Интегрированный урок (право + психология) по теме "Трудоустройство и занятость"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели урока:

Образовательные:

Знать: основы социальных и правовых гарантий в области занятости и трудоустройства, юридические основы трудовой деятельности;
Уметь: различать понятия “трудоустройство” и “занятость”; работать с источниками трудового права и находить нужную информацию, формировать правовые компетенции в области трудовых правоотношений; использовать психологические рекомендации при устройстве на работу.

Развивающие: способствовать развитию коммуникативных компетенций в социуме, навыков самопрезентации обучающихся.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к труду как к важнейшей нравственной категории.

Межпредметные связи: история, обществознание, экономика, литература, производственное обучение.

Материально-техническое оснащение урока: экран, проектор, магнитофон.

Средства обучения: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, слайдовая презентация (приложение 1), карточки – задания (приложение 2), “социальный опрос” (вопросы) – (приложение 3).

Элементы урока Время Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Приемы и методы преподавателя и обучающихся
Орг. момент. 2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 


3 мин.

1. Проверить готовность к уроку, отметить отсутствующих.

2. Упражнение “Поплавок в океане” (развитие навыков осознания мыслительных зрительных образов, снятие напряжения).

Психолог: Внимание, ребята!

“Вообразите, что вы маленький яркий поплавок в огромном океане… У вас нет цели… компаса, карты.. руля.. весел.. Вы движетесь туда, куда несет Вас ветер… океанские волны.. Большая волна может на некоторое время накрыть вас.. но вы вновь и вновь выныриваете на поверхность.. Попытайтесь ощутить толчки выныривания. Ощутите движение волны… тепло солнца… капли воды… подушку моря под вами, поддерживающую вас. Посмотрите, какие еще ощущения возникают у вас… когда вы представляете себя маленьким ярким поплавком в большом океане…”

Я увидела ваш позитивный настрой, сегодня нас ожидает успех, к уроку вы готовы!

3. Сообщение темы и целей урока:

Преподаватель: Люди трудились всегда, но отношение к труду не было одинаковым. В первобытную эпоху человек четко знал: не пойдешь охотиться на мамонта – останешься голодным и умрешь.

Прошли века. Появились бедные и богатые. Чтобы прокормиться, богатым не обязательно было работать. За них это делали другие.

Закон вмешался в деятельность человека. Он определил правила, согласно которым люди должны зарабатывать деньги. Совокупность этих правил, действующих в трудовой сфере человеческой жизни, и образовало трудовое право. Лишь только работа на себя не регулируется правом.

Вопрос: Какие Вы знаете виды работ, которые человек осуществляет лично для себя?

Нормы трудового права записаны в ТК РФ. Их знание помогает понять, как вести себя в конкретных ситуациях.

Тема сегодняшнего урока: “Трудоустройство и занятость”, которую мы будем изучать в течение 2 часов, сегодня на уроке мы рассмотрим один вопрос: Обеспечение занятости и гарантий реализации, прав на труд.

В течение урока Вам будет предоставлена возможность получить заработную плату в виде валюты, которая называется “Доходики”, заработная плата будет зависеть от вашей активности и правильности ответов.

На уроке вы научитесь находить ответы на вопросы:

- Что необходимо знать, чтобы не допустить нарушение трудовых прав?

- Как себя вести, как выглядеть, как вести беседу, как отвечать на вопросы при трудоустройстве?

Познакомитесь с состоянием рынка труда г.Ачинска для профессий сферы обслуживания.

Информация старосты о готовности к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся:

Стирка белья, ремонт собственного магнитофона, работа на приусадебном участке и т. д.

 

 

 


Релаксация.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение с элементами беседы.

 

 

 

 

 

Сообщение темы урока и цели урока.

