Урок-путешествие по математике в 5-м классе по теме "Деление на десятичную дробь"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. повторение правила деления на десятичную дробь;
  2. закрепление деления на десятичную дробь, применение деления при решении задач;
  3. развитие произвольного внимания, самостоятельности, четкости, логичности.
  4. развитие речи.
  5. воспитание познавательной активности, положительной мотивации к предмету.

Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков;

Форма урока: урок-путешествие;

Технология: игровая;

Оборудование: компьютер, карточки для самостоятельной работы, слайды, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент (слайд 1. Приложение)

Будь внимателен, дружок.
Начинаем мы урок.
Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие: в страну “Десятичные дроби”. Посетим город “Деление на десятичную дробь”. (слайд 2) Девизом нашего путешествия будет стихотворение: (слайд 3)

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко!

2. Повторение правила деления на десятичную дробь

Ребята, а готовы ли мы к путешествию? Как это можно проверить? (Повторить правило). Вам необходимо выполнить задание: “Закончи правило” (слайд 4). (Спросить 3–4 учеников.) Итак, с заданием справились, начинаем путешествие.

3. Выполнение деления на десятичную дробь

Ребята, мы оказались на улице Практической, нам нужно выполнить задания, чтобы продолжить путешествие. (Слайд 5)

(Три ученика получают задание на карточках.)

Задания для фронтальной работы с классом. Слайд 6.

3,6 : 0,6
7 : 0,7; )
9 : 0,1;
4,9 : 0,7;
(6)
(10
(90)
(7)
1,47 : 0,7;
8 : 0,4;
6,3 : 2,1;
0,24 : 8;
(2,1)
(20)
(3)
(0,03)
8,1 : 2,7;
3,4 : 1,7;
3,8 : 1,9;
0,28 : 1,4.
(3)
(2)
(2)
(0,2)

(Повторить правило деления на десятичную дробь.)

Продолжаем путешествие по городу “Деление на десятичную дробь” и нас ждет остановка в музее Истории. Давайте заглянем в прошлое. Слайд 7.

4. Знаете ли вы, что …

(Из истории математики. Слово учителю.) Решать задачу облегчения вычислений ученые начали еще с древних времен. Но только в 15 веке самаркандский ученый астроном аль-Каши в тракте “Ключ к арифметике” разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действия с ними. Слайд 8. Труды аль-Каши долго не были известны европейским ученым. А потребность в упрощении вычислений с десятичными дробями возрастала все больше и больше. Это было связано с развитием техники, производства мореплавания, торговли. Нужно было быстро и точно вычислять: складывать, умножать, вычитать, делить десятичные дроби. Только через 150 лет после открытий аль-Каши, талантливый фламандский инженер и ученый Симон Стевин в своей книге “Десятая” (1585 г.) описал арифметические действия с десятичными дробями. Слайд 9. Он же ввел символику, которая приближалась к современному виду. Популяризация десятичных дробей является огромной заслугой Стевина перед наукой.

5. Решение уравнений

Слайд 10. Перед нами появился красивый фонтан Уравнений, ребята, нам необходимо решить уравнения. Итак, выполняем задание. Слайд 11.

а) 5,04 : (104,2 – х) = 1,2;

б) 1,2х + 4,5х – 0,7 = 1,01;

в) 21,71 + 4,05х = 12,557;

г) 16 – 3,8х = 6,31.

Нас ждет еще много интересного в пути, продолжаем путешествие.

6. Решение задач

Слайд 12. Посмотрите на это красивое здание, ребята, это Замок Задач. Нам предлагается решить задачи, чтобы продолжить путешествие дальше.

Задача 1. Слайд 13.

Байдарка, двигаясь по течению, за 1,7 ч прошла 21,42 км. Найдите собственную скорость байдарки, если скорость течения равна 2,8 км /ч.

(Решение.

  1. 21,42 : 1,7 = 12,6 (км/ч) – скорость по течению
  2. 12,6 – 2,8 = 9,8 (км/ч) – собственная скорость байдарки

Ответ: 9,8 км/ч.)

Задача 2. Слайд 14.

Длина прямоугольного участка земли 4,3 м, а его ширина в 2 раза меньше длины. Найдите площадь участка.

(Решение.

  1. 4,3 : 2 = 2,15 (м) – ширина участка
  2. 4,3 * 2,15 = 9,245 (м2) – площадь участка

Ответ: 9,245 м2.)

7. Физкультминутка

Слайд 15. После такой работы необходимо отдохнуть и нас встречает Парк Отдыха.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни.
И вновь глазами по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь веди горизонтально,
И в центре ты остановись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!

Набравшись сил, мы можем продолжить путь.

8. Проверь себя

Мы прибыли на площадь Проверь себя, где всех вас ждет самостоятельная работа. Слайд 16.

Самостоятельная работа. Слайд 17

Выполните деление (задание выполняется в тетради, а ответы записываются на листочках, которые раздаются заранее.)

Вариант 1.

2,24 : 0,7
365,4 : 8,4
97,6 : 0,32
67,394 : 0,1
0,468 : 0,06
1531,4 : 7,6
2041,2 : 5,04
0,3411 : 0,09

Вариант 2.

1,84 : 0,8
181,3 : 7,4
86,1 : 0,42
932,52 : 0,1
0,783 : 0,09
1965,6 : 6,5
2452,2 : 8,04
0,3896 : 0,08

Взаимопроверка.

(Учащиеся меняются листочками с ответами и проводят проверку.)

9. Итог урока

Слайд 18. Ребята, путешествие подошло к концу. Давайте оценим нашу работу.

(Учитель оценивает деятельность всего класса и отдельных учащихся.)

Тема урока нелегкая и закончить ее хочется словами поэта Мечиева: Слайд 19

“Умный трудится не уставая,
Ничего не делает глупец.
Что сказать о сущности лентяя ?
Я скажу лентяй-живой мертвец”

10. Домашнее задание Слайд 20.

(Учащиеся записывают домашнее задание.)

Повторить правило деления на десятичную дробь;

№ 1462 (б);  № 1465 (г);  № 1466.

11. Рефлексия. Слайд 21. Приложение

Ответьте на вопросы:

  1. Какие знания понадобились тебе на уроке?
  2. Что понравилось на уроке больше всего?
  3. Где во время урока у тебя все получалось хорошо?
  4. Какими словами можешь выразить свое настроение как результат работы на уроке?

Литература

  1. Учебник “Математика 5”. Автор Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и другие. Москва: Мнемозина, 2005 год.
  2. Книга для учителя “Я иду на урок математики. 5 класс”. Москва: “Первое сентября”, 2001.
  3. А.И.Ершова. “Математика 5 класс. Самостоятельные и контрольные работы”.ИЛЕКСА. Москва, 2006.
  4. Учебно-методические газеты “Математика”. Издательский дом “Первое сентября”:
    а) № 19 2003 год;
    б) № 8 2004 год.
  5. Использованы материалы сайта: https://urok.1sept.ru.