Урок математики в 4-м классе по теме: "Решение задач по сумме и разности"

Разделы: Начальная школа


Место урока в тематическом планировании:

  • решение задач на разностное сравнение (первый урок);
  • 4 класс.

Тип урока: овладение новыми знаниями.

Цель урока: формирование способности решать задачи на нахождение значений двух величин по их сумме и разности.

Образовательная: учащиеся должны «раскрыть» способ решения задач на разностное сравнение нового вида.

Воспитательная: учащиеся должны осознать, что открытый способ является оптимальным для решения задач данного типа.

Развивающая: развивать мыслительные операции, внимание, речь, коммуникативные способности.

Методы обучения: проблемный метод, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся:

  • интеллектуальные – задания разного уровня сложности, диалогическое решение поставленных задач;
  • социальные – работа в группах, самоконтроль по готовому образцу.;
  • эмоциональные – создание ситуации успеха, создание проблемной ситуации.

Средства обучения

Индивидуальные карточки с заданиями, плакат-рисунок к созданию проблемной ситуации в классе, компьютер, проектор, цветные полоски для индивидуальной работы.

Хронометраж урока

1. Организационный момент (1 мин).

2. Актуализация знаний:

2.1. Вычислительная атака(4мин)

2.2 .Проверка индивидуальных заданий у доски (3мин)

2.3. «Блицтурнир» (5мин)

3. Постановка проблемы (4 мин.)

4. «Открытие» детьми нового способа решения задач(10 мин)

5. Первичное закрепление (5мин)

6. Физкультминутка (4мин)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону(5мин)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке(2 мин)

9. Домашнее задание(2мин)

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Над доской дети читают плакат:

«Друзья - ученье нас объединяет»

Взявшись за руки, дети произносят стихотворение.

У. Готовы все к уроку?

Д. Да!

У. На вас надеюсь я, друзья!

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, настрой учащихся на продуктивную деятельность. Включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте.

Учащиеся включаются в деятельность.

2

Актуализация знаний

 Класс разделён на группы по 4 человека в каждой. По одному человеку из каждой  команды выходят к доске для индивидуальной работы. В это время класс пишет математический диктант, причём по одному человеку из команд, не представленных у доски, получают для записи ответов переносные доски. В ходе урока за верные ответы команды получают фишки-очки, которые суммируются при подведении итога в конце урока.

2.1 Вычислительная атака

- Уменьшите число 244в 2 раза (122)

- Число 350 уменьшите на 230. (120)

- Найдите произведение 57 и 2. (144)

- На сколько 134 больше 8? (126)

- Число 1280 уменьшите в 10 раз. (128)

- Чему равно частное 363 и 3? (121)

- Сколько сантиметров в 1м 2дм 4см? (124см)

Учащиеся, работавшие на переносных досках, показывают свои решения. Ответы сравниваются, ошибки разбираются. Карточки с правильными ответами, на обратной стороне которых написаны буквы, учитель выставляет на доске.

У. Какое число можно считать лишним в ряду ответов?  (120- круглое, а остальные нет; 121- нечётное, а остальные чётные;114- количество десятков равно одному, а у остальных – 2 и т.д.)

У. Ребята, отгадайте слово, зашифрованное на демострационной доске? Расположите ответы в порядке возрастания.

114

120

121

122

124

126

128

т

о

в

а

р

и

щ

У. Какое слово у вас получилось?

У.  Какие синонимы вы можете подобрать к этому слову?

Д.  Друг, приятель.

У.  Я думаю, у каждого из вас в классе есть друзья.

2.2 Проверка индивидуальных заданий у доски:

Три одноклассника приготовили своему другу подарки. Посмотрите,  нет ли среди них одинаковых?

У. Какие числа без пары?

Д. Число 7

У. Дайте характеристику этому числу.

Д. Однозначное, нечётное, предыдущее 6 , последующее 8, имеет два делителя – 1 и 7.

