Урок по теме "Обращение" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • Сформировать представление об обращении, его роли в предложении
  • Учить находить обращение в предложении
  • Учить отличать подлежащее от обращения
  • Учить постановке знаков препинания при обращении
  • Развивать устную и письменную речь учащихся

Оборудование: компьютер, экран

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Друзья мои, здравствуйте! Прошу вас присесть. Все ли готовы к работе? Всем ли удобно? Вижу по глазам, что вам отчаянно хочется приступить к занятию.

– Кто сегодня отсутствует? Жаль, его (её, их) нам так не хватает! А всем нам должно хватить на уроке хорошего настроения, знания предыдущего материала, желания открыть истину. При наличии всех этих составляющих нас всех ждет успех.

II. Повторение пройденного

(Актуализация имеющихся у детей представлений об изучаемом предмете – синтаксисе.)

– Запишем сегодняшнее число, оставим, как всегда, строчку для записи названия темы, запишем эпиграф:

Чего тебе надобно, старче?
А.С. Пушкин

– Ребята, перефразируя слова поэта, спрошу у вас: что нужно вам, лицеистам? (возможны разные варианты ответов, но среди них обязательно будут: хорошие знания, отличная успеваемость и т.п.)

– Цель нашего урока: повторить пройденный материал и изучить новую тему, а значит, понять значение научного решения вопроса для человеческой жизни. “Какого?” – спросите вы. Узнаете после того, как успешно вспомните изученный материал.

“Минутка приятных воспоминаний”

Как называется раздел языка, который мы с вами изучаем? (Синтаксис.)

– Какие еще разделы языка вам известны?

Слайд 2. (См. Приложение 1) “Разделы языка”

– Что изучается в синтаксисе? (Словосочетание и предложение.)

– Какие виды словосочетаний вам известны? Приведите примеры.

– Без чего предложение не существует?

– Какой член предложения называется подлежащим?

– А сказуемым?

– Какие виды предложений по цели высказывания вам известны? Приведите примеры.

– А по интонации? Подтвердите примерами.

– Как называется предложение, состоящее только из главных членов?

– А со второстепенными членами?

– Какие изученные вами конструкции могут осложнять простое предложение?

– Какие знаки препинания ставятся при однородных членах? При наличии обобщающего слова? При вводных словах и словосочетаниях?

– Итак, мы вспомнили, чем может быть осложнено простое предложение. Молодцы, вы хорошо поработали. Сегодня на уроке мы узнаем, чем еще простое предложение может быть осложнено.

III. Изучение новой темы

Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – “Обращение”.

Запись темы.

Назовите цели урока.

– И, как всегда, мы оценим роль таких умений для практической жизни.

3 слайд.

Прослушайте предложения. Назовите слова, с помощью которых герои Пушкина обращаются к другим.

– Определите, какими чувствами окрашены обращения в данных примерах.

  • Свет мой, зеркальце! Скажи,
    Да всю правду доложи…
  • Ах ты, мерзкое стекло!
    Это врешь ты мне назло.
  • Дурачина ты, простофиля!
    Выпросил, дурачина, корыто!
  • Смилуйся, государыня рыбка:
    Еще пуще старуха бранится…

Выводы после наблюдений:

– Кого называют обращения? (Обращение называет того, к кому обращаются с речью.)

– Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению, дорогие мои, можно понять, каков человек, обращающийся с речью, и каков тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…

– Как характеризуют царицу эти разные обращения: “свет мой, зеркальце” (ласковое обращение) и “мерзкое стекло”? (царица слышит не то, что хочет услышать)

– Очень часто обращение раскрывает характер героя произведения.

– Ты, Саша (обращение к одному из учеников), смог бы полюбить такую, как царица?

– У человека тонкая и ранимая душа – подбирайте слова, когда обращаетесь к нему.

– Интонация обращений звательная. Раньше в русском языке был седьмой падеж – звательный, но язык – явление живое, изменчивое. Сейчас звательный падеж сохранился в украинском, родственном русскому, языке.

– Назовите обращение в звательном падеже из эпиграфа. Помните, в молитве – “отче (наш)”, сыновья обращаются к Тарасу Бульбе – “батько”, он к Остапу – “сынку”. Меня мама в детстве называла “доню” – я родом из Украины.

– Запишите один понравившийся отрывок с обращением.

4 слайд.

Прочитайте предложения про себя.

– Назовите те, в которых обращение выражено одним словом.

– Теперь прочитайте те предложения, в которых обращение выражено несколькими словами.

  • Не тужи, душа моя,
    Это чудо знаю я.
  • Чем вы, гости, торг ведёте
    И куда теперь плывете?
  • Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
    Что ты тих, как день ненастный?
  1. Слёзы льёт и говорит:
    “Бог вас, дети, наградит”.

