Педсовет "Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы"

Разделы: Администрирование школы, Работа с родителями


Цели: формировать у педагогов потребность тесного взаимодействия с семьями учащихся и вовлекать родителей в жизнедеятельность классных сообществ.

Задачи:

  1. Проанализировать систему работы с родителями.
  2. Выявить характерные черты оптимальной организации работы с родителями.
  3. Наметить пути и способы повышения качества подготовки и проведения классных , общешкольных родительских собраний.
  4. Разработать программу работы с родителями по повышению родительской компетенции.

Участники: администрация, социальные педагоги, психолог и учителя школы, родители.

Подготовка:

  1. Создание инициативной группы по подготовке педсовета.
  2. Изучение научно-методической литературы по проблеме взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся.
  3. Проведение анкетирования родителей, обработка полученных результатов.
  4. Собеседование с классными руководителями по проблемам их взаимодействия с родителями.
  5. Посещение родительских собраний, подготовка по итогам аналитической справки.

Оформление, оборудование:

Пакет методических рекомендаций, памяток для классных руководителей для работы с родителями.

Выставка книг по данной теме.

рабочие места для пяти групп: МО 1, 2, 3 ступени, 1 группы экспертов, группы родителей.

Образцы программ по работе с родителями.

Ход педсовета

I. Вступительная часть.

Краткое выступление директора о задачах и особенности организации данного педсовета.

II. Информационно-теоретическая часть.

Выступление зам директора по ВР.

Современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Сломаны старые стереотипы, а новые не выработаны. Поменялись ценностные ориентиры. Средства массовой информации демонстрируют насилие. В школе большой процент учителей, которые не пользуются авторитетом у подростков, да и родители во многих семьях не являются авторитетом для своих детей.

Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. В настоящее время большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Поэтому наметилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Когда же личность не получает такого развития, появляются наркотики, алкоголь, бесцельное и небезопасное времяпровождение.

В настоящее время появляются семьи, где нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

К сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к разного рода специалистам. Многие из них считают, что воспитанием должна заниматься школа. Школа действительно может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовав творческий союз детей и взрослых, поскольку у школы и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это дети.

“Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейшего представления ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими детьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, в первую очередь, со своими родителями.” (В. Сатир)

“Проблемные”, “трудные”, “непослушные” и “невозможные” дети, так же как дети “с комплексами”, “забитые”, или “несчастные”, всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Родители, не владея знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит никаких результатов. Именно поэтому благодаря совместной работе учителя, психолога, социального педагога родители и дети научатся понимать и помогать друг другу.

Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями. Сделать их активными участниками педагогического процесса -это важная, сложная и ответственная задача классного руководителя.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся осуществляется по следующим направлениям:

  • Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;
  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе;
  • Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
  • Индивидуальная работа с родителями;
  • Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Таким образом, классный руководитель организует взаимодействие школы и семьи, ведет педагогическое просвещение родителей, по возможности усиливает их положительное влияние на детей и нейтрализует отрицательное.

Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями. Важнейшей из них является родительское собрание.

Анализ планов воспитательной работы классных руководителей , анкетирование родителей и посещение родительских собраний позволяют констатировать регулярность и системность встреч педагогов и родителей. Злободневность и сложность обсуждаемых проблем. Приятно и то, что на родительских собраниях не было случаев публичного осуждения родителей за неудачи детей в учебе или нарушение дисциплины. Для обсуждения таких вопросов используются индивидуальные беседы. Методы, используемые педагогами это наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего является низкая активность родителей.

В работе с родителями можно применять как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

На экран

Традиционные Нетрадиционные
Родительские собрания
Общеклассные и общешкольные конференции
Индивидуальные консультации
Посещение на дому
Родительские тренинги
Дискуссии
Психологические разминки
Круглые столы
Устные журналы
Практикумы
Родительские вечера
Родительские чтения
Родительские ринги

III. Сейчас я предлагаю Вам небольшую практическую работу в малых группах, результатом которой станет выработка конкретных рекомендаций по взаимодействию семьи и школы.

Предлагается задание

Группа №1:

Перечислить действия классного руководителя по подготовке родительского собрания.

На экран

(Алгоритм подготовки родительского собрания)

Группа №2:

Подготовить памятки “Секреты успешного проведения родительского собрания”.

На экран

Группа №3.

“Правила взаимодействия классного руководителя с родителями”.

№4группа родителей.

Формы конструктивного взаимодействия школы и семьи.

Выступление психолога (по взаимодействию семьи и школы) обсуждение выполненных заданий (вывод на мультимедиа).

5 группа – эксперты, дополнения по каждому вопросу.

IV.

  1. Демонстрация методички “Методические рекомендации по работе с родителями” Артеменко Т.Д.
  2. Выступление библиотекаря Хлыновой Н.М. “Обзор литературы по теме педсовета”

V. Артеменко Т.Д.

В ноябре в школе прошли родительские собрания по ступеням.

- Приоритет семьи в воспитании ребенка – 1-4 классы,
- Диалог в семейном общении – 5-8 классы
- Значение выбора в жизни человека – 9-11 классы.

Методические объединения классных руководителей творчески подошли к выбору тем собраний, к подготовке и проведению. В ходе встречи родителям было предложено анкетирование.

По результатам этой диагностики можно сделать вывод, что наши родители позитивно оценивают работу школы. Но есть моменты, над которыми следует поработать. Один из них - это низкая посещаемость родителями родительских собраний.

VI. Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя. (Л.Толстой)

В целях активизации родительской общественности необходимо обратить внимание на повышение родительской компетенции, на оптимизацию родительского отношения к детям.

Сейчас мы с Вами начнем работу по решению данной проблемы.

ПРОДУКТИВНАЯ деловая игра.

1 этап.

НЕГАТИВ.

Все группы отвечают на вопрос (на экран)

- Что Вас не устраивает в проблеме взаимодействия семьи и школы? (Разделить коллектив на 2 микрогруппы – ответы с позиции учителей, с позиции родителей. После того, как группы выскажутся, поменять роли местами).

Эксперты фиксируют, классифицируют, формируют проблему.

(Вывод на экран).

2 этап.

НАРАБОТКА ПОЗИТИВА.

- Что Вы можете предложить, чтобы изменить ситуацию? (Высказываются все).

В рамках нашей экспериментальной программы мы планируем разработать и апробировать программу “Родители и педагоги за достойное воспитание детей”.

На ваших столах лежат примеры программ других школ.

Предлагаю вам предложить свои варианты.

3 этап.

Естественно сейчас сразу разработать программу мы не сможем, но начать эту работу в наших силах.

Предлагаю алгоритм по ВЫРАБОТКЕ ДЕЙСТВИЙ для решения проблемы:

  • Выбор творческой группы для работы над программо;
  • Наработка предложений для будущей программы;
  • Определение сроков завершения работы.

Проект решения:

  1. Классным руководителям обратить внимание на необходимость разнообразить формы проведения родительских собраний.
  2. Активизировать деятельность родительских комитетов по решению вопросов, связанных с жизнедеятельностью классных коллективов.
  3. Продолжить работу родительского всеобуча.
  4. Разработать программу “Родители и педагоги за достойное воспитание детей”

Один мудрый человек сказал: “Не важно что ты делаешь, а важно как ты делаешь”.

Любая деятельность должна осуществляться с любовью. К кому бы мы не обратились за помощью, все равно все зависит только от нас с вами!

Релаксация фильм “Нет”.

Приложение 1
Приложение 2