Клубный час "35 лет городу Харабали"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Рассказать детям об истории города Харабали;
  2. Воспитывать у детей чувство гордости за свой район, уважение к труду и традициям наших предков; любовь к Родине;
  3. Развивать у детей речь, внимание, артистические умения и навыки;
  4. Способствовать развитию желания у детей больше узнавать о своем крае, традициях народа.

Здесь арбузы растут отменные,
И под ветром шумят тополя.
Есть луга заливные пойменные.
Рис, картофель родит земля.
Как положено рыба водится.
Есть сазаны, лещи, судаки.
Из далеких краев нам сходятся
Все заядлые рыбаки.

Харабалинская земля….. Древняя, богатая славой громких имен и яркостью исторических событий. И современная, известная созидательным размахом её трудолюбивых хозяев. Край щедрой, многоликой природы. Неповторимых пейзажей Волжского Понизовья. И еще – край седых преданий, древних легенд, передающихся из уст в уста сказаний давнего и не слишком давнего времени.

Гимн города Харабали.

В слиянии рек средь степного раздолья,
У самой границы российской земли
Святая и вечная часть понизовья
Живет наша Родина Харабали.

От века до века твоё изобилье
Питало народы великой земли,
Ты – наша тревога, забота и сила,
Ты – вера в грядущее, – Харабали.

Пусть имя твое станет светлым по праву,
Пусть эхом звучит и вблизи и в дали,
Даря поколеньям величье и славу
Грядущего времени – Харабали!

Мир тебе, Родина! Мир твоим детям!
Светлого счастья твоим берегам!
Всё, чем нам жить и гордиться на свете –
Родиной нашей завещано нам!

Родина….. В этом небольшом слове заключено столько глубокого смысла! Великая могучая держава со своей историей и традициями. Но у каждого человека есть ещё и своя малая родина. Это то место, где он родился и вырос.

Пусть мне твердят,
Что есть края иные,
Что в мире есть
Иная красота.
А я люблю свои
Места родные,
Свои родные, милые места.

В самом деле, где бы мы ни были, куда бы ни забросила нас судьба - лучше дороже и милее родных мест нет. И наша милая родина - это наше село, которое входит в состав Харабалинского района. Вот этому мы и хотим посвятить сегодняшнюю встречу.

В этом году у нашего города Харабали двойной юбилей – 220 лет со дня основания и 35 лет со дня присвоения статуса города .(Слайд №3 –герб города) Как и любой населенный пункт, наш город имеет свою историю, о которой мы хотим вам рассказать.

До сих пор в нашей истории остаётся очень много загадок. Например, по сей день так и нет единого мнения о происхождении названия нашего города - Харабали. Есть версия, согласно которой название села произошло от бугра, который некогда разделял село на две части. Харабали (в переводе с местного казахского наречия-“ черный бугор”).Существует и второй вариант названия- по названию реки, омывающей это место и изобилующей рыбой (“Харабалык”-“много рыбы”).

Г. Харабали основан в 1789 году крестьянами из Воронежской, тамбовской, Курской и других губерний бывшей царской России.

Первыми поселенцами села были беглые крепостные крестьяне. Основное население прибыло в 20-е годы 19 столетия из Воронежской губернии.

В 1808 году в селе проживало уже 409 душ, а в 1848- 1584 души в 154 дворах. Переселенцы жили в основном в мазанках, крытых соломой. В 1858 году здесь было уже 262 дома. 35 ветряных мельниц. Церковь, две школы: министерское училище и церковно- приходская школа, которые давали знания в объеме трех классов. Было в селе почтовое отделение, 9 торговых лавок. Но не было ни одной медицинской амбулатории, аптеки. Именно поэтому здесь часто вспыхивали эпидемические заболевания – тиф, чума, оспа, малярия. Страшный пожар 1876 года превратил практически все село Харабали в груду развалин.

Из истории несохранившихся памятников (репортаж).

Не пощадил пожар и деревянную Михайло – архангельскую церковь. Народ в те годы был верующим. И поэтому вскорее возникла острая нужда в постройке новой каменной церкви.

Однако построить новую каменную церковь было очень нелегко, ведь строительство стоило немалых денег, а их у крестьян практически не было. Поэтому были объявлены добровольные пожертвования и сборы. В 1879 году началась постройка новой каменной церкви в Харабалях. Строительство велось 12 лет на добровольные пожертвования трудового люда. Следует отметить тот факт, что кирпичи на постройку церкви шли отнюдь не простые. Раствор месили на извести, а для прочности добавляли Желтки куриных яиц и квашеное молоко и обжигали здесь же, в селе на кирпичном заводе, кирпич отличался особой прочностью.

