Современные педагогические технологии и создание виртуального музея

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Современные педагогические технологии дают возможность не только для проведения эффективных уроков и повышения качества знаний, но и для организации успешной исследовательской деятельности учащихся в ее различных формах в рамках педагогики сотрудничества.

Современная музейная педагогика направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в школе, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе.

Отличительные черты обучения в музейной педагогике – неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы. Работа учащихся с музейными материалами позволяет использовать метод проектов, который предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Интегрируя две методики – музейную педагогику и метод проектов, опираясь на современные информационные технологии, мы совместно с учащимися школы приступили к созданию виртуального музея.

Школа № 6 города Бор Нижегородской области – одна из старейших школ города, с богатой историей и традициями. К сожалению, с течением времени, архивные текстовые документы, фотоматериалы приходят в негодность. Нестабильные 90-е годы привели к тому, что созданные в школе музей в традиционной форме, был разрушен.

Подготовка к последнему юбилею школы (в том числе социологический опрос учителей, учащихся и их родителей) показала имеющийся интерес к истории школы. Исходя из этого, мы решили восстановить музей. Используя современные информационные технологии, мы создаем виртуальный музей.

В своей работе мы поставили следующие цели:

  1. Сохранение архивных материалов школы (перевод их в цифровой вид)
  2. Привлечение учащихся к исследовательской работе с материалами музея.
  3. Содействие гражданско-патриотическому воспитанию школьников через пропаганду материалов музея.

В связи с этим сложились два направления в исследовательской деятельности учащихся:

  1. Поисковое (сбор, обработка, сохранение архивных материалов, встречи с ветеранами, бывшими работниками школы…)
  2. Пропагандистское (представление полученных материалов на школьных и районных конференциях).

Виртуальный музей школы № 6 включает в себя следующие разделы:

  • История школы
  • Школа в годы Великой Отечественной войны
  • Директора школы
  • Наши ветераны

Этапы работы над музеем:

2006–2007 год – подготовительный этап: проведение социологического опроса, составления плана работы, выбор представления материалов музея, отбор материала.

2007–2008 год – организационный этап: привлечение учащихся к работе с материалами музея, создание проектов по разделам музея.

2008–2010 год – основной этап: презентация проектов, оформление виртуального музея, разработка перспективного плана.

Участниками исследовательской работы стали:

2007–2008 год – ученики 10-го класса, создавшие разделы: “История школы” и “Школа в годы Великой Отечественной войны”. Результаты своей исследовательской деятельности ими были представлены на районной конференции учащихся, а также в материалах Всероссийского Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”.

2008–2009 год – ученики 10-го класса создали раздел “Директора школы”. Они работали не только с архивами, но и брали интервью, беседовали с бывшими директорами и людьми, знавшими их.

2009 – 2010 год – ученики 7-го класса дополняют материалы раздела “Школа в годы Великой Отечественной войны”.

В наших дальнейших планах разработка раздела “Наши ветераны”, привлечение новых учащихся к работе над музеем.

Работа над музеем показала, что у современных школьников есть интерес к своей истории, своей малой Родине. Они готовы заниматься исследовательской работой для сохранения, приумножения материалов по истории школы, тем более что эта деятельность позволяет им улучшить свою компьютерную грамотность: умение создавать web-страницы, переводить в цифровой формат текстовые и фотодокументы, обрабатывать их, создавать презентации и представлять их.

Сочетание информационных технологий, музейной педагогики и проектного метода представляет широкие возможности для реализации своих способностей и склонностей ученикам разного возраста, и, следовательно, делает возможным дальнейшую работу над виртуальным музеем школы № 6.

Список литературы:

  1. Кудрина Т.А. Музей и школа. – М., 1985.
  2. Музейная педагогика: Сборник “Музееведение исторического профиля”. – М., 1988. – С. 62–70.
  3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник “Культурно-образовательная деятельность музеев”. – М., 1997. – С. 102–105.
  4. Музейная педагогика /Под ред. Н.М. Ланковой /Работа со школьниками в краеведческом музее. – М., 2001. – С. 34–37.
  5. Рождественская СБ. Школьное краеведение. – М. ,1994.
  6. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. – М., 1988.