Развитие творческого мышления младшего школьника

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Сегодня будущее нашей страны неразрывно связано с возрастающим потоком информации: по словам ученых, объем научной информации удваивается каждые десять лет. В Концепции модернизации российского образования говорится, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». В условиях модернизации образования основная задача школы - формирование у школьников в процессе обучения творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности. В связи с этим, проблема развития творческого мышления рассматривается по следующим направлениям.

1. Модернизация школьных программ.

Одна из основных целей личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы это развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.

Программы, основанные на личностно-ориентированном обучении, отвечают требованиям Федерального базисного плана и Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004). В последнее время интерес приобретает УМК «Перспективная начальная школа», результат многолетней работы ученых, психологов, учителей. Руководитель проекта профессор Р.Г.Чуракова. Концепция, которая лежит в основе создания комплекта учебников для 1-4 классов, основана на лучших результатах комплектов Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, «Школа ХХI века» под редакцией академика Н.Ф.Виноградовой, комплекта «Гармония».

Основу проекта «Перспективная начальная школа» составляют научные идеи развивающего обучения Л.В.Занкова, основные принципы которых следующие:1) построение обучения на высоком уровне трудности. Только такое обучение, указывает Л.В.Занков , которое дает пищу для напряженной умственной работы, может содействовать быстрому и интенсивному развитию учащихся; 2) прохождение материала быстрым темпом (в разумных пределах); 3) резкое повышения удельного веса познавательной стороны обучения, теоретических знаний [2].

Обучение по УМК «Перспективная начальная школа» формирует познавательные интересы школьников, повышается мотивация учащихся. Это доказывают результаты диагностики, по изучению мотивации учащихся 1-2 классов. Основными методами исследования являлись письменный опрос и наблюдение. В итоге были получены следующие результаты. Уже к концу второго класса увеличивается внутренняя мотивация к учению. Учащиеся понимают, что они учатся для того, «чтобы больше знать», «хорошо работать». Если в первом классе внутренние мотивы составляют 26%, от общего числа ответов, то во 2 классе они составили 43,2%, что свидетельствует о динамики мотивации. Творческое мышление напрямую зависит от мотивации, потому что его развитие происходит только в том случае, если в его основе лежит мотивация (интерес), и она сопровождается положительными эмоциями. Комплект «Перспективная начальная школа» создает условия обучения, в которых учитываются индивидуальные особенности ребенка, повышается мотивация учащихся, развивается их творческое мышление.

2. Применение инновационных технологий в учебном процессе.

Необходимым условием развития творческого мышления является использование в процессе обучения инновационных технологий. Основой обучения в этом случае должно стать не просто восприятие информации, предложенной учителем, а способность ребенка мыслить самостоятельно, творчески, активно участвовать ему в самом процессе обучения. Еще Л.С.Выготский выдвинул положение о том, что обучение должно ориентироваться не на уже достигнутый уровень развития, а забегать вперед, т.е. обучение идет впереди развития в «зоне ближайшего развития». Выготский подчеркивал, что то, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, завтра он будет делать самостоятельно, то, что входит в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Следовательно, в содержании каждого учебного предмета кроме стандартных заданий есть такие, которые помогают учащимся самостоятельно добывать знания, мыслить творчески. Используя технологию проблемного обучения, учитель развивает у учащихся творческое мышление и умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Психолого-педагогические основы проблемного обучения изучены достаточно, но, тем не менее, продолжают оставаться предметом многих исследований. С точки зрения классической дидактики, проблемное обучение - это обучение, при котором учитель создает проблемные ситуации и организует деятельность учащихся по решению учебных проблем, через самостоятельную поисковую деятельность. (А.М.Матюшкин, И.Я.Лернер) В своих исследованиях В.Оконь описывает преимущества проблемного обучения:

  1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения практических и теоретических заданий.
  2. В ходе решения проблемы учащиеся преодолевают трудности, их активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
  3. Повышенная активность способствует положительной мотивации.
  4. Результаты обучения относительно высокие, учащиеся легче применяют свои знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности[3].

Основное в проблемном обучении - создание проблемной ситуации. Поэтому на уроках важно создавать проблемные ситуации, когда ученик вынужден самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, предложенный учителем.