Раздаются и подсчитываются  фишки- очки.

2.3 Блицтурнир

Каждый участник получает индивидуальный листок с задачами и схемами:

А) У одного ученика, а колец, а у другого – на n колец меньше. Сколько колец у одноклассников вместе?

Б) У двух одноклассников,  а колец, причём у одного ученика на n колец меньше, чем у другого. Сколько колец у каждого ученика?

Учитель предлагает каждому ребёнку подобрать к задачам подходящие схемы, составить буквенные выражения, обсудить решение в командах, и через 3 минуты по одному представителю каждой команды записывают свои выражения на доске.

При разборе первой задачи учащиеся достаточно быстро приходят к общему выражению: а+(а-n). Для второй получаются разные ответы.

У. Какая же из команд заработала очко?

Создание необходимой образовательной среды. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения новых знаний.

Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

Выявляются

причины ошибок детей.  Ученики осознают образовательную  ситуацию урока.

Дети свободно владеют предложенным содержанием. Учащиеся проверяют работу представителей команд, находят примеры с одинаковыми ответами.

3.

Постановка проблемы

У.  Чем похожи задачи?

 Д. В обеих задачах говорится, что у одного из учеников на n колец меньше, чем у другого.

У.  Чем вторая задача отличается от первой?

Д. В первой задаче а – это число колец только у первого ученика, а во второй – сразу у двух одноклассников.

У. Молодцы! Вы, верно, заметили, что во второй задаче не известно число колец ни у одного из одноклассников.

У.  А что известно?

Д. Сумма и разность колец.

У. Как бы вы назвали этот новый тип задач?

Дети предлагают свои варианты. Отталкиваясь от них, учитель сообщает им общепринятое название.

Итак, цель урока - научиться решать задачи, в которых значение двух величин надо найти по их сумме и разности.

 На проектной доске появляется слайд с темой урока:

« Решение задач «по сумме и разности»

Выявление и фиксирование в громкой речи:

- где и почему возникло затруднение;

- темы и цели урока;

Учитель выполняет роль организатора (а не участника) коммуникации. Организация обсуждений по спорным  вопросам, возникающим в процессе «открытия» нового метода решения задач.

Самостоятельно указывают причины затруднения, выявляют существенный признак нового способа действия, осуществляют личностное принятие темы и цели урока.

4.

Открытие детьми нового знания

У каждого ребёнка в руках 2 полоски цветной бумаги, изображающие число колец соответственно первого и второго ученика :

У.  Покажите полоску, изображающую число колец у первого ученика, у второго, у них вместе.

Что обозначает а? (Сумму колец)

У.  Покажите с помощью полосок, чему равно а.

У.  А как показать на полосках значение разности n?

Учащиеся накладывают одну полоску на другую, фиксируют конец меньшей полоски и закрашивают разность полосок.

У.  А как уравнять количество колец у обоих одноклассников?

Дети отгибают часть длинной полоски так, чтобы оба отрезка стали равными.

У.  Сколько стало колец? (а- n)

У.  Значит, две эти маленькие полоски равны а – n.

У.  А чему равна она одна? (а – n) : 2

У. А как теперь узнать большее число?

Д. Нужно к полученному числу прибавить n.

Путь решения можно зафиксировать в виде последовательности операций:

У. Мы нашли сначала удвоенное меньшее число. А теперь попробуйте построить способ решения, когда вначале находится удвоенное большее число. Какая группа сможет сделать это быстрее? Аналогично рассуждая, учащиеся строят последовательность операций:

Вывод: при вычитании суммы и разности получается удвоенное меньшее число, а при сложении удвоенное большее число.

Выбор метода решения проблемной ситуации. Подведение детей к «открытию» нового знания с помощью подводящего или побуждающего диалога. Использование материальных или материализованных моделей. Фиксирование нового способа действия в языке и знаково.

Метод решения проблемной ситуации детьми выбран самостоятельно.

