Урок русского языка во 2-м классе по теме "Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обучающие: усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов; обладание способом проверки; формирование умения находить и проверять орфограмму.
  • развивающие: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение классификации) на основе формирования изменения правописания безударных гласных в корне слова; продолжить работу по формированию коммуникативных умений.
  • воспитательные: продолжить работу по формированию у детей активно-познавательной позиции в приобретении или конкретизации учебных знаний, умений и навыков; умения видеть прекрасное в окружающей природе.

 Диагностика ЗУН:

К моменту проведения урока дети обладают следующим запасом необходимых ЗУН:

  1. Из раздела “Морфология” понятие о частях речи (гласные, существительные, прилагательные), формах единственного и множественного чисел.
  2. Из раздела “Фонетика” – ударение, ударные и безударные гласные.
  3. Из раздела “Состав слова” – подбор родственных слов, умение выделить корень слова.

Оборудование:

  1. Слайды с материалами по теме урока и мультимедийная установка.
  2. Сигнальные карточки у детей.
  3. Карточки – помощники (для группы слабых детей).

План урока

1. Организационный момент 1 мин.
2. Ориентировочно – мотивационный этап урока 10 мин.
А) эмоциональный настрой;
Б) накопление языкового материала, определение круга слов, над которыми будет работа на уроке.
3. Основная часть 13 мин.
А) анализ языкового материала;
Б) постановка темы и учебной задачи урока;
В) работа с правилом.
Физкультминутка: 2 мин.
Г) Упражнения по закреплению полученных знаний. Формирование навыка письма безударных гласных в корне слова 13 мин.
4. Подведение итога урока 2мин.
5. Проверка эмоционального настроя и самооценка учащихся. 1мин

Структура урока

Слайд №1 (заставка)

1. Организационный момент.

– Сегодня 6 апреля. Как мы уже говорили, слово апрель с латинского языка – теплый, солнечный, яркий. Пусть и у вас в этот день будет солнечное, яркое настроение.

Запишите число, классная работа

Слайд №2 (фото “весна”).

Урок русского языка мы начнем со слов А.С.Пушкина

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года!”

– “Утро года!”. О каком времени говорил поэт? Почему он так говорил? (природа просыпается, оживает)

– “Сквозь сон”. О чем говорит поэт? Какой сон имеет в виду? (зима)

Посмотрите, как просыпается природа.

Слайд №3 (отрывок из мультфильма “Двенадцать месяцев”).

– Подберем слова на тему “Весна” и определим круг слов, над которыми будем работать.

Существительные –

Прилагательные –

Глаголы –

Словосочетания –

– Вспомним строки стихотворений известных поэтов о весне. Со словом весна (“В окно весна стучится….весна идет сторонкой…..в окно повеяло весною………..Весна идет! Весна идет!”)

Воды (“А воды уж весной шумят”).

Лазурь (“Чиста небесная лазурь”).

Солнце – солнышко (“Солнышко блестит….Теплее и ярче солнце стало”).

Словарная работа

– Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет водой.

(Сосулька).

– По каким признакам вы отгадали загадку?

Слайд №4 (изображение сосулек, падают капли с буквами).

– Началась весенняя капель. Каждая капелька – буква, начало словарного слова.

Вспомните слова из словаря на эту букву и поговорите орфографически. (Далее идет работа по слайду).

За.ц, в.робьи, с.рока, м.едведь, б.ереза.

– Почему мы называем эти слова словарными?

– Что общего в этих словах? (существительные)

– На какие группы можно разделить? (одушевленные – неодушевленные, два слога – три слога)

– Какое слово лишнее? По какому признаку? (воробьи – форма мн числа, береза – растение)

– Расскажи о существительных – медведь, воробьи.

– Какие орфограммы встретились в этих словах? (ь – разд; ь – показатель мягкости согл., парн согл.; безуд. Гл.).

– Какая орфограмма встречается в каждом слове? (безуд. гл).

