Пушкинский праздник "У Лукоморья" ( для детей старшего дошкольного возраста)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закрепить знание детьми сказок А.С.Пушкина; способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемому; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях; воспитывать чуткость к художественному слову; развивать интерес детей к художественной литературе.

Подготовка к празднику: чтение сказок Пушкина, беседа о поэте; рассматривание иллюстраций разных художников в разных изданиях сказок; изобразительное детское творчество, выставка рисунков и поделок в технике оригами; оформление выставки книг в групповой библиотеке, иллюстрации, портреты А.Пушкина работы В.Тропинина, О.Кипренского; поход в детскую библиотеку – знакомство с биографией А.Пушкина , его творчеством и его творчеством его современников; заучивание отрывков из сказок; разучивание танца “В царстве золотой рыбки” и песни “Русская сказка”; украшение зала - большой портрет, плакаты “Дуб зеленый и кот ученый” и “Что за прелесть эти сказки!”

Оборудование: видеоотрывок из мультфильма “У лукоморья дуб зеленый…”; карта страны Лукоморье; волшебный сундучок, в нем игрушки – рыбка, орех, петушок и 2 маски; элементы костюмов и декораций для драматизации отрывка из “Сказки о рыбаке и рыбке” - дом, скамья, пряжа, веретено, невод; корона золотой рыбки; шапочки и водоросли для танца рыбок; театр на фланели “Три девицы под окном…”; колокольчики и треугольники для оркестра; шапочка или костюм белочки; мисочки и орехи фундук и грецкие для сортировки в игре; элементы костюмов богатырей; 2 набора крупного пластмассового строительного материала; картинки разных кораблей, в т.ч. царя Салтана; разрезные картинки на полу к “Сказке о золотом петушке” - Царь, Петушок, Шамаханская царица; набор предметов или картинок – зеркало, яблоко, веретено, собака и др.

Ход праздника:

Под музыку дети входят, садятся на стулья.

Вед. Александр Сергеевич Пушкин. Это имя хорошо известно во всем мире, потому что Пушкин – замечательный, гениальный поэт и писатель. Его сказки очаровывают и детей, и взрослых.

Видеоотрывок из мультфильма “У лукоморья дуб зеленый…”

(выходит Кот Ученый)

Кот: Вы узнали меня?.. Сказки Пушкина читали?..

Тогда вы знаете, что я не простой кот, а Кот Ученый.

Вы сказки любите?.. Я приглашаю вас в сказочную страну Лукоморье. Хотите?..

А вот и карта нашего путешествия по сказкам Пушкина

(карта страны Лукоморье – на магнитной доске)

По волшебной тропинке пойдем в сказку

(дети друг за другом за Котом делают круг по группе и садятся на стульчики).

В какую сказку мы сейчас отправимся подскажет мой волшебный сундучок… А где же он?..

Дети (подсказывают): На дереве

Кот: Сейчас найдем подсказку

(ребенок на ощупь определяет игрушку в сундучке – рыбка, достает)

Дети: “Сказка о рыбаке и рыбке”

Вед. Мы знаем эту сказку. И можем показать.

Драматизация отрывка из “Сказки о рыбаке и рыбке”

Автор

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо:

Старик

“Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась.
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил её в синее море”

Автор

Старика старуха забранила:

Старуха

“Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось”

Автор

Вот пошел он к синему морю;
Видит, - море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:

Рыбка

“Чего тебе надобно, старче?”

Автор

 Ей с поклоном старик отвечает:

Старик

“Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось”

Автор

Отвечает золотая рыбка:

Рыбка

“Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто”

Вед. Золотая рыбка была государыней морскою. Хотите заглянуть в подводное царство?

Танец “В царстве золотой рыбки” (4 девочки)

Кот: Вижу, знаете вы “сказку о рыбаке и рыбке” Пушкина. Молодцы!

Пойдемте дальше по сказочной тропинке страны Лукоморье.

(дети делают круг за Котом, садятся на стульчики)

Заглянем еще в волшебный сундучок?..

(ребенок на ощупь достает орех из сундука)

Дети: “Сказка о царе Салтане”

Вед. Заглянем в “Сказку о царе Салтане…”

Театр на фланели “Три девицы под окном…” (показывает ребенок)

Кот: А знаете ли вы три чуда из “Сказки о царе Салтане…”?

Вед.: Знаем. Вот послушай.

Реб.

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом
Белка там живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.

Оркестр музыкальных инструментов “Во саду ли, в огороде” (у всех детей колокольчики, у двоих – треугольники)

Танец Белочки с платочком.

Белочка: Помогите мне разобрать орешки.

Игра “Разбери орешки для Белочки” (дети соревнуются, кто быстрее рассортирует грецкие орехи и фундук по мискам)

Кот: Это первое чудо. А второе?

Реб.

Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
Все равны, как на подбор –
С ними дядька Черномор.

Упражнения-перестроения “Тридцать три богатыря и дядька Черномор”

Вед. Какой остров охраняли богатыри? (остров князя Гвидона)

Как попал князь Гвидон на остров?..

Реб.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часа.м
Что произошло на острове?..

Реб.

Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей…
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их.

Игра “Построй город” (2 команды по 2 детей строят на полу города из наборов крупного пластмассового строительного материала)

Кот: Какое же третье чудо?

Реб.

Лебедь тут, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Кот: Все чудеса вы знаете.

Скажите, а увидел ли эти чудеса царь Салтан?

Реб.

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой –
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

Вед. Игра “Выбери корабль царя Салтана” (2 детей, 2 набора картинок разных кораблей)

Кот: Вижу, хорошо знаете вы и “Сказку о царе Салтане…”. Молодцы!

Пойдем в следующую сказку по волшебной тропинке?..

(делают круг за Котом, садятся)

Что еще есть в нашем сундучке?

(ребенок на ощупь достает петушка)

Дети: “Сказка о золотом петушке”

Реб.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны…
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется”

Кот: Каких героев “Сказки о золотом петушке” вы знаете?

Вед. Сейчас мы соберем картинки и назовем главных героев этой сказки Пушкина.

Пазлы на полу – Петушок, Шамаханская царица, Царь (3 группы детей складывают на полу изображения героев сказки, каждое из 8 фрагментов)

Кот: Есть у меня в сундучке маска-загадка

Игра “Маска, мы тебя знаем” (ребенок, прячась за маской, читает стихи)

Реб.

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела…

Дети: Царица из “Сказки о мертвой царевне…”

Реб.

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?

Дети: Королевич Елисей из “Сказки о мертвой царевне…”

Вед. Игра “Выбери предметы, которые встречаются в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” (2 детей; 2 набора – зеркало, яблоко, веретено, собака и др.)

Кот: Молодцы, ребята! Вижу, что любите вы сказки Пушкина, много читаете и знаете.

А вот скажите мне, что же такое Лукоморье?..

Порадовали вы меня.

В моем волшебном сундучке есть для вас подарок. А получит его тот, кто назовет сейчас любого героя сказок Пушкина. Повторяться нельзя. Согласны?...

Игра “Назови героя сказок Пушкина” (каждый ребенок)

Сюрприз – подарок из сундучка

Кот: Я оставлю вам карту, чтобы вы не забывали дорогу в сказочную страну Лукоморье, и чаще возвращались туда.

Вед. Давайте поблагодарим Ученого Кота за интересное путешествие и подарки

Песня “Русская сказка”

Чаепитие

Приложение