Повторительно-обобщающий урок-игра в 5-м классе по теме: "Древняя Греция"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить изученный материал по разделу «Древняя Греция».

  2. Используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции.

  3. Воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе.

Подготовительная работа к уроку:

  1. Разбить класс на 2 команды и болельщиков, выбор капитанов.
  2. Выбрать жюри, подготовить оценочный лист для жюри.
  3. Группы-команды готовят домашнее задание: название команды, плакат и жетоны с эмблемой, задания конкурса ораторов.
  4. Подготовить раздаточный материал: карточки для конкурсов.
  5. Подготовить удостоверение «Знаток истории».

Оборудование урока:

  • карточки с историческими понятиями для конкурсов,

  • оценочные листы,

  • учебные картины для конкурса рассказчиков,

  • удостоверения «Знаток истории» для победителей игры,

  • доска,

  • мел.

Ход урока

I. Представление команд, защита эмблемы.

II. Разминка капитанов.

Объяснить значение терминов:

I команда: полис, колония, граждане, илоты, фаланга, амфора.

II команда: демос, знать, метеки, атлеты, триера, стратег.

(Термины называются по очереди, в случае затруднения, могут помогать болельщики команды).

III. Разминка команд:

Кто больше назовет имен греческих богов?

(Учащиеся команд отвечают по очереди, при затруднении ведущий обращается к команде соперников).

IV. Конкурс ораторов (домашнее задание):

I команда:

Вы – Перикл. Вас обвиняют в неразумной растрате средств казны. Что Вы скажите гражданам Афин на народном собрании?

Вы – персидский царь Ксеркс. Представьтесь жюри.

II команда:

Вы – представитель афинского демоса Демосфен. Убедите греков в необходимости борьбы с македонянами.

Вы – афинский стратег Фемистокл. Убедите союзников, что бой у Саламина необходим.

V. Конкурс «Пойми меня! »

Прочитав на карточке слово, жестами объяснить его своему товарищу по команде.

I команда: фаланга, оратор.

II команда: осадная башня, амфора.

VI. Конкурс знатоков Олимпийских игр:

Выбрать из предложенного перечня видов спорта те, которые входили в программу Олимпийских игр у древних греков.

I команда: бег, лыжный марафон, гонки колесниц, метание копья, футбол, кулачный бой.

(Правильные ответы: бег, метание копья, гонки колесниц.)

II команда: прыжки в длину, борьба, шахматы, бег с оружием, метание диска, волейбол.

(Правильные ответы: прыжки в длину, борьба, бег с оружием, метание диска.)

VII. Конкурс художников:

Художнику от команды необходимо на доске изобразить событие так, чтобы команда угадала, какое событие он нарисовал.

Художники могут пользоваться иллюстрациями учебника для 5 класса. (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая. История древнего мира).

I команда: Бой в Саламинском проливе.

II команда: На ипподроме в Олимпии.

VIII. Конкурс знатоков мифов Древней Греции:

Для конкурса используются стихи Е.С.Ефимовского. Похождения грамотея.- С-П.: Комета, 1994. Учащиеся команд отвечают по очереди, при затруднении ведущий обращается к команде соперников.

  1. За пятку сына мать держала,
    В Стикс, окуная головой.
    Неуязвимым тело стало,
    Все тело, кроме пятки той…
    О каком герое рассказывает этот миф? В каком произведении использован?

( Об Ахилле, в «Илиаде» Гомера)

  1. Живет чудовище на Крите,
    Как наказание богов.
    Царь Минос, хоть и не родитель,
    Все сделать для быка готов.
    Сказал Дедалу важно Минос:
    - Ты слышишь крик? Идет расправа!
    Для государства, - это минус:
    Бык ест людей! Мне стыдно, право!
    Нельзя ли сделать так, Дедал,
    Чтоб он тайком людей съедал?
    А обреченный на съеденье,
    Чтоб далеко не убегал?
    - Есть выход – сделать помещенье
    Без выхода,- сказал Дедал.
    Какое имя было у быка-чудовища? Как называлось помещение без выхода?

( Минотавр, лабиринт)

  1. Троянцы думали три дня
    И в город повезли коня.
    Несчастные ошиблись грубо
    (И город предан был огню)
    Они не заглянули в зубы –
    В нутро - дареному коню.
    О каком событии речь?

( Троянская война около 1200 г. до н.э.)

  1. Медуза! Подходить не смейте!
    Смотрите, не окаменейте!
    Гаргоны взгляд – сплошная мука.
    Ведь что ни волос – то гадюка.
    Кто победил Гаргону? Как?

( Персей. Он сражался с Гаргоной, глядя в зеркальный щит)

  1. Вовек супруги Пенелопы
    Мог не увидеть Одиссей –
    Попал на острове Циклопов
    Он в плен с командою своей.
    Циклопу было одиноко,
    А тут гостей нашел под боком.
    И объявил им Полифем:
    - Я вас по очереди съем!
    Как спаслись?

( Напоив Полифема вином, греки выкололи его единственный глаз раскаленным колом. Утром, связав по трое баранов из стада Циклопа, Одиссей привязал под каждым средним бараном по одному греку. Прлифем выпустил стадо из пещеры, а вместе с ним и греков)

  1. Когда в пещерах жили люди,
    Царил повсюду холод, мрак.
    Зевс говорил:
    - Так вечно будет!
    Но Прометей сказал:
    - Не так!
    Зевс помрачнел:
    - Ты с нами, либо…
    С огнем играешь, Прометей!
    Чем закончился спор?

( Прометей дал огонь людям и был наказан Зевсом: прикован к скале, каждый день прилетал орел и клевал его печень. Освободил Прометея Геракл, застрелив орла.)

IX. Конкурс рассказчиков:

Для конкурса используются учебные картины.

I команда: Народное собрание в Афинах.

II команда: В гончарной мастерской.

X. Подведение итогов игры.

Жюри оглашает результаты соревнования команд и самых активных болельщиков.

XI. Награждение игроков команды-победительницы и самых активных болельщиков.

Вручение удостоверения «Знаток истории».

XII. Итог урока, выставление оценок.

Оценочный лист жюри

Оценочный лист учителя