Здание, выстроенное первоначально не отличалось большой добротностью, но было основательно доделано и стало первоклассным не только в Астраханской губернии, но и далеко за ее пределами.

Сама по себе очень высокая и большая по размерам, церковь была построена на бугре, разделяющим село на две части и поэтому была видна за много верст.

Церковь имела пять глав или куполов. Один большой в центре, в окружении четырех малых. Кроме того, над центральным входом возвышалась высокая колокольня со звонницей, также увенчанная голубым куполом и ослепительно блиставшая на солнце вызолоченным крестом. Знаменита была церковь и своим колокольным звоном. Особенно выделялся большой многопудовый колокол, звон которого разносился далеко по окрестностям. Этот тяжелый колокол харабалинцы в 1900 году вручную, на веревках, поднимали на колокольню всем миром. Были и другие колокола мал мала меньше. Звонили они не только по праздникам, но и в пургу сильный мороз. Это делалось, для того чтобы человек не заблудился и не замерз в пути.

С приходом Советской власти пришло время больших перемен. В 1931 году решено было построить консервный завод в Харабалях. Стройка сдерживалась из-за отсутствия стройматериалов. И тогда было решено разрушить церковь и передать кирпич с нее на строительство завода. В 1935 году Харабалинская красавица-церковь была полностью разрушена. По легенде, дошедших до наших дней, за день до слома люди увидели на кресте, венчавшем колокольню, черную птицу, скорбно просидевшую на нем до наступления темноты. Словно предвещающую беду.

Сейчас, на одной из улиц нашего города, в здании бывшего народного суда размещается единственный Харабалинский храм – церковь в честь вознесения Господня, Действующая с 1992 года. А в 2002 году на пожертвования жителей над Харабалями поднялась на 17- метровую высоту колокольня. И после почти 70- летнего безмолвия над городом вновь поплыл колокольный звон.

Культурное наследие Харабалинского края.

Чтобы всей душой привязаться к местам, где побывал, нужно понять их красоту, узнать историю края, нужно увидеть, как трудились люди, как вкладывали сердце в развитие и процветание своей родной стороны. И сделать это проще всего, посетив местный музей.

Город гордится своим краеведческим музеем, где по крупице собирали всем миром историю нашего района. Музей создан в 1989 году и преследует цель - накопить, изучить и воспитать у подрастающего поколения любовь к истории.

В музее представлен практически весь спектр исторически ценных источников района: археология столицы хана Батыя-Сарай - Бату; документы и фотографии земляков; костюмы и мебель прошлых лет; живопись местных художников и их друзей; флора, фауна района. (Презентация).

Национальный состав района явно доказывает доброжелательные отношения между различными народами. На территории проживают: русские – 68%. Казахи – 26%, немцы – 2.5%, татары – 1%, украинцы – 2%, армяни – 1,5%, другие – 1,5%.

В нашу разговорную речь вошли слова из языков других наций. Карга – в переводе – ворона, башка-голова, балык-рыба, сабантуй-праздник, а слово халат из казахского языка.

Сценка “Домбра”.

Больше всего из перечисленных народов на территории Харабалей проживают казахи. В 19 веке моя нация становится новым этническим компонентом нижнего Поволжья. И именно мы сыграли наибольшую роль в истории Харабалей и её культуре.

А сейчас я поведую вам романтическую легенду, как водится красивую и печальную.

В семье старого казаха наконец то родился долгожданный ребенок. Это была девочка. Назвали её Гиля. Когда она подросла, то превратилась в стройную красивую девушку.

Однажды стояла Гиля на берегу небольшого озера, вдруг видит на глади вод, как в зеркале, отражение статного юноши.

Юноша:

Кто ты милое дитя?
Как попала ты сюда?
Красота твоя ослепила так меня
Быть с тобою я хочу
В жены я тебя зову.

С первого взгляда вспыхнула любовь между молодыми людьми. Но Гиля знала, что отец никогда не отпустит её из родного жилища.

Гиля: Мой отец ни когда не позволит стать женой русского и покинуть его дом.

Юноша:

Гилечка, моя любовь
Я уеду лишь на год,
А когда я возвращусь
Буду жить в законах ваших
В вашу веру обращусь.

И уехал молодой парень от Гили. Бедная девушка ждала своего любимого год.

Прошел год, затем второй и третий. Каждый день Гиля выходила к озеру, каждый день звала парня:

- Милый мой заезжий принц, почему меня забыл, почему меня сгубил?

