Развитие познавательно-творческой активности как фактор формирования личности младших школьников

Разделы: Общепедагогические технологии


“Ребенок непризнанный гений средь буднично серых людей”
Поэт М. Волошин

Кардинальные изменения, которые произошли в обществе в конце ХХ века, поставили перед системой образования новые задачи. Возникновение информационного общества стало предъявлять новые требования к образовательным системам - акцент переносится с объема знаний на умение получать и перерабатывать информацию, адаптировать ее к постоянно меняющемуся обществу. Быстрые темпы развития научного знания требуют от человека мобильности, гибкости, подвижности сознания, развитой способности к рефлексии, постоянной творческой активности.

Школа, как открытая социально-педагогическая система, должна реагировать на изменения социально- экономической общественно-политической ситуации в обществе, адаптироваться к постоянно меняющемуся обществу, опираясь при этом на незыблемую основу своего существования, как социального института, общечеловеческие духовно-нравственные ценности.

Изменились требования не только к выпускникам школы, но и к тем, кто только собирается сесть за школьную парту. Учащимся начальных классов, чтобы усвоить современные учебные программы, помимо развития общеучебных умений и навыков, необходимо развитое творческое мышление, способность к самостоятельной учебной деятельности, саморегуляции, рефлексии. Поэтому в деятельности учителя начальных классов на первый план выходит задача развития творческих способностей учащихся, раскрытие их потенциала, формирование познавательно-творческой активности. “Ребенок должен стать солнцем, вокруг которого вращаются все образовательные средства” (Дж. Дьюи. Школа и общество. М.1922г., с.12.).

Сейчас главное – научить ребенка самостоятельно приобретать знания, научить его учиться, сформировать потребность в постоянном пополнении собственного интеллектуального багажа. Достичь этой цели возможно, если сформировать у детей с детства познавательный интерес и познавательную активность. Познавательная активность должна стать движущей силой личностного роста и развития детей – таковы требования времени!

Система работы по развитию познавательно-творческой активности как фактора формирования личности младших школьников включает в себя несколько основных блоков:

Общая часть включает в себя разработку познавательно-творческих заданий, направленных на развитие личности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и интересов.

Воспитательный блок. Основан на построении целостного учебно-воспитательного процесса на принципах создания ситуации успеха для каждого ребенка и создании условий для раскрытия творческого потенциала и индивидуальности всех учащихся. Область применения – урочная и внеклассная и внеурочная учебно-воспитательная деятельность.

Блок творчески-исседовательской деятельности. Включает в себя работу учащихся над индивидуальными и коллективными творческими проектами, участие учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах разного уровня.

Содержание блоков

Технологической основой учебного процесса в данной системе работы является – организация учебного процесса, как целенаправленной учебной деятельности:

  • Обучение должно идти в зоне ближайшего развития ребенка.
  • Дифференциация обучения. Дифференцированное обучение может осуществляться во внешних формах – это деление класса на группы в зависимости от личностных проблем в развитии и со сходным типом мышления, а так же во внутренних формах – это дифференциация содержания учебного материала по степени сложности, уровням интеллектуальной активности или в зависимости от типа мышления, что предполагает разработку учебных заданий различной когнитивной и личностной направленности.
  • Наличие познавательных внутренних мотивов, формируемых на базе познавательных противоречий.
  • Наличие цели сознательного самоизменения.
  • Ученик занимает позицию полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все этапы деятельности: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ результатов.
  • Овладение общими принципами решения задач определенного класса.
  • Ученик ставится в положение творца – исследователя.
  • Учебная деятельность носит рефлексивный характер. А опыт творческой рефлексии является основополагающим элементом в формировании личности.

Поэтому каждый урок начинается с того, что я как учитель определяю цель для всего класса и обучаю каждого ребенка ставить индивидуальную цель на учебное занятие. Таким образом, каждое учебное занятие начинается с постановки общей цели, которая определяет объем учебной информации, поэтапный уровень формирования знаний, умений, навыков на базовом, общем, продвинутом уровнях, ликвидацию пробелов в знаниях отдельных учащихся. И индивидуальной цели, которая определяет индивидуальные способы работы с учебным материалом на базе присущих ученикам когнитивных стратегий, и формируют индивидуальный стиль учебной деятельности. Выявление данных особенностей осуществляется на основе психодиагностики и педагогических наблюдений учителя за способами работы ученика с учебным материалом.