Актуализация знаний (подготовка обучающихся к изучению материала). 5 мин. В связи с кардинальными изменениями в социально-экономической жизни России значительно изменился возраст вступления молодежи в трудовую деятельность. По данным Фонда “Общественное мнение”, до 80% опрошенных начали зарабатывать свои первые деньги в возрасте до 18 лет. Уже имеется достаточно много фактов нарушения трудовых прав несовершеннолетних со стороны работодателей.

Встречались ли вы с нарушением трудовых прав?

 

 

Ответы обучающихся “Соц. опрос” (слайды о трудовой занятости города Ачинска).

 
Изучение нового материала. 22 мин. Обеспечение занятости и гарантий реализации, прав на труд.

Преподаватель: Основополагающим источником всех отраслей права, включая трудовое право, является Конституция РФ.

Задание обучающимся:

1. Найти в тексте Конституции РФ ключевую статью для трудового права.

Преподаватель: В условиях рыночной экономики государству особенно важно обеспечить трудовую занятость населения, способствовать предупреждению и сокращению безработицы (незанятости граждан). В этом состоит один из важных принципов РФ как социального государства, призванного к созданию условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ).

Вопрос: Как вы понимаете термин “трудоустройство” и “занятость”? В чем их отличие?

Трудоустройство – это деятельность граждан, связанная с поиском нужной работы, которая удовлетворяет личные и общественные потребности, не противоречит законодательству России и нормам международного права и приносит заработок (трудовой доход).

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству и приносит им заработок (трудовой доход).

Преподаватель: В России действует Федеральный Закон от 20 апреля 1996 г. п.36 “О занятости населения в РФ”. Он закрепляет порядок обеспечения незанятого населения рабочими местами, а так же признания граждан временно незанятыми (безработными) в случае их обращения за помощью в трудоустройстве в органы Федеральной службы занятости предоставления им пособия по безработице и других социальных гарантий. Помимо государственной службы занятости граждане, а так же иностранцы и лица без гражданства, законно проживающие в России, вправе самостоятельно устраиваться на работу.

Таким образом, согласно Конституции РФ и трудовому законодательству существуют специальные социальные и правовые гарантии.

Вопрос: Встречались ли Вы с нарушением данных гарантий?

Преподаватель: Каждый гражданин России имеет право на труд. Это значит, что вы свободно можете выбирать профессию, место работы. В трудовых отношениях все равны: и работник, и работодатель.

Психолог: Действительно, это так, но в большинстве случаев бывает полезно знать, как себя вести, как выглядеть, как вести беседу, как отвечать на вопросы при трудоустройстве на то, или иное место.

Я предлагаю вам ролевую игру “Прием на работу”.

Нам нужны по одному добровольцу от каждой команды, им раздаются роли:

1) Воспитанный, уверенный в себе человек;
2) “Тихоня”, неуверенный в себе человек;
3) “Наглец”;

Психолог выполняет роль сотрудника кадров.

Я буду вести интервью с претендентами на должность “Парикмахера” в элитный салон.

Перечень вопросов:

  1. Как Вы узнали о наличии вакансии?
  2. Сколько вам лет и есть ли у Вас семья, дети?
  3. Вы сами хотите устроиться на работу или вас вынуждают обстоятельства, или какие то другие причины?
  4. Далеко Вы живете и как предполагаете добираться до работы?
  5. Устраивает ли вас работа по сменам, а иногда и без выходных?
  6. Вы предпочитаете работать в бригаде или брать индивидуальные обязательства?
  7. Есть ли у вас особые пожелания?

Как вы думаете, кого все-таки из этих трех претендентов примут на работу? Сейчас я попрошу вас свое предпочтение в соответствии с номерами выступающих отразить по уровню раскачивания качели, чем выше значит, у этого претендента больше шансов устроиться на работу.

Объясните почему?

Не могу с вами не согласиться. Добавлю еще, что современные работодатели обращают внимание на состояние здоровья своих работников, стараются, чтобы у них отсутствовали вредные привычки. В некоторых учреждениях даже оборудованы тренажерные залы и комнаты психологической разгрузки. Видите, быть здоровым становится модным и престижным.

