Родительское собрание "Курящие родители — курящие дети?!"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Мы не должны забывать, что наши дети,
став большими, совершенно походят на нас,
имеют те же страсти и те же желания,
что и мы.

Джон Локк

В ходе собрания родители смогут

  1. Рассмотреть и уточнить понятия «подражание», «пример родителей», «забота о здоровье», «родительский авторитет»
  2. Осознать необходимость родительской ответственности в профилактике подросткового табакокурения
  3. Уточнить представления о причинах возникновения никотиновой зависимости
  4. Обсудить проблемы подросткового возраста и его проблемы и мотивы поведения которые влияют на приобщение подростка к курению

Задачи собрания

  1. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме курения
  2. Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения ребенка
  3. Убедить родителей изменить родителями свое отношение к курению

Понятия

  • подражание
  • пример родителей
  • забота о здоровье
  • родительский авторитет

Структура собрания

Этапы

Формы и методы

Время

Ожидаемые результаты

1 этап

Мотивация

Беседа
Анализ анкет

10 мин

Родители анализируют мнения учащихся, настраиваются на обсуждение темы

2 этап

Работа с понятиями

Работа в группах

Подбор ассоциаций применительно к теме собрания, что поможет глубже раскрыть его суть

7 мин

У родителей появляются уточненные представления о понятиях «подражание», «ответственность», «родительский авторитет»

3 этап

Обсуждение основной проблемы

Работа в группах

  • сформулировать ответы на вопросы;
  • решение семейных ситуаций;
  • анализ влияния табакокурения на организм человека;

Памятка «Родители, знаете ли вы, что...?»

28 мин

Родители делают выводы об основных целях воспитания, о формировании у подростков ответственности за свое здоровье, вырабатывают принципы поддержки и конструктивные шаги в профилактике табакокурения

4 этап

Подведение итогов

Обсуждение эпиграфа

10 мин

Родители задумываютя о значимости собственного поведения

5 этап

Рефлексия

Синквейн

5 мин

Осознание важности сохранения и поддержания собственного здоровья, как пример для подражания своими детьми

Ход собрания

1 этап: Мотивация

Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые мамы и папы!

Сегодня мы затронем одну из главных тем безопасности жизни человека - это проблема курения. Эта тема вовсе не случайно стала темой родительского собрания. Ряд учащихся вступая в период подросткового возраста считают неотъемлемым атрибутом взрослости сигарету. Возвращаясь после перемены на урок, от них исходит запах табака, которым дышат не только они, но и их одноклассники. Это не только эстетическая сторона проблемы, но и проблема здоровья подростка, а, значит, и его будущего. Давайте попробуем в этом разобраться.

Информация по результатам анкетирования учащихся 9-11 классов Тальменской МОСШ№1 в рамках месячника ЗОЖ

На сегодняшний день сигаретами «балуются» около 23 % детей в возрасте от 13 до 16 лет. По прогнозам специалистов, из трех тысяч человек, начавших курить до 15 лет, 250 до пенсионного возраста не доживут. Каждый третий подросток в возрасте 14-16 лет курит систематически.

Исследователи установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет.

Ознакомление родителей с результатами тестирования детей и их обсуждение.

Курение - это? (зло, никотин, гадость, вред, нормально)

Сигарета в руке - это? ( пошло, клево, престиж, мода, по-нашему, окорбительно, вульгарно)

Не курить - это значит не? (не болеть, не быть похожим на всех, не быть современным, не быть взорослым)

Для того чтобы бросить курить, нужно? (сила воли, желание, стимул, заболеть)

В моей семье курит лишь? (папа, старший брат, мама, дедушка, я)

Курение в нашей семье - это? (обычное дело, нонсенс, редкость)

Курение дает мне возможность? (быть современнее, быть как все, снять напряжение, почувствовать себя взрослым, быть похожим на старшего брата)

Если бы мои родители перестали бы курить…(мне все равно, я буду курить, у нас было бы больше денег, был чистым воздух в доме, я бы наверное не курил)

Вывод: одно из ведущих мест среди проблем в нашем обществе занимает проблема курения. Большинство курящих подростков имеют курящих родителей. Терпимое отношение подростка к проблеме курения часто обусловлено тем, что его родители курят.

