Элективный курс в 9-м классе по теме "Что значит — человек воспитанный"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка.

Подростковый и ранний юношеский возраст – период становления личности, когда формируются навыки общения с людьми, складывается определенная иерархия отношений со сверстниками, усваиваются конкретные модели поведения в различных ситуациях. Деморализация общества и регресс гуманности, которые мы наблюдаем в последнее время, делают сегодня особенно актуальной проблемой нравственного воспитания. Поэтому так важно изучение этикета как части нравственной культуры связанной с понятиями воспитанности, толерантности, уважения к людям. В тоже время современная жизнь, несмотря на многие ее издержки, предоставляет молодым людям массу возможностей проявить себя и преуспеть в карьере. Человек с хорошими манерами всегда имеет больше шансов добиться успеха в карьере и личной жизни. Л.Н. Толстой говорил: «Все яснее и яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании. Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь». Поэтому я считаю, что эта тема актуальна, важна, значима для учащихся 9 классов.

Данный элективный курс ориентирован на базовый курс «обществознания», дополняет его следующие разделы: «Человек в мире», «Духовная жизнь общества». Курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 8 часов.

Цель курса:

  • Помочь молодым людям разобраться в себе, учиться общаться, выявлять и оценивать свои возможности в различных областях знаний.
  • Развивать элементарные представления о взаимосвязи человека и общества.
  • Укрепить стремление к нормальному общению в жизни коллектива, терпимости к чужим недостаткам.

Задачи курса:

  • Знать сущность определения «общечеловеческие нравственные ценности», отличие морали и права, основные источники духовности.
  • Понимать сущность и источники формирования человеческих добродетелей, гуманность, скромность, справедливость, честность, терпимость, милосердие.
  • Иметь собственное суждение о нравственном идеале человека, об основных слагаемых человеческого счастья, о смысле и целях человеческого счастья

Содержание курса: курс представлен следующими темами: «Из истории русского этикета», «Портрет культурного человека», «Твой стиль поведения», «Законы общения». Каждое занятие начинается с «разминки» – упражнений по группам ,нацеленных на активизацию внимания .Затем излагаются ключевые моменты темы. В зависимости от темы сюда может быть включен блок самоанализа и самооценки, проблемный блок, блок творчества. Подведение итогов занятия включает в себя рефлексию и домашнее задание.

Методы проведения занятий. Занятия по своей форме больше напоминают тренинги.

Методы: интерактивные лекции, тесты, составление таблиц, схем, написание сочинений, игры, исследования, дискуссии, проектирование.

Учебно-тематический план.

Наименование тем курса Всего часов лекции практические семинары Формы контроля
1 Введение 1 1      
2 Из истории русского этикета. 1 1      
3 Портрет культурного человека. 2 1      
4 Твой стиль поведения     1    
5 «Суди о человеке не по красотеодежды, а по красоте души» 1     1 тесты
6 Законы общения 1 1      
7 «Посиделки» «Комплименты» 1   1    
8 Итоговое занятие 1   1   Составить Памятку «Основные Правила делового общения».

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

Введение (1 час)

Знакомство участников. Формирование представления учащихся о содержании курса. Создание доброжелательной атмосферы в группе.

Методические рекомендации к занятию.

Занятие проводится в форме игры. Создаются 4 группы, которые получают карточки с текстами и проблемными вопросами.

Карточки для групповой работы

I вариант

Все группы получают карточки с различными текстами на одну и ту же тему: о том, как человек оказывался вне человеческого общества и испытывал на себе влияния, результаты которых не поддавались в дальнейшем исправлению

II вариант

Всем четырем группам выдается карточка с одним и тем же текстом:

Это история современного Маугли. Впервые человеческое слово он сказал в десять лет, потому что его родным языком был волчий язык. Он был найден в 1957 г. в пустыне Туркмении. Ему было пять лет, и почти все эти годы он провел в стае волков. Приговор был суров – умственная недоразвитость. Мальчика поместили в психиатрическую больницу. Началось перевоспитание человека-волка, которому дали имя Джума Джумаев. Его учили говорить, а не выть, есть руками, а не лакать из чашки, ходить, а не бегать на четвереньках. К 15 годам Джума мог читать и писать, даже рассказывать о своей жизни с волками. Джума провел 30 лет в психиатрической больнице, но так и остался Маугли.

Задание.

