Урок литературы в 7-м классе по теме "Проблема добра и зла в рассказе Л.Андреева "Кусака"

Разделы: Литература


Цели:

  • Помочь учащимся осознать личностную значимость данного произведения.
  • Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умения анализировать текст.
  • Создать условия для развития положительной мотивацию к учению, содействовать развитию у детей умения общаться и работать в группах.
  • Содействовать развитию у учащихся чувства милосердия, сострадания друг к другу, к ближним, уверенности в своих силах.

Ход урока

1. Организационный момент. Рапорт дежурных

Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я слушаю рапорт дежурных. Спасибо. Я надеюсь, что вы настроились на работу, все приготовили к уроку. Если вы будете внимательны, сосредоточены, то у нас все получится. А теперь я попрошу вас открыть тетради, записать число, классная работа.

2. Интрига

Учитель. Итак, начинаем урок. Внимание на экран. (Фрагмент фильма “Лесси”.) Кто является главной героиней фрагмента?

Дети. Собака.

Учитель. А почему я выбрала именно этот фрагмент?

Дети. Потому что главной героиней рассказа Л.Андреева тоже является собака.

Учитель. А какие чувства вызвал у вас этот фрагмент? (Записать.) С какими словами соотносятся у вас действия людей? (Записать.)

Жалость к собаке
Сочувствие
Страх
Жестокость
Злоба

3. Выведение темы

Учитель. Ребята, посмотрите внимательно на записанные мною слова и на иллюстрации, размещенные на доске. Я их специально разделила на две группы. Как вы думаете, с каким словом можно соотнести эти слова (жалость, сочувствие) и иллюстрации?

Дети. Добро.

Учитель. А с каким словом можно соотнести эти слова (страх, жестокость, злоба) и иллюстрации?

Дети. Зло.

Учитель. Верно, потому что темой нашего сегодняшнего урока будет (открыть) тема: “Проблема добра и зла в рассказе Л.Андреева “Кусака””.

4. Социализация

Учитель. Ребята, а с такими проблемами мы сталкиваемся только в литературе?

Дети. Нет. В жизни тоже часто бывают такие проблемы.

Учитель. Вспомните свой жизненный опыт и ответьте, всегда ли люди поступают по-доброму по отношению к животным?

Дети. Нет, не всегда.

Учитель. А вы считаете, что это правильно? Так должно быть?

Дети. Нет. Так не должно быть.

Учитель. Вы правы. Взрослые люди иногда об этом забывают, а вот ребята младших классов и дошкольники, может, четко и не представляют, как правильно себя вести. Так давайте мы с вами сегодня для наших подшефных ребят из начальной школы составим памятку “Как вести себя по отношению к животным”. А в этом нам поможет рассказ Л.Андреева “Кусака”.

5. Задачи для учащихся

(Открывать по ходу выведения).

Учитель. Итак, взгляните еще раз на тему урока и скажите, что мы должны сделать, чтобы выполнить поставленную задачу?

Дети. Узнать лексическое значение слов ДОБРО и ЗЛО.

– Подобрать героя, который поможет разобраться в добре и зле.

– Выбрать эпизоды.

– Проанализировать эпизоды.

– Дать оценку поступкам героя.

Учитель. Я очень рада, что ваши задачи совпадают с моими. (Открыть.)

6. Мотивация.

Учитель. Прежде чем мы начнем работать, я бы хотела обратиться к словам Конфуция, записанным на доске:

Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму.

Учитель. Какие слова для нас сегодня будут главными?

Дети. Запомню и пойму.

Учитель. Верно. Итак, ваша задача запомнить то, о чем мы будем говорить на уроке; понять, как нужно правильно обращаться с животными, чтобы объяснить младшим школьникам.

7. Лексическая работа

Учитель. Начнем по порядку. Чтобы четко разграничить понятие добра и зла, нужно вспомнить их лексическое значение. Зачитайте, пожалуйста, лексические значения слов добро и добрый. (Дети зачитывают.)

Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Добрый – 1) делающий добро другим, отзывчивый; 2) несущий благо, добро, благополучие; 3) хороший, нравственный.

Учитель. А теперь зачитайте лексические значения слов зло и злой. (Дети зачитывают.)

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Злой – 1) заключающий в себе зло; 2) полный злобы, злости; 3) причиняющий сильную неприятность, боль.

Учитель. Чтобы вы не забывали эти значения, я выписала их на доску.

– А какой герой поможет нам проследить добро и зло?

Дети. Кусака.

Учитель. Верно, это Кусака (развернуть иллюстрацию). А как вы считаете, какие эпизоды нам сегодня понадобятся?

Дети. Жизнь Кусаки до знакомства с дачниками.

– Жизнь Кусаки на даче.

– Отъезд дачников.

Учитель. Верно. (Развернуть иллюстрации.)

8. Анализ эпизодов.

Учитель. Эпизоды для анализа определены, но для дальнейшей работы нам понадобятся 3 группы исследователей текста (поставить таблички) и группа “Летописцев”. Группы получают задания, с которыми они будут работать, а также памятку для оценивания работы групп (раздать). Что вам поможет выполнить успешно работу?

Дети. Текст. Правила работы в группе.

Правила работы в группе

  1. Внимательно прочитайте задания.
  2. Правильно распределите задания, помня, что каждый выбирает то задание, которое ему по силам и с которое ему нравится.
  3. Работайте дружно.
  4. Уважайте мнение товарищей.
  5. Выберите выступающего.

