Элективный курс по теме "Растворы" (11-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 11


Любой школьник задается вопросами: с какой целью я изучаю тот или иной предмет, помогут ли приобретенные знания в дальнейшем, что даст мне бесконечное копание в научной литературе или чего недополучу я, если не буду учиться? Не исключением становится и химия, ведь на сегодняшний момент ни одна отрасль промышленности не обходится без химии: и экономика, и медицина, и нефтяная, и пищевая и т.д.

Химия – предмет сложный, т.к. содержит большой объем материала, заключающийся в свойствах огромного числа соединений, информация по которым ежегодно увеличивается примерно на 15%.

Повышать мотивацию приходится за счет введения новых технологий, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации в обучении.

Основная цель – создание условий для формирования химической и предметно-мировоззренческой компетентности учащихся.

Задачи курса:

  • формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний;
  • расширение и углубление знаний учащихся по теме «Растворы»;
  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям и сдаче ЕГЭ с последующем поступлению в вузы.

После изучения элективного курса учащиеся должны:

характеризовать:

  • процессы, происходящие при растворении различных веществ в воде;
  • зависимость растворимости веществ от их природы, природы растворителя, давления и температуры;
  • растворы электролитов;
  • амфотерность;
  • протонную теорию кислот и оснований;
  • константу и степени диссоциации;
  • диссоциацию воды, ионное произведение воды, рН.

уметь:

  • классифицировать растворы;
  • выражать состав растворов через массовую, молярную и объемную доли растворенного вещества, молярную и эквивалентную концентрации;
  • записывать ионные уравнения реакций;
  • составлять уравнения гидролиза солей по катиону, по аниону, полный и совместный;
  • вычислять массовую долю и молярную концентрацию твердых или газообразных компонентов в растворе по известным массе компонента и массе раствора; массу твердых или объем (массу) газообразных компонентов в растворе по их массовой доле и массе раствора; массу (объем) раствора по массовой доле и массе твердых или газообразных компонентов, молярную концентрацию растворенного вещества по известным количеству вещества и объему раствора; молярную концентрацию и массовую долю растворенного вещества по его массе и коэффициенту растворимости; коэффициент растворимости вещества по массовой доле растворенного вещества в насыщенном растворе; массу выпавших кристаллов безводного вещества в связи с изменением его растворимости при охлаждении раствора; массу выпавших кристаллов кристаллогидрата соли при охлаждении раствора; массу продуктов реакции, протекающей в растворе, если одно из них дано в избытке; молярную концентрацию ионов в растворе по известным значениям степени диссоциации и концентрации веществ; концентрацию веществ в растворе, полученном в результате гидролиза солей; состав раствора по правилу «креста»;
  • определять альтернативные продукты реакций между веществами в растворах.

знать:

  • качественные реакции на катионы и анионы.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1.

Урок - лекция. Механизм образования растворов, их классификация. Растворение как физико-химический процесс.

1 час

2.

Урок - лекция. Зависимость растворимости различных веществ от природы растворителя, температуры и давления.

1 час

3.

Урок - практическое занятие. Решение задач №№ 214, 222, 227, 234, 235, 237, 238, 239 (см.* Методическое обеспечение)

2 часа

4.

Урок - лекция. Способы выражения состава растворов.

1 час

5.

Урок - практическое занятие. Решение задач №№220, 221, 225, 226, 231, 232, 233, 236.

2 часа

6.

Урок - лекция. Электролиты и электролитическая диссоциация. Реакции в растворах электролитов. Современные теории кислот и оснований.

1 час

7.

Урок - практическое занятие. Решение задач №№241, 242, 243, 246, 248, 251, 275, 276, 278, 286, 293, 295, 297,301.

2 часа

8.

Урок - лекция. Гидролиз солей.

1 час

9.

Урок - практическое занятие. Решение задач №№ 253, 257,274, 302, 305, 306.

2 часа

10.

Урок – лабораторная работа. Качественные реакции на катионы и анионы. Гидролиз солей. (В лаборатории кафедры общей и неорганической химии ВлГУ).

2 часа

11.

Урок – зачет. Тестирование по теме.**, ***

2 часа

ВСЕГО:

17 часов

Решение задач к урокам приложение 1

Тест по теме «Растворы» приложение 2

Методическое обеспечение

* Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы. Москва «Экзамен», 2004.

** Единый государственный экзамен 2004: Контрольные измерительные материалы: Химия.- М.: Просвещение, 2005, стр.34-40, задания №№ 157-166, 183-184, 187-191.

*** О.С. Габриелян, П.В. Решетов и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Химия. Москва «Дрофа», 2003, стр.62-63, задания №№ 17-30.

Литература

  1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. Учебник для вузов. 4-е изд., исправленное - М.: Высшая школа.
  2. Глинка Н. Л. Общая химия.- Л.: Химия, 1985