Учащиеся используют материальные ил материализованные модели. Решение проблемы предложено самими детьми. Дети чётко фиксируют новый способ действий.

5.

Первичное закрепление

Прочитайте про себя задачу.

В двух классах 56 человек, причём в первом классе на 2 человека больше, чем во втором. Сколько человек в каждом классе?

- Что известно в задаче и  что нам надо найти?

- «Оденьте» схему и проанализируйте задачу.

- Запишите решение с комментированием.

- Можно ли иначе найти число учеников во втором      классе? ( Мнения детей могут быть различными)

-Как проверить, правильно  ли решена задача?

- А каким другим способом можно решить эту задачу?

Далее дети распределяют свою деятельность: один проговаривает условие и вопрос задачи, второй объясняет, как заполнить заготовку схемы, третий проговаривает, как найти  большее (меньшее) число, а четвёртый - как найти меньшее (большее) число. Проверка решения - по готовому образцу.

Учитель отслеживает в процессе решения задания:

-согласованы ли решение и его комментирование; 

- какая часть детей включена в комментирование решения;

- успешно ли дети справились с предложенными заданиями.

-грамотная ли математическая речь.

Учащиеся работают с тетрадью на печатной основе. Решение детьми типовых заданий на новый способ действий. Проговаривание способа решений в громкой речи. Учащиеся класса  воспринимают новую информацию, сравнивают и сопоставляют её с субъектным опытом.

6.

Физкультминутка

Охрана здоровья детей. Дети занимают любое пространство в классной комнате.

Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой.

7.

Самоконтроль и самопроверка по эталону

Учащиеся самостоятельно решают по вариантам №5.

Самопроверка по готовому образцу

Создание мотивации на успех для каждого ребёнка. Организация корректировки знаний для детей, не справившихся с работой.

Самостоятельные решения и самоконтроль детьми типовых заданий на новый способ действий. Решения задач на повторение и закрепление изученного ранее.

8.

Подведения итогов урока

Что нового мы сегодня узнали на уроке?

-  С помощью чего мы построили алгоритм решения?

-  В каком разделе математики мы рассматриваем данный   вид задач?

-   Что удалось на уроке? А что не получилось?

-  Посчитайте свои очки, кто как поработал?

- А кого же мы можем поздравить с самым лучшим результатам? Давайте поприветствуем эту команду.

- А кого из ребят вы хотите поблагодарить за помощь в работе?

- Я попрошу вас, после окончания урока зафиксировать на шкале отметку «Как вы чувствовали себя на уроке?»

Осознание необходимости способа решения задач данного типа при решении различных жизненных ситуаций.

Задачей учителя является создание ситуации успеха, сопоставление целей урока с его результатами.

Учитель выявляет правильно ли дети зафиксировали полученное на уроке новое знание (способ действий). Систематизация полученных типов образовательной продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного продукта. Обращение к жизненному опыту учащихся, его переосмысление. Внесение в образовательное пространство урока личных представлений самого учителя.

Производится самооценка детьми своей деятельности. Выявляется эмоциональное и психофизиологическое состояние детей. Дети проговаривают способы действий, вызвавшие затруднения, намечают цели последующей деятельности.

9.

Домашнее задание

№3 на стр.8

Придумайте и запишите задачу изученного вида для своего друга.

Учитель сообщает  домашнее задание и объясняет способ его выполнения.

Дети осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы.

Результаты урока

В результате сотрудничества учащихся и учителя стало возможным открытие нового способа решения задач на кратное сравнение. Учащиеся убеждаются, что открытый способ работает успешно. Создаётся ситуация успеха. В форме групповой и индивидуальной работы проводится анализ условий и конкретно-практических задач. Анализ завершается моделированием способа решения задач по «сумме и разности». Дети отвечают на вопросы: какую учебную задачу решали, что получилось, не получилось. Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий, оценивают деятельность на уроке. В завершении учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей работы. Сотрудничество учащихся предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.