Учитель. Верно. Обратите еще раз внимание на правила работы в группе. Кто может помочь в случае затруднения?

Дети. Учитель.

Задание “Исследователям”

  1. Опираясь на текст, расскажите о жизни собаки (где живет, какая, есть ли кличка).
  2. Опираясь на текст, расскажите, как относятся к собаке люди (ключевые слова выпишите на листок, вывесите на доску, соотнесите со словом Добро или ЗЛО).
  3. Дайте оценку поступкам людей. (Продолжить высказывание. Проанализировав эпизод, мы пришли к выводу, что эти люди злые (добрые), потому что...)

Учитель. “Летописцы” получают свое задание.

Задание “Летописцам”

  1. Что вы знаете о собаке? (Кличка, окраска, где живет.)
  2. Кого из героев собака полюбила больше всех? Почему?
  3. Из литературы или из жизни приведите пример проявления доброты людей по отношению к животным.

Учитель. Они ищут ответы в тексте, а когда начнут отвечать группы, то внимательно слушают, так это поможет полно ответить на вопросы. В конце урока эта группа сдает тетради на проверку.

(Группы работают над вопросами 4–5 мин.)

7. Выступление групп

Учитель. А теперь выступают группы. Ребята, помните, что вы накапливаете материал для составления памятки, а также будете оценивать работу групп. Поэтому не только слушайте, а еще и записывайте самое главное.

(Каждая группа отвечает на вопросы, выписанные ключевые слова вывешивает на доску, соотнося со словом ДОБРО или ЗЛО, дает оценку поступкам людей.

Группы поочередно выступают. Желающие, пользуясь планом, оценивают работу каждой группы.)

План оценивания работы группы

  1. На все ли вопросы ответили?
  2. Дали ли оценку поступкам героев?
  3. Верно ли соотнесли со словом?

(После выступления групп и оценки их работы обратить внимание на доску.)

8. Вывод

Учитель. Молодцы, все справились со своими заданиями. А теперь давайте внимательно посмотрим на доску. Что мы увидели? Чего больше в этом рассказе?

Дети. Зла.

Учитель. Но поверьте, Л.Андреев – это тонкий психолог, который хотел предостеречь нас от плохих поступков. Мне не хочется, чтобы у вас сложилось такое мнение, что зла больше везде: в кино, в книгах, в жизни. Поэтому предлагаю вам послушать стихотворение И.Северянина:

В парке плакала девочка: “Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломана лапочка, –
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю...”
И отец призадумался, потрясенный минутою.
И простил все грядущие и капризы и шалости
Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

– Я хочу пожелать вам, чтобы обида, злоба, недоверие ушли из вашего сердца; пусть в нем не будет места страху, безразличию, эгоизму, и тогда будет гарантия того, что в любой ситуации вы останетесь добрыми людьми и будете с любовью и жалостью относиться ко всему живому. Так давайте же спешить делать добрые дела!

9. Творческая работа

Учитель. У вас за урок набралось достаточно материала для составления памятки. На столе лежит инструкция по составлению памятки.

Инструкция по составлению памятки

  1. Вспомните лексическое значение слов Добро и Зло.
  2. Внимательно прочитайте ключевые слова, относящиеся к словам Добро и Зло.
  3. Четко сформулируйте правила поведения с животными, опираясь на собранный материал.

– И я предлагаю уже сейчас вам сделать доброе дело, т.е. составить памятку “Как нужно относиться к животным”.

Можете составлять памятку всей группой или индивидуально (по желанию). Еще раз хочу напомнить вам о правилах работы в группе (показать), чтобы ваша работа была успешной. Я немного облегчила вам работу, приготовив заготовки, но будьте внимательны, так как у всех групп памятки будут разными.

(Группы работают 4–5 мин., затем заслушать 2–3 работы. После прочтения вывесить на доску.)

Учитель. Молодцы, теперь мы смело можем идти с беседой в младшие классы или в детский сад. “Летописцы”, передайте, пожалуйста, тетради на проверку. Вам оценки я объявлю на следующем уроке.

9. Рефлексия

Учитель. Мы с вами сегодня много говорили о том, как нужно и как не нужно поступать, чтобы быть добрым человеком. Ребята, если у вас появилось желание после окончания урока сделать что-то доброе по отношению к вашим питомцам, то попрошу поднять такую мордашку:

Ну, а если не появилось, то такую:

Учитель. Хорошо, спасибо. Хочется верить, что вы ответили искренне.

10. Подведение итогов

Учитель. Ребята, а теперь давайте подведем итог нашей работы. Откройте свои дневники и выставьте оценки. (Учитель объявляет оценки и комментирует их.)

11. Домашнее задание (дифференцированное).

Учитель. Запишите задание на дом, выбрав то, которое вам понравилось и с которым вы сможете справиться.

У вас появилась возможность почувствовать себя художником.

1. Подумайте и нарисуйте иллюстрацию обложки.

Учитель: Так как финал рассказа открытый и немного мрачноватый, то вы можете это исправить, побывав в роли писателя.

2. Напишите продолжение рассказа “Неделю спустя”.

Учитель: Также у вас есть возможность попробовать себя в роли литературного критика.

3. Напишите отзыв о рассказе.