Анализ фактов и статистика по проблеме.

Пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет. За год выкуривается примерно 100 миллиардов сигарет. Есть люди, которые выкуривают 1—2 сигареты в день, и в то же время есть определенное количество людей, которое курит до 20 сигарет в день и более.

Представленная статистика говорит еще и о том, что количество курящих мужчин уменьшается, в то время как количество курящих женщин растет. Параллельно с ростом числа курящих женщин у них растет количество заболеваний, связанных с курением.

Среди молодежи в возрасте 14-17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Существуют так называемые "профессии" курильщиков - с риском, нервными перегрузками, стрессами (профессии шахтеров, строителей, водителей, моряков и т. д.).

(Ежегодно 4 000 000 человек умирают от (последствий табакокурения.

К 2030 году от табакокурения будут умирать 10 000 000 человек, так как число курящих в развивающихся странах стремительно растет.

Ведущая роль в формировании у ребенка ответственного отношения к собственному здоровью отводится родителям.

Ожидаемый результат

В процессе обсуждения у родителей должно появиться желание обсудить заданную тему.

2 этап: Работа с понятиями

Педагог формирует 2-3 группы из числа родителей.

Задание родителям

Попробуйте объяснить нижеприведенные пословицы применительно к теме нашего родительского собрания.

  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Береги платье снову, а здоровье смолоду.
  • Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо.
  • Хвост голове не указка.

Ожидаемый результат

У родителей появляются уточненные представления о понятиях «подражание», «ответственность», «родительский авторитет».

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу.

Ответственность - необходимость, обязанность давать отчет о своих действиях, поступках, отвечать за их последствия.

Родительский авторитет – влияние отца и матери на подростка, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям и в конечном счете – к взрослым людям вообще.

3 этап: Обсуждение основной проблемы

Практическое задание для родителей.

Педагог формирует 2-3 группы из числа родителей и предлагает сформулировать ответы на вопросы:

  1. Как вы думаете, почему наши дети начинают курить?
  2. Систематизируйте признаки, по которым можно определить, что ребенок курит.
  3. Какова вероятность «никотинового дебюта» подростка в семье, где родители курят?

Представитель от каждой группы излагает варианты ответов на предлагаемые вопросы, и идет групповое обсуждение.

Далее группам родителей предлагается обсудить и отыскать оптимальный вариант из сложившейся семейной ситуации:

  1. Вы приходите домой в неурочный час, неожиданно для дочери, и застаете ее судорожно курящей возле открытого окна. Увидев вас, она не прекращает курить, а с вызовом говорит, что таким образом расслабляется после нервного учебного дня. Ваши действия?
  2. В кармане куртки сына вы обнаружили табак. Ваши действия?
  3. На Ваше замечание о том, что ребенок курит, тот возражает Вам, что вы тоже курите. Ваши действия?

После обсуждения и заслушивания вариантов решений педагог обобщает мнения участников дискуссии, акцентируя внимание на уважительном, тактичном, терпимом отношении к подростку и его проблемам.

В семье, где курили родители, начинают курить 67% мальчиков и 78% девочек. По данным Всемирной организации здравоохранения, 80% курящих детей сохраняют привычку, став взрослыми.

Уже установлено: если подросток выкурил хотя бы две сигареты, то в 70 случаях из 100 он будет курить всю жизнь.

Влияние табакокурения на организм человека (слайды 1-4) Приложение 1

Заболевания, развивающиеся при табакокурении:

  • Болезни почек.
  • Истощение головного мозга.
  • Мышечная астения.
  • Рак легких.
  • Кариес.
  • Кашель, болезни сердца.
  • Снижение работоспособности и ослабление памяти.

Если человек, закурив, продолжает курить и это становится постоянным фактором, начинает формироваться никотиновый синдром, или никотиновая токсикомания. Выделяют три стадии никотиновой токсикомании.

