Формирование навыка выразительного чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


К средствам выразительности звучащей речи относится:

Техника речи:

  • Постановка правильного речевого дыхания;
  • Дикция и артикуляция (отчетливое произнесение звуков и сочетаний звуков).

Интонация:

  • Логическое ударение (выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов);
  • Паузы (логические и психологические);
  • Темп и ритм;
  • Тембр (индивидуальная природная окраска голоса);
  • Тон речи (эмоциональная окраска);
  • Мелодика (движение голоса по звукам разной высоты);
  • Сила голоса (громкость).

Неязыковые средства:

  • Жесты;
  • Мимика;
  • Поза.

При работе над формированием навыка выразительного чтения использую следующие виды работ:

  • Дыхательная гимнастика;
  • Речевая разминка (чтение скороговорок и чистоговорок в игровой форме на каждом уроке!);
  • Составление партитур стихотворения;
  • Чтение по ролям;
  • Драматизация и инсценирование художественных произведений;
  • Создание диафильмов;
  • Продолжение сказки;
  • Создание сказки “наоборот”.

Включение данных видов работы делают урок эффективным, интересным, разнообразным, живым.

Цели:

Образовательная:

  • Закрепить навык выразительного чтения стихотворения С. Маршака “Декабрь”;
  • Познакомить учащихся с творчеством В. Драгунского на примере рассказа “Заколдованная буква”;
  • Способствовать формированию навыка выразительного чтения.

Воспитательная:

  • Воспитывать доброе отношение к людям.

Развивающая:

  • Развивать речь, память;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать.

Оборудование: карточки для словарной работы, книги с произведениями В. Драгунского, портрет Драгунского, иллюстрации к рассказу “Заколдованная буква”

Ход урока

I. Организационный момент.

Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс.

- Ребята, наведите порядок на своих партах. Встаньте ровно, красиво. А теперь тихонько садитесь. Положите руки перед собой, чтобы я видела, что вы готовы меня слушать.

II. Речевая разминка.

Ребята, давайте повторим скороговорку, которую мы выучили на прошлых уроках чтения. Кто нам ее напомнит?

Шёл Егорка по пригорку
И учил скороговорку.
Он учил скороговорку
Про Егорку и про горку.

Как вы догадались, мы сейчас подготовим наши речевые аппараты для выразительного чтения.

- Сегодня мы познакомимся с новой скороговоркой. Послушайте внимательно. (Читает учитель)

Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.

- Какие звуки повторяются в этой скороговорке? (“Ш”, “с”)
- Давайте произнесем их вместе.
- Кто попробует произнести скороговорку?
- А теперь вместе, по моей руке. (Читают скороговорку)
- Хорошо. А теперь прочитаем скороговорку так, как- будто мы чему-то удивились. (Учитель показывает, каким образом читать. Читают хором)
- Давайте прочитаем скороговорку так, словно смеемся над кем-то. (Читаем по рядам)
- А теперь повернитесь друг к другу лицом и прочитайте скороговорку так, как будто что-то друг другу объясняете. Не забывайте отчетливо произносить звук [с] и [ш].
- Кто попробует пропеть эту скороговорку?
- Ребята, проговорим скороговорку, меняя силу голоса? Начинаете тихо, а заканчиваете громко. Будьте внимательны. Следите за моими руками.
- Мы немного размяли свои губки и язычки для того, чтобы на уроке у Вас было отчетливое, выразительное чтение.

III. Проверка домашнего задания.

- Мы подготовились для того, чтобы выразительно прочитать стихотворение С. Маршака “Декабрь”, которое Вы готовили дома. Ребята, повторите стихотворение в парах. (Рассказывают стихотворение друг другу).
- Кто лучше рассказал стихотворение в вашей паре? Давайте послушаем, как Сережа прочтет стихотворение Маршака. (Вызываются желающие рассказать это стихотворение наизусть у доски).
- Ответьте, пожалуйста, какое настроение было у С. Маршака, когда он писал это стихотворение? (Радостное, праздничное).
- С чем сравнивает поэт природу в декабре? Найдите это сравнение в тексте. (Поэт сравнивает природу со сказкой).
- Как он изображает елку? Почему он ее так изображает? Как она меняется по ходу стихотворения? (Из грустной, поникшей елочки она превращается в нарядную новогоднюю красавицу).
- Прочитайте отрывок, в котором рассказывается о том, как наступает новый год?
- О каких зимних забавах упоминается в этом стихотворении? Какие еще зимние развлечения Вы знаете?

IV. Знакомство с новым произведением.

а) Подготовка к первичному восприятию.

- Продолжая тему зимних забав, мы с Вами познакомимся с ребятами, которые так же, как и Вы любили зимой играть на улице.
- Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. (Заколдованная буква).
- Кто автор этого произведения? (В.Драгунский).
- Наверно вы уже слышали имя этого писателя. Может кто – то из вас читал его рассказы? А может вам родители читали произведения этого писателя?
- Я сегодня принесла вам книги Драгунского. (Показываю книги на выставке).
- Ребята, а вот эту книгу мы сегодня будем читать с вами. (Заколдованная буква).
- Ребята, как вы думаете, почему так назван рассказ? (Предположения детей).
- Какая же буква может быть заколдованной? (Ответы ребят).
- Вот это мы и узнаем из рассказа. Приготовьтесь к слушанию.

