Урок музыки: "В чем сила музыки Н.А. Римского-Корсакова" (6-й класс)

Разделы: Музыка

Класс: 6


Цели и задачи:

  1. Показать связь музыки с жизнью, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях.
  2. Проследить развитие образа главной героини через всю оперу.
  3. Развивать у детей познавательный интерес, приобщать к прекрасному.

Оборудование: Доска, интерактивная доска, свирель, портрет композитора, иллюстрации Рериха, Врубеля, рисунки детей.

Ход урока

1. Орг.момент.

1) – Сегодня мы с вами продолжаем разговор о силе музыки. О том, как музыка воздействует на человека, какие чувства она вызывает. И урок мы начнем с чтения стихотворения М.Ивенсена «Музыка».

– Послушай: музыка вокруг;
Она во всем – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень – песенкой без слов,
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пенье,
И звук пилы и топора!
…Вот почему – то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,

О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели…
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.

2) – Сегодня мы с вами поговорим о музыке, изображающей картины природы, а также о музыке, рассказывающей о красоте и правде жизни, о преобразующей силе музыки. Многие композиторы обращались к теме природы, и одним из таких композиторов был Н.А. Римский-Корсаков. (Показ портрета) Никто из русских композиторов так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал ее, никто не умел так изумительно передать ее красоту в музыке, как Н.А. Римский-Корсаков.

– С какими произведениями этого композитора мы знакомы? (Опера-былина «Садко» – о русском богатыре, гусляре Садко, который заворожил своей игрой на гуслях даже морского царя! И опера «Золотой петушок», которая имеет политический смысл и выражает резкий протест против зла и насилия)

– Вы знаете, что Римский-Корсаков написал 15 опер, 9 из них написаны на сюжеты русских сказок и легенд («Ночь перед рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Садко».)

3)Ученик рассказывает о творческом пути композитора.

4) – На нашем уроке речь пойдет об опере «Снегурочка».

– Что такое опера? (…)

– Вы, конечно, знаете сказку о Снегурочке, где дед и баба слепили себе внучку, а потом она пошла в лес с подружками, стала играть с ними и растаяла, прыгая через костер. Римский - Корсаков прочитал сказку «Снегурочка» Островского и всего за 2,5 месяца он написал оперу! Он сам вспоминал о ней так: «Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем «Снегурочка». Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как «Снегурочка».

– Действие оперы происходит в выдуманном царстве берендеев, где господствует только добро и справедливость. Композитор с необычайным мастерством передает старинные обычаи и обряды, картины народного быта.

5) – Посмотрите фрагмент мультфильма «Снегурочка» на музыку Римского-Корсакова, где показан праздник Масленица.(…)

2. – Итак, Снегурочка является из леса, ее берут в дочери бобыли (старик и старуха, не имеющие детей)

1) – Послушайте арию Снегурочки и подумайте – что же манит ее к людям?

Слушание арии Снегурочки.(Фрагмент мультфильма)

2) – О чем поет Снегурочка? (О человеческих радостях, которые ей недоступны)

– Что манит ее к людям? (Людские песни)

– Какой Снегурочка появляется из леса? (Холодная, бесчувственная)

3) – Мы дали характеристику Снегурочке, прослушав ее арию. Новый термин – АРИЯ. (Выписываем на доску)

АРИЯ – сольный номер в опере, дающий характеристику героям.

3. – И вот, слушает она людские песни, пытается войти в человеческую жизнь. В песнях пастушка Леля слышит она призыв к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и идет навстречу этой жизни.

1) – Вот как художники Рерих и Врубель проиллюстрировали эту сказку, изображая Снегурочку и Леля. (Показ иллюстраций )

– Лель своими наигрышами завлекал девушек. Он играл на пастушьем рожке или свирели.

2) – Давайте послушаем пастуший наигрыш.(Учитель исполняет наигрыш из третьей песни Леля.)

4. – А сейчас мы послушаем третью песню Леля, песню, которая так привлекала Снегурочку.

1) Слушание песни.

– Какие здесь изобразительные моменты? (Раскаты грома и наигрыш на пастушьей свирели)

2) Разучивание 1 куплета.

3) Имитация игры на свирели.

– Как двигалась мелодия? (Поступенно, плавно)

– Это является одним из признаков народной песни, ведь композитор применил в опере интонации русских народных песен.

4) Исполнение 1 куплета с имитацией рукой движения мелодии.

5.- Благодаря песням Леля, жизни среди людей, Снегурочка захотела познать чувства, которые овладевают людьми.

1) – А какие чувства бывают у людей? (…)

– Познала эти чувства Снегурочка? (…)

– Как же это произошло? (…)

– Ярилин день – 5 июня – уходит весна, приходит лето, берендеи встречают его песнями, плясками, играми, гаданиями. (Учитель рассказывает о том, как растаяла Снегурочка)

2) Слушание и просмотр сцены таяния Снегурочки.

6. Итог:

1) – Удалось ли композитору передать чувства любви, восторга, разочарования и др.?

– Правдиво ли композитор изобразил перерождение Снегурочки? (Да, из ледяной красавицы она превратилась в любящую девушку)

– На какую судьбу обрекла себя Снегурочка? (На гибель)

– За что отдала она свою жизнь? (За любовь, за чувства, за песни)

2) – На доске записаны слова – прилагательные. Раскройте первоначальный образ Снегурочки и зачитайте – какой она стала в конце:

– Ледяная, доверчивая, холодная, бесчувственная, наивная, влюбленная, простодушная, нежная, обворожительная, восторженная, очарованная, бездушная, красивая, страстная.

7. Д/з:

Нарисовать свой образ Снегурочки и найти в сказке те фрагменты, которые мы с вами прослушали и посмотрели.

8. – С кончиной Снегурочки Ярило перестает сердиться на берендеев и в стране наступает лето. Народ поет гимн Солнцу!

Звучит гимн Солнцу. (Просмотр фрагмента)