность, подземные реки и озера горячей воды, и еще целый набор сложностей, понятных только специалистам, – то Северомуйский тоннель – не только самое дорогое инженерное сооружение трассы, но и небывалое по сложности в мировой практике.

Поселок тоннельщиков Северомуйск спрятал свои улицы среди соснового бора под восточным склоном хребта. Во время его строительства был принят особый пункт об охране природы в поселке. Случалось, штрафовали своих же строителей за сломанное дерево.

Во время строительства природа преподносила немало сюрпризов на всем его протяжении. Людей сплотили выпавшие на их долю страшные удары подземных стихий: и обрушения, и плавуны, и выбросы радонового газа. Все подземные рабочие, занятые на строительстве Северомуйского железнодорожного тоннеля, по воздействию радона относятся к группе “А”.

При работе горного оборудования, ручного механизированного инструмента и систем вентиляции, эквивалентный уровень звука составлял 108 дБА, что превышало ПДУ на 28 дБА в течение рабочего дня. Локальная вибрация корректированный уровень 143дБ, при ПДУ 112 дБ.

При бурении шпуров вручную проходчики испытывали статическое динамическое напряжение, физические перегрузки (поднятие и переноска тяжестей свыше 35кг), находясь в неудобной позе при отборке забоя после взрывных работ, при возведении опалубки на своде тоннеля. Проходчики подвергались воздействию пониженной температуры воздуха, скорость которого составляло 1-6 м/сек.При температуре +11 градусов, относительная влажность воздуха 75%, пыль фиброгенного характера 17.57 мг на кубометр при ПДК до 2 мг на кубометр (превышение в 8 раз в течение смены).

Общая оценка условий труда с учетом комбинированного и сочетанного воздействия всех вредных факторов производственной среды и трудового процесса определена как вредные условия труда в соответствии с санитарно-гигиенической характеристикой условий труда Центра Госсанэпидемстанции в Муйском районе от 08.05.04г. %1.

Со строительством Северомуйского тоннеля также нанесен значительный ущерб природе. Пострадали от рук человека не только термальные источники. Вырубка леса на Ангарском перевале привели к тому, что стали дуть сильные ветра. Бесконечные лесные пожары по вине человека вынуждают зверей и птиц менять свои территории. В поисках пищи обитатели леса уходят в глубь тайги, либо наоборот ближе к поселку, где хищников приходится истреблять.

Почвы изрезаны, изрыты бульдозерами, во многих местах снят верхний, причем очень тонкий слой плодородной почвы, который пригоден для роста и развития растений. По завершению строительства тоннеля все строительные отходы, а их достаточно много, были просто зарыты в грунт. Потребуется очень много лет, чтобы на пустых местах выросли деревья, кустарники и трава

С экономической точки зрения, эксплуатация Северомуйского тоннеля в четыре раза экономичнее действующей перевальной железной дороги через Северо-Муйский хребет протяженностью 56км. По обходному железнодорожному пути поезд идет 2.5 часа, тоннель этот же поезд походит за 15-20 минут.

С вводом в постоянную эксплуатацию российского супертоннеля решаются многие технико-экономические и эксплуатационные задачи, в том числе обеспечивается безопасность и надежность движения составов, снижаются эксплуатационные расходы в четыре раза, увеличивается время безопасной эксплуатации путей, повышается объем перевозимых грузов, возрастает значение всей трассы Байкало-Амурской магистрали.

Используемая литература.

  1. Сунгуркин В. Навстречу времени – от Байкала до Амура. 1986 г.
  2. Верхотурова Г.А. Золотой край Бурятии.
  3. Газета “Северный Байкал”, от 5 декабря 2003 г.
  4. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. 2005 г.
  5. Характеристика условий труда Цетра Госсанэпидемстанции в Муйском районе от 08. 05. 04 г. №1.