Первая стадия - бытовое курение. Человек курит вначале эпизодически - 1-2 сигареты в неделю, в зависимости от ситуации. Затем возникает ежедневное курение до 3-5 сигарет в день. Курильщику кажется, что его работоспособность повышается, улучшается самочувствие.

Вторая стадия - привычное курение. Появляется навязчивое желание курить. Возникает зависимость от курения. В этой стадии ухудшается самочувствие: появляются головные боли, раздражительность, нарушается сон, повышается утомляемость.

Третья стадия - пристрастное курение. Зависимость носит физический характер. Возникает неодолимое желание курить. Развивается тяжелая абстиненция. Появляется привычка курить натощак, сразу после еды, нередко ночью.

Памятка «Родители, знаете ли вы, что...?»

У того, кто начал курить в возрасте 15 лет, риск смертности от рака легких увеличивается по сравнению с теми, кто начал курить после 25 лет (у мужчин - в 3,5 раза, у женщин - в 2,4 раза).

В России средняя продолжительность жизни мужчины на 14 лет, а у женщины на 9 лет меньше, чем у мужчин и женщин в Финляндии.

В России только 50 % молодых людей доживут до 60 лет, тогда как в Великобритании - 90 %.

Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы среди русских мужчин в возрасте от 45 до 74 лет в 4 раза выше, чем у французов, и в 3 раза больше, чем у итальянцев.

Курение является причиной 82 % смертей среди больных раком легких и от 80% до 90% среди больных туберкулезом в Тальменском районе.

50 % курильщиков в развитых странах умрут от болезней, вызванных курением. Это рак легких, заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

В России 70% мужчин и 33 % женщин курят, в США - 27 % курящих мужчин и 23 % - курящих женщин.

Длительность жизни человека, выкуривающего пачку и более сигарет в день, уменьшается на 7 лет по сравнению с некурящим.

Женщины, курящие во время беременности или пассивные курильщицы, имеют большую вероятность осложнений во время беременности, во время родов, рождения ребенка с низкой массой тела и маленькой головкой. Эти дети нередко отстают в физическом и умственном развитии, часто болеют, и у них высок риск заболевания раком легких.

Ожидаемый результат

В ходе обсуждения выявляются взгляды родителей на причины подросткового курения и их собственную позицию как родителей в стимулировании подросткового курения.

4 этап: Подведение итогов

Давайте вернемся еще раз с вами к эпиграфу: «Мы не должны забывать, что наши дети, став большими, совершенно походят на нас, имеют те же страсти и те же желания, что и мы». Прошу высказать свое отношение к данному высказыванию (слайд 5) Приложение 1

Ожидаемый результат

Родители должны прийти к выводу, что появление такой вредной привычки как курение у подростка – один из симптомов неблагополучия в его личностном развитии и лишь укрепляя взаимное доверие, расположение и уважая личность подростка, относясь к нему как ко взрослому и не снимая ответственности с себя, можно воспрепятствовать формированию этой привычки у ребенка.

5 этап: Рефлексия

Составление синквейна в группах по темам:

  • 1 группа – «Сигарета»
  • 2группа - «Курящие родители»
  • 3 группа – «Отказ от курения»

Это задание дает возможность учителю увидеть, в какой степени слушатели восприняли информацию и какой интерес они испытывают к теме данного собрания.

В финале целесообразно выслушать мнение родителей о ходе собрания.

Литература:

  1. Александров А.А., Прохоров А.В., Александрова В.Ю. Организация профилактики курения среди детей и подростков. «Здоровье Российской Федерации», 1992
  2. Ален Карр. Легкий способ бросить курить. М., 2007
  3. Андреева Т.И., Красовский К.С. Курение и дети: что может сделать школа. Киев, 2003
  4. Дереклеева Н.И.Новые родительские собрания. М., Вако, 2006
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., русский язык, 1984
  6. Соколова В.Н., Юзефович Г.Л. «Отцы и дети в меняющемся мире». М., Просвещение, 1991
  7. Углов Ф.Г. Берегите здоровье и честь смолоду. М., «Педагогика»,1988
  8. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. М., «Просвещение»,1986
  9. Материал для проведения родительского собрания /Школьный психолог №10, №12, №15, №21, №20, 2003.