Не всякий вопрос можно считать проблемным. Например «Когда и где родился А.С.Пушкин?» или «Сколько жителей в Ростове?» на эти и подобные вопросы ответ можно получить из справочников, без участия мыслительного процесса. Проблемная ситуация возникает тогда, когда нужно решить определенную задачу, а имеющийся опыт школьника не подсказывает ее решения.

Фрагмент урока в 4 классе по теме «Когда время работы одинаково» показывает, как можно создать на уроке математики проблемную ситуацию.

  1. Какие величины вы используете при решении задач на движение? (Скорость, время, расстояние)
  2. Что такое скорость? (Скорость – это расстояние, пройденное за единицу времени.)
  3. Как найти скорость, если известны время и расстояние? (Расстояние разделить на время.)
  4. Как найти расстояние? (Скорость умножить на время.)
  5. Что такое производительность труда? (Производительность труда – это способность выпускать определенное количество продукции за единицу времени.)
  6. Как найти производительность? (Объем работы разделить на время.)
  7. Как найти объем? (Производительность умножить на время.)
  8. Во сколько раз увеличится длина пройденного пути, если в течение того же времени он будет ехать со скоростью в 2 раза больше? (Увеличится в 2 раза.)
  9. Во сколько раз увеличивается длина пройденного пути, если в течение того же времени скорость увеличивается в несколько раз? (Длина пройденного пути, в течение того же времени, увеличивается во столько раз, во сколько раз увеличивается скорость.)
  10. А что произойдет с объемом, если в течение того же времени производительность труда увеличится в несколько раз?

К проблемным ситуациям относятся задания, которые требуют от учащихся развития мышления.

  1. Задачи с недостающими данными. При решении таких задач необходимо подумать, что необходимо добавить в условие, чтобы найти ответ на поставленный вопрос.
  2. Задачи с лишними данными. Ученики должны выбрать нужные и исключить лишние данные.
  3. Задачи, в которых нет вопроса. Школьники сами формулируют вопросы и находят решение.
  4. Задачи с несколькими решениями. При решении таких задач, ученики находят разные способы решения и определяют какой из них наиболее эффективный. Такие задания учат детей мыслить самостоятельно и творчески подходить к решению заданий. Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытием школьниками истин, представляющими для них определенную значимость, называют исследовательским [4].

В отличие от ученых-исследователей ученики делают открытия, которые не являются новыми для науки, но зато в процессе деятельности они учатся творчески мыслить, повышается мотивация к обучению, лучше усваивается программный материал. К основным навыкам и умениям, необходимых в решении исследовательских задач можно отнести такие как, умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, анализировать и обобщать полученный материал, делать выводы и заключения. Исследовательский метод не является основным методом обучения в школе, т.к. для некоторых учащихся он является трудным и требует много времени, но в отношении развития творческого мышления этот метод наиболее эффективен.

3. Создание условий, способствующих развитию творческого мышления.

Одна из важнейших задач школы - создание условий, которые бы обеспечивали максимальное развитие личности, ее творческое мышление. Выполнить эту задачу могут различные формы дифференцированного обучения. Большие возможности для развития способностей представляют классы с углубленным изучением отдельных предметов, кружки, факультативы, научные общества. Исследование дифференцированного обучения (М.А. Мельников, Д.А.Эпштейн) доказало, что оно позволяет дать учащимся обязательный объем знаний, расширить и углубить их в разнообразных областях. Дифференциация помогает развитию индивидуальных склонностей, интересов и способностей учащихся. Гуманистическая парадигма образования направлена на поддержку индивидуального развития ребенка, который должен реализовать свои возможности. Учитель становится наставником, организатором сотрудничества в учебном процессе, построенном на взаимопонимании. Современные программы и новые технологии требуют от учителя высокого педагогического мастерства. Задача учителя – пробудить интерес, учащихся, организовать совместную познавательную деятельность, создать условия для эффективного развития человека будущего и его творческого мышления.

Используемая литература

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010года.
  2. Л.В.Занков. О начальном обучении. М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.
  3. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., «Просвещение», 1990
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.