Внеклассное мероприятие по русскому языку "Знакомство со словарями"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • Познакомить с различными словарями.
  • Познакомить с правилами работы с словарями.
  • Способствовать расширению познаний учеников в различных областях русского языка.
  • Учить исследовать лексическое значение, происхождение, написание слов.
  • Расширять активный словарный запас учеников, кругозор.
  • Прививать любовь к художественной литературы.
  • В игровой форме способствовать запоминанию слов.
  • Способствовать воспитанию интереса к языку, истории, культуре русского народа, уважение к культуре других стран.
  • Повторить и закрепить знания полученные детьми на уроках русского языка и обучения грамоте.

«СЛОВАРЬ – ЭТО ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ»
Анатолий Франс французский писатель

Ход урока

1. Организационный момент

У. Сегодня необычный урок, мы отправимся в Волшебную страну.

Мы в волшебную страну отправляемся сейчас,
В той стране живут слова, части речи – господа,
Правит ими царь – Словарь, их великий государь.
Знает, как слова писать, знает, как растолковать
В мире все они живут, службу верную несут.
По законам правит царь, стороны той государь.

2. Знакомство с темой урока

Словарь. (ученики 4 класса в костюмах словарей)

Приглашаю вас, друзья, в гости к славным словарям,
Много вам они расскажут, как слова писать покажут.
Все задания у вас, вам не выполнить без нас.
С кем-то вы уже знакомы, а вот с кем-то первый раз
Познакомитесь сейчас.

У. На протяжении, букварного периода, мы знакомились с буквами с помощью стихов Самуила Яковлевича Маршака.

Каждая команда сейчас вспомнит стихи на ту букву, которая им досталась.

Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Мёд в лесу медведь нашёл,-
Мало мёду, много пчёл.

Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок

Крот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.

Юнга – будущий матрос –
Южных рыбок нам привёз.

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.

У. И сегодня на уроке мы будем знакомиться со словарями на примерах стихотворений Маршака.

Царь Словарь приготовил нам маршрутные листы и желает вам успехов в Волшебной стране. (Приложение 1)

«Успехов желаем вам в нашей стране
Найдёте ответы вы в Словаре.
Шагайте уверенно, смело вперёд,
И к знаниям он вас всегда приведёт».
Ваш Словарь

3. Правила пользования словарями

У. Послушайте загадку.

Буквенным войском своим знаменит,
Он в букваре, его звать …. (алфавит).

Повторяем алфавит (под музыку «Подмосковные вечера»).

Задание № 1. Чистописание.

У. На доске перед вами печатные буквы. Расположите их в алфавитном порядке, запишите строчными буквами.

А С У В Ш К Х И О Ю

Д. (а, в, и, к, о, с, у, х, ш, ю)

У. - А как вы думаете, почему мы начали наш разговор о словарях с Алфавита?

Д. Cлова в словарях расположены по алфавиту.

У. - ПРАВИЛЬНО.

У. Сегодня мы не просто ученики, а исследователи. Каждый из вас работает в своей лаборатории. В конвертах у вас на столах лежат задания, их надо выполнить, а затем озвучить результат вашего исследования.

Царь словарь

Чтоб начать исследовать разные слова,
Нам ребята с вами памятка нужна.
Чтоб работа спорилась, вышел результат
Памятку составим мы для всех ребят.

У. Сначала нам нужен объект для исследования, как вы думаете, что это будет, если мы попали в страну Слов?

Д. Слова.

У. Правильно, значит, сначала мы их должны прочитать.

Правило первое

Прочитай слово.

У. Затем должны определить, с какой буквы это слово начинается.

Правило второе

Определи, на какую букву начинается слово.

У. Но ведь у нас их целых 33,
Такие толстые все словари,
И если будем мы листать страницы,
То очень долго это всё продлится.

Как быть?

Д. Eзнать, на какой странице найти нужную букву.

У. Есть оглавление в каждом словаре, здесь вы узнаете на какой странице найти ту или иную букву.

У. Значит правило третье

Найди в оглавлении на какой странице эта буква.

У. А если у нас несколько слов и все начинаются с одной буквы?

Например: Мама, мир, Москва, Маршак то, как быть?

Д. Определить вторую или даже третью букву.

У. Четвёртое правило гласит

Помни! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.

(На доске появляется памятка)

Памятка работы с словарём.

4. Работа с словарями

Словарь

Ученье свет, а не ученье – тьма,
Твердят вам с юных лет.
Чтоб правильно слова писать
Словарь пришлет привет.
Вот, встречайте, первый друг.
Я – Орфографический словарь
Всем орфограммам государь.

Про нормы и правила письменной речи

Вам расскажу друзья,
Раскрою детям я.
Трудное задание придумал вам, друзья,
Вы напишите буквы, используя меня.
Словарных слов не перечесть.
Все тайны орфографии
Так окажите вы мне честь.
В меня скорей вы загляните
И правильно слова пишите.

У. Найдите на листочках задание № 2.

Отрывок из стихотворения Маршака «Багаж».

Дама сдавала в б…га…
Д…ван,
Ч…модан,
Саквояж,
К…ртину,
К…рзину,
К…ртонку
и маленькую с…бачонку.

С.Я. Маршак

Впишите нужные пропущенные буквы. «Лаборатория орфограмм», пользуясь орфографическим словарём, поможет нам проверить это задание.

(Проверка. На доске)

Я - толковый ваш словарь
Я тайнам слова - государь!

