Урок развития речи. Описание картины Ив. Шишкина "Сосна" (6-й класс)

Разделы: Русский язык


Оборудование:

  • компьютер, презентация, выполненная в PowerPoint. (смотри. Приложение №1)
  • раздаточный материал (картина И. Шишкина «На севере диком», алгоритм описания картины);

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Показать связь истории языка с историческим развитием общества;

  2. Познакомить учащихся с вариантами описания картины, используя алгоритм;

  3. Научить видеть фонетические, лексические, грамматические и семантические архаизмы и историзмы в художественном тексте.

ЭТАПЫ УРОКА

1. Историческая справка о картине и ее создателе

Слово учителя Генрих Гейне, немецкий поэт написал стихотворение «Сосна» в 1822 году

  • Михаил Юрьевич Лермонтов перевел его в 1841 году

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

  • Иван Шишкин «На севере диком…» -1891

Алгоритм описания картины

  • Историческая справка о картине и ее создателе
  • Восприятие картины (видимые предметы)
  • Активизация словарного запаса
    1. Подбор эпитетов (какой ?какая?)
    2. Работа с «копилкой» мастеров художественного слова
  • Цветовая палитра картины
  • Устное словесное рисование
  • Восприятие картины (невидимые элементы картины)
  • Представь себе:
    1. Что было
    2. Что будет
  • Ты участник картины:
    1. Я вижу
    2. Я слышу
    3. Я чувствую
  • Описание картины от имени ее участника
2. Восприятие картины (видимые предметы). Активизация словарного запаса

2.1. Рассматривая картину, учащиеся подбирают эпитеты к словам, учитель предлагает еще ряд слов, среди которых обязательно будут и новые, еще не прозвучавшие слова

НЕБО

  • небо облачное
  • темное
  • огромное
  • неведомое
  • таинственное
  • безбрежное
  • бескрайнее

ОБЛАКА

  • легкие
  • воздушные
  • снеговые
  • плывущие
  • прозрачные
  • скользящие

СНЕГ

  • первозданный
  • нетронутый
  • искрящийся
  • блестящий
  • мерцающий
  • белый
  • плотный

НОЧЬ

  • тихая
  • лунная
  • темная
  • безмолвная
  • загадочная
  • неповторимая

СКАЛА (УТЕС)

  • крутая
  • отвесная
  • заснеженная

СОСНА

  • величественная
  • одинокая
  • гордая
  • сильная
  • могучая
  • высокая
  • грустная
  • задумчивая
  • сонная
  • мудрая
  • статная
  • величавая
  • терпеливая

ТЕНЬ

  • четкая
  • длинная
  • прозрачная
  • легкая

ВЕТВИ

  • пушистые
  • пышные
  • заснеженные
  • уставшие (от тяжести снега)
  • поникшие
  • упругие
  • тяжелые

СТВОЛ

  • стройный
  • сильный
  • прямой
  • могучий
  • укутанный снегом
  • облепленный снежными хлопьями

БЕЗДНА (ПРОПАСТЬ)

  • глубокая
  • страшная
  • неизвестная
  • таинственная
  • манящая

2.2. Работа с «копилкой» мастеров художественного слова. Учитель зачитывает цитаты из стихотворений, учащиеся записывают наиболее удачные, запомнившиеся, интересные слова.

3. Цветовая палитра картины. Какие краски преобладают? Какое настроение рождается внутри вас?

  • белый, белоснежный, чистый, светлый, светло-голубой, блестящий, прозрачный
  • темно-синий, черный, серо-синий

4. Устное словесное рисование. Используя информацию о создании картины и слова, нами подобранные, опишите Катину.

  • Снег (первозданный, нетронутый, искрящийся, блестящий, мерцающий, белый, плотный)
  • Облака ( легкие, воздушные, снеговые, прозрачные, плывущие, скользящие)
  • Ветви (пушистые, пышные, заснеженные, уставшие (от тяжести снега),поникшие, упругие)
  • Ночь (тихая, лунная, темная, безмолвная, загадочная, неповторимая)
  • Небо (облачное, темное, огромное, неведомое, таинственное, безбрежное, бескрайнее)
  • Тень (четкая, длинная, прозрачная, легкая)
  • Ствол (стройный, сильный, прямой, могучий, укутанный снегом, облепленный снежными хлопьями)
  • Скала (крутая, отвесная, заснеженная)
  • Сосна (величественная, одинокая, гордая, сильная, могучая, высокая, грустная, задумчивая, сонная, мудрая, статная, величавая, терпеливая)

5. Восприятие картины (невидимые элементы картины)

ВОЗДУХ КОРНИ
морозный

чистый

бодрящий

могучие

древние

сильные

крепкие

6. Представь себе:

ЧТО БЫЛО?