Выводы после наблюдений:

– Обращение, состоящее из одного слова, называется нераспространенным.

– Как мы назовем обращение, состоящее их нескольких слов? (распространенным)

– Выпишите по одному примеру с нераспространенным (одиночным) и распространенным обращением, в скобках укажите это качество обращения.

5 слайд.

Идем дальше. Прочитайте предложения, соблюдая верную интонацию.

  • Ты, царица, всех милее,
    Всех румяней и белее.
  • И царица хохотать,
    И плечами пожимать…
  • Свойство зеркальце имело:
    Говорить оно умело.
  • Здравствуй, зеркальце! Скажи,
    Да всю правду доложи…

Подготовка к оформлению вывода:

– Назовите повторяющиеся слова (царица, зеркальце).

– В каком падеже употреблены эти слова?

– В каких предложениях эти слова являются подлежащим?

– В каких – выступают в качестве обращений?

– Задумаемся над вопросом: как мы будем различать эти два явления?

(Дети предлагают свои варианты, которые потом на практическом материале будут отрабатываться.)

– Выпишем 1 и 2 предложения, подчеркнем грамматическую основу.

Выводы после наблюдений:

– Обращение не является членом предложения.

– Докажем это, выполнив синтаксический разбор предложения “Бог вас, дети, наградит”, и именно сейчас мы узнаем, что наличие обращения делает предложение осложненным.

6 слайд.

Прочитайте предложения:

  • Засмеялся Балда лукаво:
    “Что ты это выдумал, право?”
  • Чем вы, гости, торг ведёте
    И куда теперь плывёте?

– Назовите личные местоимения в обоих предложениях.

– Какими членами предложения они являются?

– Как вы думаете, являются ли они обращением? Называют ли они того, к кому обращаются с речью?

– Назовите обращение (гости).

Выводы после наблюдений:

– Местоимения ты и вы не должны использоваться в качестве обращений. Кто их использует в речи в таком качестве, тот некультурный человек.

7 слайд.

Вы молодцы, мы уже подходим к завершению нашего исследования.

– Продолжим наши наблюдения.

  • Балдушка, погоди ты морщить море…
    Свет наш солнышко! Ты ходишь
  • Круглый год по небу…
    А Балда приговаривал с укоризной:
  • “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.
  • Не губи меня, девица!

– Как на письме выделяются обращения, если стоят в начале или в конце предложения?

– А если находятся в середине?

– А если произносятся с особой, восклицательной интонацией?

– А теперь составим в тетради схемы постановки знаков препинания при обращении.

[О, – =]. [О! – =]. [ – = ,О, …]. [ – = ,О].

Психологическая разминка

Внимательно посмотрите на схемы предложений, а теперь закройте глаза и мысленно представьте себе их.

9 слайд.

Самостоятельная работа

Спишите, расставляя нужные знаки препинания. Это задание очень важно выполнить, поскольку оно покажет, понятна ли вам тема и не нужна ли кому дополнительная помощь. Задание доступно всем, успех гарантирован. После проверки поставьте сами себе оценку, сверив работу со следующим слайдом.

  • Князь им вымолвил тогда:
    “Добрый путь вам господа
    По морю…"
  • Выпросил дурачина корыто!
  • Здравствуй грозная царица!
  • Бабушка постой немножко…

IV. Закрепление

Упр. 262 (устно, по “шагам”)

Упр. 265 (Выборочный диктант. Задание: выписать на слух только обращения).

(Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2 кн. Под науч.ред.акад. РАО А.А.Леонтьева. – Изд.3-е, испр. – М.: Баласс, 2008. – Кн.1, С.138-142).

V. Итоги урока

Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте все, что мы узнали, оформим в единый ответ. Закончите предложения:

11 слайд.

  • Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того,___________________.
  • В устной речи обращение выделяется__________________________________________,
  • а в письменной ____________________________________________________________.
  • Обращение может быть по составу ____________________________________________.
  • Обращение не является______________________________________________________.
  • Слова ты и вы _____________________________________________________________.
  • Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится___________________________________________________________________.

В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.

VI. Домашнее задание

(12 слайд) С.139, 140 (правила). Задание по выбору: выпишите из сказок А.С.Пушкина предложения с обращениями или выполните упражнение 267 (комментарий учителя).

VII. Рефлексивный момент урока

Подходит к концу наш урок. Как вы думаете, мы добились цели, которую сами себе поставили? С чем мы должны были познакомиться? Чему научиться? Составьте, хорошие мои, предложения с обращениями ко мне, выразив свое отношение к сегодняшнему уроку и свое настроение.

(На следующем уроке для тетради – шпаргалочки учащимся будет выдана памятка: см. Приложение 2).