От слез и мучения девушка заболела и стала сохнуть. И вот однажды не вернулась с озера. Всю ночь ждал отец дочь домой. И только на утро на берегу озера он нашел сухое дерево, он понял, что это его бедная Гиля. Три дня оплакивал казах высохшее безжизненное дерево. А затем смастерил старый казах из сухого дерева инструмент и назвал его - домбра. И посей день домбра национальный инструмент казахского народа.

И смеется домбра, когда весело
И плачет домбра, когда горе
Казах наслаждается песенкой
И в счастье и в горе.

Запись домбры.

Под татарскую музыку выходит ребенок, одетый в татарский костюм.

На территории Харабалей живет и процветает нация - татары. Сейчас мы с вами сыграем в увлекательную татарскую игру. У татарского народа существует традиция. В день свадьбы молодую сажают на резвую кабылицу, жених же должен догнать свою возлюбленную и наскоку сорвать платок, прикрепленный на талии у девушки.

Памятники природы.

Природа Харабалинского района, находящихся в одном из самых уникальных по флоре и фауне регионов в Волго – Ахтубинской пойме – чрезвычайно разнообразна и живописна.

Это настоящий зеленый оазис, богатый рыбными, животными ресурсами, обилием водоплавающей птицы, полезными ископаемыми, находящийся между зонами пустыни и полупустыни.

В 1995 году признан памятником природы регионального значения “Урочище кордон”, именуемый местными жителями: “Чудо в степи”. Он представляет собой небольшой участок степного ландшафта, расположенный на землях государственного фонда в 60 километрах восточнее Харабалей. Памятник является местом произрастания в естественных природных условиях экзотического видя- кактуса из рода Опунция, которые были высажены учеными в декоративных целях в 1904-1917 году.

Особо охраняемая территория, государственный природный заказчик “Пески Берли”. Этот заказник интересен своим растительным разнообразием. Еще богаче фауна. Здесь обитает до 50 видов птиц, среди которых много коршуновых, совы, орлы и многие другие, включая козодоя. Водятся утки огарь и песчанка. Причем гнездятся они в норах небольших животных, перед которыми умеют храбро защищаться.

Круглый год встречаются серые куропатки, здесь же гнездятся бекас, сизый голубь. Обитают также птички с поэтическим названиями: пеночка-весняночка, пеночка-теньковка.

В заказнике как минимум семь видов рептилий: различные полозы, ящурки, степные гадюки, даже жаба зеленая приспособилась здесь жить. Из зверья –  заяц- русак, енот, лисица, барсук, степной хорь, суслики, мыши и др.

На этой же территории находят своё пристанище волки. Кстати сказать, в переводе с местного казахского наречия “Берли” –  “волчье логово”. “Пески Берли” богаты не только видовым составом, но их высокой численностью.

Природа не ответит злом на зло
Она смиренна : мол, смотрите сами…
Нет, нам с планетой очень повезло.
Вот только, повезло ль планете с нами?

В годы Великой Отечественной войны 12 тысяч наших земляков ушли воевать на фронты нашей Родины, 4700 из которых сложили свои головы на поле брани. Харабалинцы гордятся Героями Советского Союза: Иваном Николаевичем Галкиным и Кузьмой Андреевичем Зуевым. Жители города чтят светлую память павших в годы войны. В каждом населенном пункте есть памятное место – будь то мемориальный комплекс или скромный памятник. В городе Харабали это - Братский садик, стела у железной дороги, мемориальный комплекс в парке Комсомольском. В 1947 году в центре в центре города в честь победы в Великой отечественной войне был заложен сквер.

“У обелиска”.

Победы день, склонимся люди низко:
Наш вечный долг – почтим в сраженьях павших.
Их имена – На скорбных обелисках,
Почти известных всех
И без вести пропавших.
Лежат в степях они в селеньях и лесах.
О них мы вспомним благодарным словом.
И молча постоим как на часах.
К ушедшим каждый памятью прикован….
В огонь шагнули, заслонив собою
Родную землю, край отцов и дедов…
Счастливый день со слезами скорбной боли –
Он прежде их,
Великий День Победы.
И перед ними мы за все в ответе,
Мы никого не вправе позабыть,
Нам и за них, жить, строить на планете,
И мир беречь и Родину любить.

В нашем городе живут люди духовно одаренные. Это местные поэты, стихи, которых здесь сегодня уже прозвучали: Юрия Богатого. Эдуарда Головача, Владимира Рагозина.

Эти люди в своих стихах прославили город Харабали и наш Астраханский край. Все мы любим наш край. Мы желаем всем здесь присутствующим счастья и мира в нашем родном краю.