Я предложу вам ряд рекомендаций о том, как нужно вести себя при устройстве на работу:

  1. Будучи уверенным в себе, избегай быть самоуверенным.
  2. В разговоре с нанимателем руководствуйся тремя “НЕ”: не раздражайся, не теряйся, не распыляйся.
  3. Следи за своей позой, жестами, мимикой.
  4. Соблюдай культуру одежды (красивая, гармоничная одежда повышает имидж человека), сочетай цвета одежды и обуви, держись подальше от ультрамодных направлений.

Желаем успехов!

Преподаватель: Из опроса, проведенного учащимися группы Вы увидели, какова же картина примерного положения дел в нашем городе. (Хотя мы понимаем, что каждый опрос имеет определенную долю погрешности).

Сейчас мы предлагаем познакомиться с официальной информацией службы занятости нашего города и экономическим отделом администрации города.

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать представленные данные?

Преподаватель: какой мы можем сделать вывод?

Сфера обслуживания в нашем городе, несмотря на прогнозы об экономическом кризисе, развивается.

Работа в группах (обучающимся раздаются слова с “крылатыми” выражениями о труде).

Вопрос: Какие слова мы бы выбрали эпиграфом к нашему уроку и почему?

Какое слово вы считаете ключевым на сегодняшнем уроке?

Задание: Расшифровать слово “Труд”.

Запись темы в рабочих тетрадях.

 

 

 

Ключевой статьей Конституции РФ для трудового права является ст. 37.

Пункт 1,3.

Ответы.


Запись термина в рабочих тетрадях.

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся зачитывают гарантии с текстов слайда.

Ответы обучающихся.

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся в роли трудоустраивающихся в салон – парикмахерскую.

 

 

 

 

 

 

 

Ответы обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение творческого задания.

 

 

 

 


Работа с источником Российского законодательства.

 

 

Сообщение информации из Трудового кодекса РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ролевая игра “Прием на работу”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткий анализ.

“Перспективы развития сети предприятий сферы обслуживания г. Ачинска”, “Прогноз кадровой потребности на рынке труда города”.

Организация работы групп.

Закрепление. 5 мин. Преподаватель: Понятие “Трудоустройство”- слово не простое, оно состоит из двух корней.
  1. Что означает понятие “Трудоустройство”?
  2. Что означает понятие “Занятость”?
  3. В чем различие понятий “Занятость” и “Трудоустройство”?
  4. Назовите нормативные акты, регламентирующие трудозанятость и трудоустройство?

Сейчас мы вам предлагаем произвести подсчет своих “Доходиков” (перед вами оценочные листы, в которых вы должны проставить общее количество “Доходиков”).

Ответы обучающихся

 

 

 

 

Подсчет “Доходиков”.

 

Фронтальный опрос.

 

 

Предварительное оценивание обучающихся

Подведение итогов урока. 3 мин. Преподаватель: Сегодня на уроке мы увидели, что вы коммуникабельны, умеете ориентироваться в непростом правовом пространстве нашего общества, использовать знания источников российского законодательства.

Сегодня вы честно заработали свою заработную плату.

В ходе подготовки и проведения урока выявились наиболее успешные ребята, которые мы уверены, что в будущем будут востребованы на рынке труда (объявление оценок).

   
Домашнее задание на выбор.

 

 

 


Психологическая рефлексия.

3 мин.

 

 

 

 

2 мин.

Вам предлагаются задания:
  1. Выучить записи в конспекте.
  2. Составить правила для работодателей по приему на работу несовершеннолетних.
  3. Закончить предложения, используя ТК РФ:

- качества, которые помогут мне найти работу……..
- качества, которые мне помешают найти работу…..

Психолог: Наш поплавок доплыл до острова, над которым вы увидели яркую радугу. Нам бы очень хотелось знать, до какой вершины добрался ваш поплавок на сегодняшнем уроке?

 

 

 

 

 

Обучающиеся определяют вершину радуги.