Например, на уроке чтения:

Постановка общей цели:

  1. Научить учащихся выделять главную мысль в тексте.
  2. Формировать навыки скоростной техники чтения с использованием таблиц скоростного чтения, чтения со смещенной строкой.
  3. Развивать навыки совместной коллективной деятельности

Постановка индивидуальной цели:

Научиться переформулировать главную мысль в поэтической форме. Научиться выражать собственное мнение о прочитанном тексте (постановка такой индивидуальной цели на учебное занятие для данного ученика, основано на результатах психодиагностики и наблюдения за стилем учебной деятельности данного ученика).

Таким образом, на каждом учебном занятии каждый ученик работает, с одной стороны над слабой стороной своей учебной деятельности, а с другой стороны в присущем ему индивидуальном стиле учебной деятельности, что максимально способствует развитию его познавательно-творческой активности.

На уроках учащиеся работают в группах и парах, что так же позволяет более полно учитывать индивидуальные особенности детей и использовать дифференцированные учебные задания. В классе по каждому предмету есть ученики-консультанты, к которым могут обратиться другие ученики при затруднениях. Я применяю технологию, сочетающую групповую и индивидуальную работу. Во время выполнения групповых заданий мною проводится консультация или для слабых учащихся, или для сильных учеников.

Каждый учащийся ведет лист самоконтроля, где он простыми значками отмечает затруднения, которые у него возникают при выполнении учебных заданий. Это позволяет ученику лучше осмысливать характер его учебных затруднений, а мне, как учителю контролировать учебные затруднения учащихся и оказывать своевременную педагогическую помощь, чтобы не допускать учебных пробелов.

В конце каждого урока дети отмечают, что нового они узнали и чему научились, какие задания вызвали затруднения. Каждый ученик на психологическом барометре в своей тетради отмечает свое состояние на уроке. Это позволяет мне как учителю контролировать уровень утомляемости учащихся и правильно определять учебную нагрузку.

Воспитательный блок

Учебный процесс – это целостный воспитательный процесс. В данной системе работы я провожу внеклассные занятия для детей и родителей “Учись – учиться” На этих занятиях мы разбираем культуру учебного труда. Рассказываю родителям, как рационально организовать выполнение с детьми домашних заданий. Проводятся так же внеклассные часы “Познай себя”, где дети рассказывают о своих затруднениях в учебе и получают рекомендации об их преодолении, рассказывают о своих увлечениях, интересах. Положительно влияют на развитие познавательно-творческой активности внеклассные часы “Мой звездный час”, где ребята рассказывают о своих достижениях, о том, как они смогли преодолеть свой страх или боязнь, или свое неумение.

Сельские школьники не имеют такого доступа к культурным центрам, как городские, поэтому я планирую проведение заочных экскурсий по крупным музеям нашей страны. Заочные экскурсии и творческие задания, которые получают учащиеся, способствуют развитию их познавательно-творческой активности. Положительно влияют на развитие познавательно-творческой активности и развивающие познавательные игры “ Интеллектуальный марафон”, “Кругосветное путешествие”, “Умники и умницы”.

Блок творчески-исследовательской деятельности

Направлен на привитие учащимся элементарных навыков творческой и исследовательской деятельности. Учащимся 4 класса вполне по силам провести исследование “Семейный бюджет и Я”, знание сколько стоят учебники и школьная одежда и какую долю они занимают в семейном бюджете приучает детей к бережливости и экономии. Проект “Моя родословная” помогает детям через историю семьи и своего рода понять историю своей страны, своего села.

Учащиеся начальных классов нашей школы участвовали в проекте “Мой город”. Цель проекта – формирование у учащихся любви к родному краю, бережное отношение к памятникам культуры, экологическая охрана окружающей среды. Дети – будущее России и очень важно понимать, каким они видят это будущее и свой родной город и край.

Развитие познавательно-творческой активности делает для учащихся процесс обучения увлекательным, интересным. А только увлекательный и интересный учебный процесс, по данным возрастной психологии, не ведет к перегрузке учащихся, а значит, носит психосберегающий и здоровьесберегающий характер.

Главный стимул творчества – огромная радость, которую она даёт моим ученикам и мне. Приложение