Леворукость – норма или отклонение?

Разделы: ОБЖ


Знаете ли вы, что объединяет таких людей как Александр Македонский, Наполеон, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Пол Маккартни, академик Павлов или самый знаменитый российский слововед Владимир Даль? Оказывается, все они были левшами. Слайд 2.

Что же такое ЛЕВОРУКОСТЬ - врожденное или вынужденное пользование левой рукой. Человек, которому свойственна врожденная леворукость, называется левшой. Слайд 3.

Еще во времена первобытных людей человечество разделилось на левшей и правшей. Но все-таки основную часть населения всегда составляли правши. Например, найденные при раскопках орудия труда древнего человека были рассчитаны на работу в основном правой рукой. Но это совершенно не значит, что праворукость - это норма, а леворукость необходимо исправлять. Слайд 4.  

Леворукость - не дефект развития. Это вариант нормы.

Более того, она присуща не только человеку. Братья наши меньшие тоже бывают как право-, так и леволапыми, причем довольно часто. Слайд 5.

Левша - это тот, кто предпочитает делать любое "правое" дело (писать, шить, рисовать) левой рукой. Такая склонность может быть врожденной (причем передаваться по наследству: Слайд 6. 50% левшей родились у леворуких родителей; 17% унаследовали это качество от одного родителя-левши и только 7% левшей не имели себе подобных предков) или приобретенной (ребенок почему-то научился действовать левой рукой или стал неосознанно подражать леворуким друзьям или родственникам). Иногда малыш или взрослый может стать левшой по вине какого-либо заболевания центральной нервной системы или травмы.

В 1992 году группа американских ученых, обнаружила, что леворукость несколько чаще (почти на 3%) встречается у мужчин. Слайд 7.

От 5 до 15% землян - левши. А еще 20% людей тоже левши, только скрытые, то есть могут одинаково ловко работать обеими конечностями (амбидекстры)

В чем причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. Но наиболее научно обоснованной является Слайд 8. теория функциональной асимметрии полушарий мозга. Это значит, что в  процессе развития головного мозга у  человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями головного мозга. Ответственность за разные виды деятельности поделена между ними. Слайд 9. Более того, одно из полушарий является доминантным (преобладающим), а другое Слайд 10. субдоминантным (т.е. подчиненным). Полушария различаются стратегией переработки информации.

Левое - последовательная, детальная обработка информации. Правое - целостное восприятие предмета, явления и оно способно осуществлять обработку большого количества параметров объекта. Слайд 11.

Для того, чтобы изложенная далее информация воспринималась с интересом, я хочу предложить вам определить какое полушарие у вас доминирующее, используя методику И.О. Павлова.

Инструкция. Разложите слова по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее. Слайд 12.

Наглядный материал: карась, орел, овца, перья, чешуя, шерсть, летать, плавать, бегать.

Оценка результатов: Слайд 13.

1 вариант

1-я группа карточек - "карась", "орел", "овца".

2-я группа карточек - "бегать", "плавать", "летать".

3-я группа карточек - "шерсть", "перья", "чешуя".

Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает II сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.

2 вариант Слайд 14.

1-я группа карточек - "карась", "плавать", "чешуя".

2-я группа карточек - "орел", "летать", "перья".

3-я группа карточек - "овца", "бегать", "шерсть".

Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает I сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.

3 вариант Слайд 15.

Одновременное выполнение 1 и 2 вариантов теста. Смешанный тип.

Правое полушарие головного мозга отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). Слайд 16. А левое полушарие отвечает за речевые функции, чтение, письмо, а также математическое, логическое и аналитическое мышление. Слайд 17.

В осуществлении движений участвуют оба полушария головного мозга. Левое полушарие управляет правой рукой и ногой. А правое - соответственно левой рукой и ногой. Слайд 18.

На самом деле левши и правши отличаются друг от друга не только тем, какой рукой они пишут и держат ложку. Леворукие более впечатлительны, возбудимы, подвержены эмоциональным всплескам и резкой смене настроений. Именно поэтому среди людей искусства (актеров, композиторов, поэтов и художников) очень много леворуких. А вот точные науки, как правило, левшам даются с трудом.

Немало людей, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю человечества, предпочитали действовать именно левой рукой. Роберт Шуман, Аристотель, Исаак Ньютон, Марк Твен : Среди известных всем нам современников левшами являются Рональд Рейган и Билл Клинтон, Ринго Старр, Мартина Навратилова и Моника Селеш, Брюс Уиллис и Дэвид Духовны, и этот список можно продолжать бесконечно долго. Между прочим, левшой является каждый пятый всемирно прославившийся человек. Слайд 19.

Разница между уровнем интеллекта у право- и леворуких людей не обнаружена.

