Урок по теме "Разнообразие, распространение, значение растений"

Разделы: Биология


Задачи:

  • сформулировать представление о многообразии  растений;
  • определить места обитания растений;
  • раскрыть значение растений в природе и жизни человека;
  • выявить  отличия низших растений от высших

Оборудование: таблицы «Одноклеточные водоросли», «Покрытосеменные», гербарий : мхи, папоротники, водоросли, покрытосеменные ; презентация к уроку.

План  урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного (мини-викторина).
  5. Итог урока.
  6. Домашнее задание.

Ход  урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

Сегодня на уроке мы познакомимся многообразием и значением растений, но прежде . чем перейти к новой теме давайте выполни графический диктант по теме «Грибы». (Слайд 1)

Графический диктант.

  1. Грибы относятся к царству растений? (-)
  2. Грибы выделяют в отдельное царство? (+)
  3. Дрожжи размножаются почкованием? (+)
  4. Трутовик относится к шляпочным грибам? (+)
  5. Лисички относят к трубчатым грибам? (-)
  6. Гриб трутовик относится к шляпочным грибам? (-)
  7. Грибы паразиты снижают урожай растений? (+)
  8. Из пеницилла получают лекарство? (+)
  9. Грибы размножаются только половым способом? (-)
  10. Деревья и грибы не образуют симбиоз? (-)

Учащиеся обмениваются работами и проводят самопроверку.

(Слайд 2)

Обсуждение результатов графического диктанта.

III. Изучение нового материала

Учащиеся: записывают тему урока в тетрадях.

Рассказ учителя: В природе существует огромное разнообразие растений. Рясковые –самые маленькие, менее 1 см. Они похожи на крошечные пластинки, которые сплошным ковром покрывают стоячие водоемы. Цветет ряска крайне редко. Для средней полосы Росси с 1814 по 1967 гг. отмечено лишь 25 случаев цветения. (Слайд  3)

Пальма . В тропиках и субтропиках известно около 3 тыс. видов пальм. Пальмира- из сока делают пальмовое вино, южноазиатская  сахарная пальма, масличная пальма, финиковая пальма. У  пальм встречаются самые большие листья (25 м), самые большие соцветия (до 9 м), самые большие плоды-костянка (сейшельская пальма до 18 кг, созревают 7-10 лет) (Слайд 4,5,6).

Очень  интересны растения порядка липовых. Сюда относится шоколадное дерево, дерево кола, баобаб. (Слайд 7,8)

На Руси особо почитали липу, относились к ней очень поэтически, но использовали и в хозяйстве. Считают, что славяне поливают липу так же, как арабы – пальму, а греки- оливковое дерево. Древесина липы  тоже ценилась очень высоко. Она не такая прочная, как дубовая или лиственничная, но обладает незаменимыми качествами. Из липы строили бани. Пар в таких  банях легкий, душистый, медком пахнет.

Деревянные части гармони и сегодня делают из липы. История сохранила немало рассказов о липах. В старинных немецких рукописях  упоминается липа, что росла возле города Вюртенберга. Она так разрослась, что ее нижние ветви поддерживались сначала шестьюдесятью, а затем двумястами столбами. Липа - одно из самых долгоживущих деревьев. В Киеве до сих пор сохранилась липа, возраст которой приближается к тысяче годам.

Семейство Мареновые - хинное и кофейное деревья. В особый порядок выделяют ясень, маслину, жасмин и сирень.

Маслину из-за ее костянок, дающих ценное оливковое масло, разводят в Средиземноморье не менее 5 тыс лет. (Слайд 10)

Очень хорошо известны растения порядка Губоцветные. Многие обладают ароматическими эфирными маслами , применяемыми в парфюмерии, пищевой промышленности и в медицине. (Слайд 11,12).

Мелиса лекарственная - очень популярное растение. Культивировали мелису как лекарственное растение уже в Древней Греции и Риме. Тогда ей приписывали  магические свойства, считали, что она восстанавливает силы, приносит вдохновение.  Великий Авиценна ценил мелиссу как средство « повышающее жизнеспособность и прогоняющее меланхолию», которое « бодрит и укрепляет сердце, способствует пищеварению». В средней Англии листья мелиссы разбрасывали в доме, чтобы освежить воздух перед приходом гостей.  В Германии в начале 17 века в аптеках уже продавалась трава мелиссы и мелиссовое масло. (Слайд 13)

Растения встречаются практически везде, в зависимости от климатических условий. Даже в безводных пустынях, во льдах Арктики, высоко в горах.  Так, в шерсти высокогорного животного яка  часто размножаются одноклеточные водоросли, поэтому шерсть приобретает зеленоватый оттенок. (Слайд 14)

Рассказ учителя о значении растений. (Слайд  15) Растения дают человеку продукты питания, сырье для промышленности, из них получают лекарства.  Разные растения задерживают пыль  та за лето взрослое дерево поглощает углекислого газа: тополь -44кг., дуб- 28 кг.,  липа- 26 кг., ель- 6 кг (Слайд 16).Многие деревья способствуют понижению температуры, снижают действие ветра и шума.

IV. Работа с учебником

Откройте учебник на стр. 53, найдите слова « Все растения в зависимости от строения делятся на низшие и высшие». Прочитайте текст учебника и ответе на вопрос – Чем низшие растения отличаются от высших?

Высшие и низшие растения.

Учащиеся читают текст и отвечают на вопрос (устно).

V. Закрепление изученного

Как распространены растения в природе? Что является причиной неравномерного распространения в природе?

Какую роль играют растения а природе?

Какова роль растений в жизни человека?

Мини - викторина

Какое дерево самое высокое в мире? (Слайд 17)

Ответ: секвойя вечнозеленая, до 132 м.

Какое дерево самое толстое в мире? (Слайд 18)

Ответ: Секвойя вечнозеленая, у основания 46м.

Какое дерево самое морозостойкое и выносливое? (Слайд 19)

Ответ: даурская лиственница.

У какого дерева самая тяжелая древесина? (Слайд 20)

Ответ: у дерева бакаут, тонет в воде как камень.

Почему нашу дальневосточную березу называют  железной березой?  (Слайд 21)

Ответ: она имеет самую прочную древесину – в 1.5 раза прочнее чугуна.

У какого дерева самые крупные простые листья? (Слайд 22)

Ответ: мадагаскарское дерево путешественников листья длинной 12м и более, черенок достигает 3 м в длину.

У какого дерева самые крупные сложные листья? (Слайд 23)

Ответ: у пальмы рафия, длина 22м., ширина 12 м., черешок 5 м.

Какие деревья наиболее чувствительны к загрязнению? (Слайд 24)

Ответ: хвойные, особенно ель, сосна. Лиственница.

У какого растения самые крупные семена? (Слайд 25)

Ответ: у сейшельской пальмы.

Почему гиацинт называют « цветком дождей»? (Слайд 26)

Ответ: у себя на родине гиацинты распускаются и зацветают после дождей.

Почему кустарник дикой розы называют шиповником? (Слайд 27)

Ответ: из-за шипов.

V. Домашнее задание. (Слайд 28)

§ 11. Написать мини сочинение « О чем могли бы рассказать растения если они умели говорить?» Обратить внимание на оформление работы.