"Эмоции положительные и отрицательные". Размышления учителя на тему: "Помощники учителя – улыбка и доброта"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


 Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей – дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека.
(В.А.Сухомлинский “Сердце отдаю детям”)

Современная школа. Школа будущего. Все чаще и чаще мы слышим и видим эти слова в газетах и журналах. В самом деле – какая она, эта школа? Об этом надо спросить у детей, которые будут учиться в школах будущего. Вы можете мне возразить: учитель – самый первый человек в школе. Но настоящие ее хозяева – ученики. Школа должна принадлежать детям.

В своей, уже очень многолетней, практике я часто веду с ребятами разговор о школе, в которую ни ходили бы с радостью, из которой бы не спешили возвращаться домой. С каждым годом все смелее они высказывают свое мнение о такой школе. Дети хотят ее видеть современной, хорошо оснащенной. С первого класса мечтают о компьютерах. Они видят при школах бассейны, оборудованные спортивные площадки, обсерватории, зимние сады, зоопарки. Фантазии детей заходят очень далеко.

Что думают дети об учителе? Самое главное, что ученики начальных классов не представляют школу без учителей, это радует. В век компьютеров и всевозможной техники человеческое общение не потеряло своей ценности. Значит, мы не отпугиваем маленьких детей от школы. По словам детей учитель должен быть добрым. Это они ставят на самое первое место. Доброты больше всего не хватает детям. Дети хотят, чтобы педагог был чутким и внимательным, понимающим их с полуслова, с полувзгляда, хотят видеть учителя своим другом и помощником. Больше всего не нравится им, когда ставят двойки и наказывают.

При этом сам факт наказания ребята не отрицают, но как сказал мне один ученик :”Вы не унижете наше человеческое достоинство”. Воспитывая и обучая, не унижать, не “вешать ярлыков”, дать возможность понять, что самое главное в человеке его человеческие качества: доброта, внимание к окружающим, чуткость.

Будь Человеком! Главная цель жизни любого, и главная цель нашей работы.

Множество методических пособий, книг, статей на тему планирования уроков, контрольных работ, выставления отметок, но как мало написано об ученике, не как объекте обучения, а как о Человеке. С первого класса я напоминаю детям, что у них есть выбор:

  • я учу детей, а они получают от меня знания, или
  • дети сами работают, учатся получать знания, а я им в этом помогаю.

Конечно, ребята выбирают второй вариант. Это предложение уже дает возможность почувствовать себя взрослым человеком, которого не принуждают что-либо делать, а дают право выбора. Но для успешного выполнения такого способа общения, требуется менять взгляды на общение с детьми, не диктаторство, а сотрудничество. И здесь на первый план выходит умение общаться со взрослыми и друг с другом.

Общение – одна из главных ценностей человеческой жизни. Основу общения составляет взаимопонимание, которое невозможно без ориентировки на другого человека. В последнее время виды общения сильно изменились, особенно между взрослыми и детьми. Куда-то исчезает теплый, доверительный тон, доброжелательность сменятся раздражением. Все чаще наблюдается неумение подростка вести себя с незнакомыми людьми, а это приводит к психологическому напряжению. Отсутствие настоящего эмоционального общения делает человека (ребенка) неуверенным в себе, формирует у него чувство ущербности, даже озлобленности. Исчезает обаяние личности, располагающее к общению.

Педагогика сотрудничества взрослого и ребенка предполагает умение выслушивать ребенка, так как он тоже имеет свое мнение. Если ребенок не прав, взрослый должен убедить его, используя вечные нравственные критерии: доброту, ласку, любовь. В случае своей неправоты взрослый обязан признать ее и даже извиниться перед ребенком. Детей необходимо учить думать, размышлять, высказывать и отстаивать свое мнение. Но и к чужому мнению надо уметь прислушиваться. Взрослому ни в коем случае нельзя подчеркивать свое превосходство перед детьми: он обязан вместе с ними искать ответы на возникшие вопросы. Лишь при таком общении ребенок сможет почувствовать себя раскрепощенно, сможет проявить свое “Я”.

К сожалению, дети, приученные не думать, а слепо подчиняться решению взрослых, боятся или просто не умеют высказывать свое мнение, а тем более отстаивать свою точку зрения. На моих уроках часто звучат вопросы “А что ты думаешь? Как ты считаешь? Согласен или нет с мнением других?” Поначалу дети теряются от такого обращения. Проходит определенное время, прежде, чем они начинают понимать, что им не грозят ни замечания, и “двойки” за высказанную точку зрения. И теперь на уроках у нас можно услышать замечательные, на мой взгляд, слова “ я думаю иначе, можно сделать по-другому и т.п.”

Я долгие годы пытаюсь вывести для себя формулу работы “Доброта – Улыбка – Доброта” (Д-У-Д) или “Улыбка – Доброта – Улыбка” (У-Д-У), но пока не решила для себя, что от чего зависит, настолько это взаимосвязанные проявления человеческих отношений.

Слова из детской песенки “От улыбки станет мир добрей” могут служить эпиграфом в жизни.

Отметки в школах не отменены, им не придумана замена и определять уровень и качество выполнения работы мы можем только с помощью этих цифр. Но в общении людей можно еще как-то оценивать настроение, психологический климат, творческий настрой на работу, свое отношение к происходящему или к выполненной работе. Мы с ребятами выбрали способ, с помощью которого можно, не произнося ни одного слова, показать свое настроение или отношение к чему-либо. Всевозможное изображение улыбок, лиц, которые появляются на обложке тетради, в самой работе, в дневнике, на доске, классном стенде, на входной двери. Разного размера и цвета они несут единую смысловую нагрузку радости, удовлетворения от проделанной работы или общения с учителем и одноклассниками. Хорошо написали контрольную работу, за которую получили традиционные отметки, на доске огромная улыбка – я радуюсь вместе со всеми;, вышел после долгой болезни ребенок, а мы встречаем его большой улыбкой на входной двери, и даже в дневнике, который обычно пестрит грозными красными надписями, у нас появляются смешные рожицы с улыбкой, которые я называю своими портретами – не получается пока получить “пятерку”, нет хороших отметок. Но я могу показать родителям в такой забавной форме свое отношение к делам ребенка – все будет хорошо, он молодец. К большому сожалению, трудно переучивать родителей, которые иной раз спрашивают, почему я не пишу в дневниках замечания. А мы с ребятами учимся улыбаться. Свое отношение к важности обычной улыбки я пересмотрела после получения поздравительной открытки от одного ученика “Вы такая замечательная и красивая даже, когда ругаетесь, а когда улыбаетесь – Вы еще красивее”. Было о чем задуматься.

К родительскому собранию я попросила детей нарисовать смайлики – с каким лицом родители встречают их из школы, проверяют уроки и т.д. Посмотрите на себя и задумайтесь, но сначала улыбнитесь

В подтверждение правильности моих взглядов цитата из замечательной, оброй книги Ш.А.Амонашвили “Улыбка моя, где ты?”:

“Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я расту и нуждаюсь в улыбках твоих. И улыбнусь я тебе, когда стану взрослым и ты будешь нуждаться в улыбках моих”.