б) Первичное чтение.

(Выразительно читает учитель).

в) Проверка первичного восприятия.

- Судя по Вашей реакции, рассказ вам понравился.
- Что вам понравилось в этом рассказе?
- Ребята, где происходит действие в рассказе? (На улице).
- Представьте, что вы вместе с героями рассказа стоите на улице. Встаньте, пожалуйста.

Звучит шум ветра (грамзапись).

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Дуй ты, ветер, тише, тише!
Мы растем все выше, выше!

- Ребята, ветер нашалил. Посмотрите, какой беспорядок он навел у нас в классе.
- Наведите порядок на своих рабочих местах. Проверьте, все ли у вас на месте на парте, под партой...

Ученики находят иллюстрации к рассказу у себя под партой.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

- Кому ветер – шалун принес картинки? Выходите к доске.

Выходят 5 учеников с иллюстрациями.

- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что объединяет все эти картинки?
- Все ли иллюстрации подходят к нашему рассказу?
- Почему вы решили, что эта иллюстрация лишняя? Докажите.

Давайте наведем порядок. Расположите иллюстрации по порядку.

С чего начинается рассказ?
Что произошло дальше?
Как заканчивается произведение Драгунского?

- Молодцы, ребята. У нас получился диафильм “ Заколдованная буква”
- Какая же буква оказалась заколдованной? (Буква “Ш”).
- А какая буква была заколдована в нашей с вами скороговорке?
- Скажите, как же звали главных героев? (Алёнка, Мишка и автор).
- Что же с ними произошло? (Они заспорили, как правильно произносить слово “шишка”).
- Почему возник этот спор? (Так как каждый из них произносил это слово по-своему из-за того, что у одного не было переднего зуба, а у второго не было целых трех).

Словарная работа.

- Хорошо. Обратите внимание на доску. На ней слова, которые могут вызвать затруднение при чтении. Давайте хором прочитаем их и объясним значение каждого из них.

- Как вы понимаете значение слова домоуправление? Что это такое?

Домоуправление – это организация, которая занимается вопросами, связанными с проживанием в домах: ремонт, оплата услуг. (Сейчас часто вместо них управляющие компании);
Становь на попа – поставить на основание;
Шпиц – верхушка;
Заактировать – смотри сноску в книге.

Значение последнего слова посмотрим в книге на странице 66. (Один ученик читает вслух)

г) чтение – анализ.

- Давайте выясним, почему у ребят в рассказе возник спор? (Читаем первую часть вслух по цепочке).
- Ребята, про какое главное событие мы только что прочитали? (Как привезли елку).
- А кто привозит елку? (Домоуправление).
- Найдите в тексте описание того, как происходила выгрузка елки. Кто прочитает нам эти строчки? (Ученик читает).
- Какие чувства испытали герои, когда увидели елку? Докажите это словами из текста (Восхищение, “стояли как дураки”).
- Что же нарушило оцепенение? (Фраза Алёнки о шишках).
- Найдите в тексте. Как она произнесла эту фразу? (С удивлением).
- Давайте и мы прочитаем ее так. Кто попробует? (Дети читают с удивлением).
- Что же потом произошло? (Ребята стали соревноваться, кто громче сможет засмеяться).
- Давайте найдем отрывок в тексте и прочитаем его. (Читает учитель, потом 1-2 человека).
- Что произошло с Мишкой? (“Упал в обморок” – стало плохо).
- Давайте прочитаем, как ему стало плохо. (Ученики ищут и зачитывают из текста ответ).
- Почему же Алёнка не могла правильно сказать слово шишки? (Зуб выпал).
- Что же ей на это ответил Мишка? Давайте попробуем пропеть его песенку.
- Что же было дальше? Давайте прочитаем спор Алёнки и Мишки.
- Чем же закончился рассказ? Найдите и прочитайте фразу, которую произнес мальчик, рассказывающий эту историю.
- Какой это смех? (Добрый).
- Какой смех люди часто называют злым? Почему же автор смеется по-доброму над ребятами? (Он их любит, любуется ими).
- Может кто-нибудь знает, из какого произведения взята эта история? (“Денискины рассказы”).
- Теперь Вы можете сказать, как звали мальчика, который рассказал нам эту историю? (Денис).
- Я надеюсь, что рассказ Вам понравился, и вы захотите познакомиться и с другими замечательными историями, которые нам рассказал герой В. Драгунского.

V. Домашнее задание.

- Ребята, дома вы еще раз прочитаете этот замечательный рассказ на стр. 65-68. Поучитесь выразительно читать. А завтра на уроке мы будем читать “Заколдованную букву” по ролям.

VI. Итог урока.

- С каким произведением Вы познакомились на уроке? (Рассказ В. Драгунского “Заколдованная буква”).
- Что Вам понравилось?

Рефлексия.

- Ребята, у вас на столах лежат 3 карточки (зеленого, желтого и красного цветов)
- Если вы довольны своей работой на уроке и вам все было понятно, поднимите карточку зеленого цвета.
- Если вы не совсем довольны своей работой и в чем – то сомневаетесь, поднимите желтую карточку.
- Если вы не довольны своей работой на уроке и у вас остались вопросы по новому материалу, поднимите карточку красного цвета.
- На этом урок закончен. Спасибо всем за работу.