  • ничего не было
  • ветер занес семечку
  • росток пробивался долго- долго, креп, укоренялся
  • были деревья, но погибли в результате образовавшейся расщелины (осталась одна сильная сосна)

ЧТО БУДЕТ?

  • сосна погибнет
  • вырастет сосновый лес

7. Ты участник картины: я вижу, я слышу, я чувствую

Я ВИЖУ

  • дерево
  • тень
  • расщелина
  • пропасть
  • низменность
  • бездна
  • снег
  • облака
  • горизонт

Я СЛЫШУ

  • скрип ствола
  • тишину
  • хруст снега
  • вой ветра
  • эхо падающего в пропасть камня
  • шёпот веток

Я ЧУВСТВУЮ (ИСПЫТЫВАЮ)

  • холод
  • морозная свежесть
  • грусть
  • страх
  • одиночество
  • блаженство
  • соприкосновение с вечностью
  • гармония

8. Описание картины от имени ее участника в течение 5-7 минут

Возможны следующие варианты.

Смотрю на картину Шишкина «На севере диком…» и чувствую морозную свежесть, головокружение от этой звонкой тишины и спокойствия. Я испытываю неопределенное, загадочное желание оказаться там, внутри, ступить на этот пушистый, таинственно мерцающий снег, хочу смотреть и смотреть в это бесконечное небо. Почему-то, мне кажется, если долго-долго ехать по лесу на лыжах или в санях, то под конец зимнего дня можно вдруг выехать к этому месту. Вот только что вдруг меня толпились деревья, угрожающе надвигалась темнота и вдруг…

На огромном покатом обломке скалы торжественно возвышается старая, могучая сосна. Ее крепкий ствол потемнел, кора густо-коричневая, в некоторых местах почти черная от сырости, закрутилась по краям словно стружка, в глубокие трещины забился снег. Огромные узловатые корни, словно десятки сильных, натруженных, изможденных рук глубоко погрузились в снег и крепко вцепились в скалу. Темно-зеленые, пушистые ветви прильнули к стволу, будто уснули крепким спокойным сном. Пушистый, чистый снег обнял, облепил каждую иголочку, убаюкивая и защищая дерево. Кажется, то ни жестокий мороз, ни свирепый зимний ветер не посмеют потревожить этого лесного исполина. Рядом с этим непобедимым гигантом чувствуешь себя защищенным.

Но вот тихонько скрипнул могучий ствол, шевельнулась мохнатая ветка, вскрикнула маленькая птичка, согревшаяся в хвое, зашуршали камешки, скатившиеся в расщелину, гулким эхом отзывалась скала. И опять все смолкло. Тишина. Поднимаю голову. Огромное небо распростерлась надо мной. Почти черное, спокойное, только маленькие облачка медленно, сонно проплывают в голубой дымке.

Все величественно и торжественно. Как бы я хотела быть снегом, веткой или птицей, чтобы всегда чувствовать гармонию, блаженство, вечную связь с вечностью, совершенством и бессмертием… (Белик Анастасия)

Передо мной картина Шишкина «На севере диком…» Кажется, что этот сумрачный пейзаж написан для того, чтобы напомнить человеку о скоротечности жизни, безграничном каждого из нас.

Когда я смотрю на эту картину, сначала мне становится жутковато от накатывающего ощущения беспомощности, но через несколько минут страх пропадает, и кажется, что мои мысли и душа устремляются к чему-то вечному, высшему.

По-моему, это изображение четко разделяется на два плана реальный (зеленый) и нереальный (космический). Это выражается в строгости композиции и цветовой гаммы.

Нереальное, огромное небо занимает почти половину пространства сего полотна. Сине-голубое оно постепенно сгущается, уплотняется и превращается в черную мглу. Наверху несколько обрывков облаков, а внизу - черная пропасть, космическая бездна. Этот иссиня-черный цвет контрастно сталкивается с бледно-белым, мерцающим передним планом.

Привычная для российской природы старая могучая сосна растет на неплодородной почве. Но в этом дереве чувствуется не только торжество жизни, ее великая сила, но и безумная тоска, какое-то великое одиночество. Крепкий ствол прочно врос в тяжелую неподатливую почву. Огромные раскидистые ветви укутаны, почти придавлены снегом. Жемчужно-белые сугробы покрыли утес, превратили его в спину какого-то чудовища, уснувшего вечным сном. (Попов Витя)

Итог урока. Понравилось ли вам быть участником картины?

Домашнее задание: написать сочинение от имени участника картины (ветра, скалы, бездны, ночи, тени, ствола…)

8.03.2010

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306