Переучивать "убежденных" левшей не надо ни в коем случае! Во-первых, заставляя ребенка действовать "не своей" рукой, можно повредить функциям мозга. А во-вторых, этот процесс очень снижает самооценку, и ребенок, здоровый и нормальный, начинает чувствовать себя ущербным и "неправильным", а значит плохим. У насильственно переученных левшей часто развивается невроз речи - заикание и дисграфия (неграмотное письмо). Очень сильно страдает почерк.

Чем больше творческих способностей проявляет человек, тем сильнее развито его правое полушарие и, следовательно, левая рука.

Характер и мировосприятие левшей и правшей различны. Несколько упрощая, можно сказать, что правши - консерваторы, а левши - творцы.

Левши добросовестны и ответственны. Они медленнее воспринимают информацию, задумчивы и глубже проникают в суть познаваемого, но это вовсе не значит, что они - "тормоза", как считали те, кто принимал леворукость за недостаток.
В классе маленькому левше будет удобнее сидеть слева от своего соседа по парте (чтобы правая - рабочая - рука товарища не мешала ему при письме).

Дома настольную лампу лучше поставить справа от ребенка.

Напомню, что леворукость сама по себе не патология, а один из возможных вариантов нормы. У леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. "Левша" очень раним и требует бережного, внимательного и доброго отношения.

Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Слайд 20.

Среди левополушарных - инженеры, математики, философы, лингвисты. Слайд 21.

Анализируя творчество художников и композиторов, можно сделать следующие выводы.

Картины правополушарных художников отличаются большими размерами, темной палитрой красок, Слайд 22. большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. Слайд 23. К таким художникам можно отнести Слайд 24. Леонардо да Винчи, Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова.

Работы правополушарных художников поражают свежестью видения, Слайд 25.

Эмоциональностью, экспрессией, динамикой. Слайд 26.

Левополушарным художникам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это - Пикассо, Кент, Леже. Слайд 27.

К правополушарным композиторам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К левополушарным - Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. По отношению к музыке наше левое полушарие ведет себя как Сальери, а правое - как Моцарт.

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.

Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!

И. Соньер Слайд 28.

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции.

Процитирую ведущих специалистов в области нейропедагогики. Слайд 29.

Профессор Трауготт: "Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации".

Профессор Хризман: "Исчезают правополушарники - генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию". Слайд 30.

Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движения глаз в правую сторону (и наоборот). Поэтому можно предположить, что те, кто отводят глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо - левополушарными.

Часто ученики во время общения с учителем начинают смотреть в сторону или "закатывать глаза к потолку". Эта реакция не случайна. Глаза в сторону - нет интереса к учителю и его информации. Учитель, пытаясь вернуть внимание ученика, ускоряет темп и громкость речи. Ученик же в этот момент перерабатывает ту информацию, которую не успел переработать. В данный момент он не воспринимает речь учителя. Более того, ускорение речи учителем воспринимается учеником как своеобразная агрессия по отношению к нему. Возникает раздражение и защитная реакция. Если во время разговора глаза ученика уходят в сторону, сделайте паузу. Дайте ему возможность усвоить полученную информацию.

Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%. Слайд 31.

Для левополушарных учащихся сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами. Слайд 32.

Учителю при выборе методов и приемов в процессе обучения необходимо учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий.

Левополушарные оценивают и читают слова, "атакуя" их, поэтому для них необходимо использовать фонетический (дискретный) подход (от части к целому). Правополушарные обучаются от целого к части, что объясняет их неуспехи в обучении чтению левополушарными методами (методика Зайцева, система Занкова).

Результаты исследования

Наше исследование проводилось в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 64".

Объектом исследования стали обучающиеся 5 - 11 классов школы (437 учеников).

Исследование заключалось в следующем: Слайд 33.

мы провели беседы с обучающимися школы, результаты беседы можно увидеть в таблице и диаграмме: невысоко количество леворуких обучающихся - 26 человек, так же очень маленькое количество детей амбидекстров - 18, праворуких учеников подавляющее большинство - 393 человека.

Всего обучающихся 5 - 11 классов Леворукие Праворукие Амбидекстры
437 26 393 18

Слайд 34.

следующим этапом нашего исследования было тестирование, получили потрясающие результаты, оказывается в нашей школе количество обучающихся с доминирующим правым полушарием (214 человек) превышает численность обучающихся с преобладающим левополушарным мышлением (177 человек), количество учеников со смешанным типом мышления составило 19 человек.

Всего обучающихся 5 - 11 классов Левополу-шарники Правополу-шарники Смешанный тип
410 177 214 19

Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что у большинства обучающихся нашей школы преобладает художественный тип, образное мышление, соответственно ведущим является правое полушарие. Слайд 35, 36.

Приложение.