Кратко перескажите содержание текста, ответьте на вопросы:

  • Что происходит с человеком вне общества?
  • Как вы думаете, был ли Джума счастлив в стае волков?
  • Почему эту историю о Джуме можно назвать трагичной?

Полезно познакомить ребят с правилами-заповедями, нарушать которые нельзя ни при каких обстоятельствах.

Заповеди для работы в группах

  1. Умей уважать мнение других.
  2. Не перебивай говорящего.
  3. Никогда не оценивай чужое мнение в грубой форме.
  4. Дай возможность высказаться каждому.
  5. В группе нет друзей и недругов, только равные партнеры.
  6. Ваш успех – в соединении ваших усилий.

Итоги работы в группах подводит учитель, акцентируя внимание детей на выводе: «Человек – это существо, нормально развивающееся только в обществе, только в общении с другими людьми». Можно привести слова А. Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» – и предложить учащимся подумать над вопросом: почему писатель назвал общение роскошью?

Для того чтобы еще раз подчеркнуть роль общения в жизни человека и подвести итоги этой части работы, учитель может использовать следующие данные.

С рождения человек нуждается в общении с другими людьми. Учеными установлено, что с 1,5-2-месячного возраста развитие ребенка происходит исключительно в общении с взрослыми. По мере взросления общение становится такой же потребностью, как вода и пища. Недаром у всех народов самым тяжелым наказанием является одиночное тюремное заключение, которое применяется как наказание за тяжкие преступления.

Учитель подчеркивает, что сложно складывающиеся отношения могут привести и к тяжелым последствиям. Каким?

Задание.

Покажите на конкретных примерах, что вам небезразлично, с кем вы учитесь, работаете, отдыхаете и т. д.

Учитель предлагает инсценировать заранее подготовленный фрагмент басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Сюжет басни, а также иллюстрация в учебнике подтверждают мысль о том, что успех любого дела зависит от согласия тех, кто за него берется, от благоприятного климата в коллективе. Инсценировка не требует большой подготовки. Костюмы только обозначаются. Их могут заменить бумажные шапочки с надписями: «Лебедь», «Рак», «Щука». Текст читает учитель или ученик.

Вопрос: какое качество, по мнению автора, выручает человека в общении с другими людьми? (Терпимость.)

Задача завершающего этапа занятия — создать положительную эмоциональную мотивацию.

Интересен вариант, при котором учащиеся получают «в подарок» от Робинзона сундучок со «старинными свитками», гласящими: «Секрет успеха прост: будь внимателен к людям!»

Можно предложить учащимся поразмышлять над «старинными заповедями» общения.

Старинные заповеди

Что нужно в общении?

– Доверие к тому, с кем общаешься.

– Вера в то, что человек, с которым ты общаешься, – хороший человек, что он расположен к тебе и готов с тобой общаться.

ЗАНЯТИЕ 1

Из истории русского этикета.

Познакомить учащихся с требованиями современного этикета, которые сложились на протяжении многих столетий истории цивилизации и являются результатом опыта многих поколений

Методические рекомендации к занятию.

Интерактивная лекция

Занятие 1. Из истории русского этикета

– Скажите, в каком разделе наших занятий мы знакомились с тем, что и как принято в нашем обществе?..

Верно, этот раздел называется этикетом.

А кто помнит, что такое этикет? ("Установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-либо обществе" – Академический словарь современного русского языка.)

Давайте вспомним, что мы знаем об этикете?

– Сегодня, ребята, мы коснемся некоторых моментов истории русского этикета. Ведь важно, владея нормами современного этикета, знать и его историю.

Мы с вами уже говорили, что этикет возник как придворный церемониал. В эпоху расцвета королевской власти считалось, что законы этикета связывают монархов гораздо сильнее, чем законы конституции. Существовало выражение: этикет делает королей рабами двора.

С самого начала своего появления этикет служил средством обособления господствующих классов, ибо включил в себя особые правила, закреплявшие неравенство, воспитывавшие сознание превосходства над людьми низших сословий. И в русском государстве этикет, как и особый язык аристократов, позволял отличать людей "своего круга" от всех прочих.

В русском обществе этикет стал формироваться при царствовании Петра I. До него на Руси представители господствующих классов общались редко, да и сам круг общающихся был ограничен. Жили, замкнуто, встречи носили либо деловой, либо случайный характер.