Я верным другом буду вам
Значения слов узнаем вместе
Толковый словарь поможет нам
Употребить слова на месте.
Конечно, тайны языка
Не все откроются пока.

У. Задание №3. Впишите, пропущенные слова в отрывок стихотворения «Вчера и сегодня». Слова для справок даны. А лаборатория толкового словаря исследует лексические значения этих слов и расскажет нам, что они обозначают.

керосиновая
стеариновая
…. с ведром
и …. с пером.

Слова для справок: лампа, свечка, коромысло, чернильница.

Д. Лампа керосиновая,
Свечка стеариновая,
Коромысло с ведром
И чернильница с пером.

Д. (дети зачитывают статью из словаря.)

Физкультминутка

Стихотворение С.Я.Маршака. «Друзья – товарищи».

Я – иностранных слов словарь
Для иноземцев – государь!

Я исполнить прошу вас любой мой каприз,
Я – сэр, сеньора, мистер и мисс.
Я – абажур, швейцар, метро
Слова запомнить нелегко.
Все иностранные слова
Для вас открою только я.

У. Следующее задание № 4. Прочитайте двустишия, запишите второе двустишье в тетрадь. Подчеркните главные члены, укажите части речи, которые вы уже знаете.

Одет таким он франтом:
Фуражка с красным кантом.
Вчерашние афиши.
Как потемнели на столбах

Исследователи лаборатории словаря иностранных слов находят значения выделенных слов. (Дети зачитывают статьи из словаря)

Я - антонимов словарь
Богатой речи – государь!

Как много слов противоположных
На моих страницах, расположены.
Вот враг и друг, там север – юг,
Открой скорей словарь мой друг.
Найдёшь Антонимы ты тут,
Здесь дружно все они живут.

У. Задание № 5. Прочитайте четверостишие из стихотворения Маршака «Пожар». Найдите слова с противоположным значением. Как они называются?

Чуть только – ночью или днём –
Дадут сигнал тревоги.
Лихой отряд борцов с огнём
Несётся по дороге…

Напишите антонимы к словам.

Веселый -….

Светлый - ….

Громкий - ….

(Ответы: весёлый – грустный, печальный.

Светлый – тёмный, мрачный, чёрный.

Громкий – тихий, кроткий, спокойный, нешумный.)

Лаборатория словаря антонимов, добавят ваши рассказы.

Физкультминутка

Поднимем руки – высоко,
Затем опустим низко.
На месте медленно пойдём,
Потом довольно быстро.
Наклоны выполним, дружок,
Направо и налево.
На место сядем мы с тобой
Не криво друг, а прямо.

Не только слова имеют противоположные значения, к нам пришёл словарь другой.

Я – синонимов словарь
Красивой речи – государь!

Слова, которые собрались у меня
Близкие значения имеют ведь не зря.
Чтоб речь твоя была богата
Собрал синонимы для вас, ребята.

Задание № 6. Подберите слова синонимы, к каждому словарному ряду

Противник, неприятель, недруг - ….

Вьюга, буран, пурга, ураган - …

Пауза, остановка, передышка, перемена (в школе) - …

Храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный - …

(Слова для справок: смелый, враг, метель, перерыв)

Я – фразеологический словарь
Устойчивым выражениям – государь.

Звёзд с неба не хватаешь,
У моря погоды не ждёшь,
Козырем не ходишь, баклуши ты не бьёшь.
Украсить нам родной язык помогут обороты,
К которым, с детства ты привык.

У. Задание № 7. На столах лежат рисунки, подумайте какое выражение подойдёт к каждому рисунку.

Картинки - фразеологизмы.

Не бросай слова на ветер.

Семь пятниц на неделе.

Москва слезам не верит.

Работать спустя рукава.

Держи нос по ветру.

У. А команда исследователей фразеологического словаря, расскажет, что обозначают эти устойчивые выражения.

У. Один из рисунков подходит к стихотворению С.Я.Маршака, это выражение тоже можно назвать фразеологизмом – устойчивым выражением. Кто догадался?

Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Я - топонимический словарь
Географическим названьям - государь

Если ты меня откроешь,
То, узнаешь, где живёшь.
Всё поведает словарь
Всем названьям государь.

У. Задание № 8. Прочитайте отрывок из стихотворения Маршака «Мистер Твистер». Найдите в нём собственные имена существительные. Чем они отличаются от нарицательных имён существительных. Запишите их в тетрадь в столбик. Подберите к ним нарицательные имена существительные.

Кук – фамилия.

Париж – город.

Таити – остров.

Памир - горы.

Исследователи по топонимическому словарю прочитают, что они узнали об этих географических названиях.

Есть за границей контора Кука.
Если вас одолеет скука
И вы захотите увидеть мир –
Остров Таити,
Париж и Памир
Кук для вас в одну минуту
На корабле приготовит каюту.

5. Заключение

У. Вот и закончилось наше первое знакомство со словарями.

Какие словари помогли вам сегодня на уроке?

У. Ещё много словарей, о которых мы не сказали, некоторые есть и здесь.

Уважаемый Словарь!
До свиданья – государь.
Подружились мы с тобой
Здесь найдём ответ любой.

Словарь

Рад я с вами в мире жить.
Будем мы всегда дружить.
Русский вы язык учите
И подарок получите.

Детям вручают словари.

Дети исполняют песню «Наш друг Пиши-читай».