"Антонимы". Групповое занятие с детьми с нарушением чтения и письма, обусловленными НВ ОНР

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цель:

  • дать детям понятие об антонимах;
  • активизировать и расширять словарный запас детей за счет адекватного использования антонимов в самостоятельной речи;
  • развивать внимание, мышление, способность контролировать действия.

Оборудование:

  • доска, мел,
  • наглядно-иллюстративный материал,
  • авторучки, тетради.

План занятий:

  1. Организационный момент и установка на правильную речь.
  2. Повторение изученного материала (синонимы).
  3. Работа по теме:
    а) Сообщение темы занятия.
    б) Объяснение нового материала
    в) Тренировочные упражнения.
  4. Домашнее задание.
  5. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Сели правильно, красиво. Улыбнулись.

Установка на правильную речь:

– Дети, какое основное правило речи мы знаем?

Дети хором отвечают:

а) Прежде, чем говорить, подумай.

б) Говори достаточно громко, четко и выразительно, чтобы твоя речь была понятна всем.

Речевая гимнастика:

Произнести слоги: Ша, Шо, Шу, Ши, Ше.

а) в средней тональности;

б) повышая голос;

в) понижая голос

Работа над дикцией:

Прочтите скороговорку: Шесть мышат в шалаше шуршат.

а) про себя;

б) вслух громко;

в) Кто быстрее отвечает?

2. Повторение изученного материала.

– Ребята, с какими словами мы познакомились на прошлом занятии? (со словами – синонимами).

– Какие слова мы называем синонимами? (слова, которые об одном и том же говорят по-разному).

– Давайте поиграем. Подберите к слову “ промежуток”, слова синонимы.

– Я загадываю загадку, а вы говорите отгадку (вывешивается слово “промежуток”).

Логопед:

Простое слово “промежуток”
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все ____________;

Ребенок: Антракт.

– Логопед:

На время что-то прекратив,
Мы объявляем _____________;

– Ребенок: Перерыв

– Логопед:

В борьбе, в труде, устали слишком
Дают уставшим _____________;

– Ребенок: Передышку.

– Логопед:

После уроков непременно
Нужна ребятам ______________;

– Ребенок: Перемена.

– Логопед: Вот мы и подобрали близкие по значению слова к слову “промежуток”.

– Напомните мне какие?(…;…;…;…)

– Вывод: Синонимы– это слова близкие по значению или слова братья, которые по-разному называют одно и то же.

3. Целевая установка.

Сегодня мы с вами отправимся в страну “ Волшебницы Речи”. А пропуском в эту страну послужит вот это задание (про 5 человечков).

– Перед вами 5 человечков. У человечка посередине надпись “ДРУГ”. Подберите человечкам справа 2 слова-синонима (товарищ, приятель)

– А теперь человечкам слева, которые вниз головой, 2 слова с противоположным значением (враг, недруг). Впишите эти слова в карточки.

На сегодняшнем занятии мы будем говорить о словах с противоположным значением (показываются перевернутые человечки).

– Для того, чтобы начать наш путь, давайте ознакомимся с картой нашего путешествия:

– На станции “Противоположные слова” нас поджидают котенок и лев.

– Давайте опишем их.

– Какие они по размеру?

– Какая у них шерстка?

-Сравните животных по характеру.

На доске запись:

КОТЕНОК

маленький
пушистый
ласковый

 ЛЕВ

 большой
 гладкая
сердитый, грозный

– Прочитайте хором пары.

– Какие это слова, близкие или противоположные по значению? (противоположные).

– Слова с противоположным значением называются – АНТОНИМЫ (повторить хором).

– А теперь потренируемся в подборе антонимов

– Подскажите мне недостающее слово с противоположным значением:

а)
– Скажу я слово: ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО)
– Скажу я слово: ДАЛЕКО,
А ты ответишь: (БЛИЗКО)
– Скажу тебе я слово: ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ)
– Теперь НАЧАЛО я скажу,
А ты скажи (КОНЕЦ).

б) – А теперь встаньте, подойдите ко мне. На столике лежат конверты, выберите по одному любому конверту, откройте его и прочитайте слово, которое вложено в ваш конверт.

– Теперь осмотритесь, в классе вокруг вас развешены слова-антонимы. Подберите к своему слову, слово с противоположным значением. Расположите получившие пары на доске.

Молодой – старый (прилагательное)
Труд – лень (существительное)
Работать – отдыхать (глагол)
Жара – холод (существительное)
Восход – закат (существительное)

– Какими частями речи могут выражаться антонимы? (существительные, прилагательные, глагол).

ВЫВОД: Объединяясь в пары, антонимы могут сообщать нам о состоянии предметов, об их деятельности, о явлениях природы (показать на соответствующие пары)

– А теперь попробуйте подобрать слово с противоположным значением к словам: рука, Сережа, корова.

– Невозможно? (Нет.)

– Не все слова имеют антонимы!

Физкультминутка.

– Переходим на станцию “Пословицы”

– В загадках и пословицах мало слов, но много народной мудрости. В них часто используются слова-антонимы.

– Перед вами карточки с загадками и пословицами. Впишите вместо черточек слова-антонимы.

Труд всегда дает, а лень только____________
Ученье свет, а неученее– ____________
Лучшая вещь – новая, лучший друг ____________
Знай больше, а говори _________

Проверка: Прочти свой текст. Какое слово ты вписал? Какая здесь пара антонимов? Как ты понимаешь значение данной пословицы?

– И вот мы прибыли на последнюю станцию, где нас поджидает “Волшебница Речь”. Она приготовила нам последнее задание. Нам надо закончить рассказ.

Вот начало рассказа: Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне все это. Что, я хуже других? Теперь я стал….

– То, о чем я вам прочитала было в прошлом или происходит в настоящее время?(в прошлом).

– А мы должны изменить рассказ так, как будто все происходит сейчас. Там, где описываются события, происходящие прежде и сейчас, обязательно есть антонимы.

– Подберите к выделенным в тексте словам, слова-антонимы. Коллективная работа.

– Домашнее задание: Записать получившийся рассказ в тетрадях, опираясь на первоначальный текст.

4. Вот и закончилось наше путешествие.

– О каких словах мы с вами говорили?

– Что такое антонимы?

– Антонимы часто употребляются в нашей речи, а также на уроках математики, встречаются в пословицах, загадках, поговорках.

– На следующем занятии, мы продолжим работу с антонимами.

– Подойдите к “Волшебнице Речи” и выберите себе листочки, которые у нее в кармашке: желтые листочки означают оценку “3” за работу на занятии, зеленые “4”, красные “5”.

– Занятие окончено. Спасибо.