В новой столице, Петербурге, стали устраиваться всевозможные празднества на Неве, смотры флота, театральные представления, маскарады, приемы иностранных гостей. Все это разрушило прежнюю замкнутость, увеличивало общение. В 1718 г. Петр I вводит ассамблеи – вольные собрания, открывающиеся по вечерам в знатных домах по установленному порядку. Их участниками могли быть дворяне, люди высших чинов, а также знатные купцы и главные мастера. Лакеям и служителям вход был воспрещен.

Ассамблеи давались с 5 до 10 часов вечера. Самая большая комната дома отводилась под танцевальный зал, где исполнялись западноевропейские танцы (менуэт, англез).

В соседних комнатах обычно играли в шахматы и карты. Одна комната предназначалась для курения.

Участие в ассамблеях должны были принимать и женщины. Хозяин, хозяйка или кто-нибудь из домашних начинали танцы, после чего танцевать могли гости. Мужчина, желавший танцевать с дамой, подходил к ней и отвешивал три церемониальных поклона, что было обязательной формой приглашения. Во время танца он должен был едва касаться пальцами ее пальцев, а после окончания – целовать ей руку.

В после петровское время, когда дворянское государство укрепилось, для дворянского быта стали характерны те черты, которые в дальнейшем определили бытовой уклад этого сословия на весь XVIII век – пышность, роскошь, строжайшая сословная замкнутость, до мелочей разработанный этикет.

В этот период на русское общество велико было французское влияние. Французский язык в России стал почти официальным. Во время приемов, на званых ужинах, балах, маскарадах и на частных вечерах было принято говорить только по-французски. Чинные и важные поклоны, приветствия рукой, реверансы и другие внешние проявления этикета того времени представляли довольно живописное зрелище.

В автобиографической повести "Юность" Л.Н. Толстой рассказывал об отношении "общества", к которому принадлежал он, молодой аристократ, к людям, не обладающим знанием аристократического этикета. Светские манеры – вот что было главным критерием, по которому судили о человеке, соответственно принимая или отвергая его, признавая или не признавая за ним право, быть человеком "порядочного общества". Великий русский писатель вспоминал, сколько сил пришлось ему затратить в молодости, чтобы усвоить аристократичную манеру кланяться, говорить, танцевать, уметь сохранять на лице "выражение равнодушия и скуки".

Насыщенный условностями и нелепостями этикет, возникший и развивавшийся среди аристократической верхушки, был рожден общественными условиями, которые тогда существовали. Тесные рамки такого этикета сковывали людей, мешали им общаться, заставляя поддерживать "светский", т. е. бессодержательный разговор. Эти рамки мешали человеку проявить свои способности, подавляли искренние чувства, понуждали прибегать к лицемерию. "Какая ложь и бессмыслица жизнь в обществе! – негодующе восклицал в одном из своих писем в 1882 г. великий русский композитор П.И. Чайковский. – Говори, когда хочется молчать, будь любезен и притворяйся тронутым любезностью других, когда так и хочется убежать от них подальше, сиди, когда хочешь ходить; ходи, когда тебя тянет отдохнуть; голодай, когда хочешь, есть; пей и ешь, когда нужно спать; словом, от первой минуты пробуждения до самого последнего момента отхода ко сну насилуй себя всячески во имя обязательств по отношению к обществу..."

В то же время жизнь и весь быт крестьянства России вплоть до конца XIX в. отличались замкнутостью. Забота о поддержании хозяйства поглощала все время и внимание крестьянина. Семейная и общественная жизнь, нормы поведения, взаимоотношения между людьми были скованы религиозными предрассудками. Нарушение общепринятого порядка преследовалось общественным мнением. И все же преимущественно в крестьянской среде складывались своеобразные правила поведения, свойственные русскому народу: уважение к отцу, матери, к старшим, гостеприимство.

Гостя полагалось встречать приветливо, ему предоставляли почетное место. Недаром в русских пословицах говорится: "Хоть не богат, а гостю рад", "Что в печи, все на стол мечи". Этот традиционный обычай поэт выразил так:

В любом селе из века в век
Гостей поклоном привечают.
День добрый, добрый человек!
И люди тем же отвечают. 

Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора. Эти нормы предполагают уважение к человеку, им присуще определенное, веками отработанное совершенство внешних проявлений во взаимоотношениях людей. Они выражают богатый опыт человеческого общения. Разумность, простота, естественность, максимальное уважение к человеку, его достоинству – вот на чем основывается этикет.

Полный текст работы в Приложении.