– Что о ней знаем? (непроверяемая).

Слайд №5 (Списывай, не сп.ши! Сп.ши красиво и аккуратно!)

– Вашим заданием будет списать, вставив пропущенную букву, но прежде прочитайте совет компьютера.

– Что вы скажете о предложениях? (характеристика предложений – по цели – побудительные, по интонации – восклицательные; побудительное – восклицательное).

– Спишите словарные слова, поставьте ударения, безударную гласную – в красный кружочек.

– Какая орфограмма пропущена в словах предложения (безударная гласная).

– Могу ли я сказать, что пропущена точно такая же орфограмма, как и в словах? (не совсем, в словарных словах тире непроверяемое, в словах предложения – проверяемые безударные гласные)

– Докажите (подбор проверочных слов к словам предложения).

– Давайте уточним, как называют пропущенные орфограммы в словах предложений и определим тему урока.

– Поставим учебную задачу. Чему мы будем учиться на уроке?

– Работать над орфограммой будем по тому же плану, как и на предыдущем уроке.

Слайд №6 (план работы над орфограммой).

А) что проверяем?

– Запишем несколько слов в виде орфографической задачи. Условие – безударная гласная. (первый ученик у доски).

В.сна, к.апель, в.да, л.сточки, п.естреют, з.еленый.

Б) где проверять? (у доски второй ученик выделяет корень слова).

В) чем проверять? Как проверять? (ударение, подбираем проверочные слова)

У доски третий ученик – записать проверочные слова:

Весны, капли, воды, цвет, лист, зелень.

– Как мы называем эти слова, которые записали? (проверочные).

– Вспомним способы проверки безударной гласной корня (изменяли форму слова, подбирали родственные слова).

– Как называем слова первой строчки (проверяемые).

– Уточните, что значат проверочные и проверяемые слова.

Физкультминутка

А) упражнения для глаз.

Б) двигательные упражнения.

Весною бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
два – изящно поклонилась,
три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.

Упражнения в правописании слов с проверяемыми безуд. гл в корне.

А) задание – 1 вариант записывает проверочные слова для безуд гл корня, 2 вариант – проверяемые.

Учитель диктует группы родственных слов.

Грач, грачата, грачи.
Свистеть, свист, свисток.
Скворец, скворечник, скворушка.
Летчик, лететь, полет.

– Поставьте ударение, выделите корень в выделенных словах.

– Взаимопроверка (работа в парах).

– Фронтальная проверка (читать вслух проверочные и проверяемые называя вслух ударные и безударные).

Б) работа с карточками (устно), (карточки с гласными буквами) – светить (свет), гроза (грозы), течет (течь), пчела (пчелы), деревья (дерево), видна (видит), трава (трвака), воздушный (воздух).

(Комментирование ответа).

В) письмо под диктовку (безударную гласную в корне прописывать карандашом).

Ковер цветов, весело поют, птенцы в гнезде, лесная тропинка, небесная синева.

– Поставить ударение, выделить корень.

Г) письмо предложения с комментированием

– Пропустите строчку для последующей работы.

Запишите предложение.

Пробудились весенние цветочки.

Д) слайд №7(текст, музыка)

Прочитайте текст. Почему я могу назвать это текстом? Определите тип текста.

О каких цветах идет речь?

Почему их так называют?

В словах этих предложений также есть слова с пропущенной гласной буквой. Но во всех ли словах написание гласной требует проверки? Какие из них нужно проверять, какие нет? Почему? (проверять безударную гласную, ударную – не нужно).

Задание – списать текст, озаглавить, записать заголовок на пропущенную строчку.

Для слабой группы – карточка со словами-помощниками.

Средней группы – списать, вставить пропущенные буквы.

Сильной группы – придумать и добавить еще одно предложение к тексту, в любое место в тексте.

4. Итоги урока.

– Подведем итоги – вспомним учебную задачу, которую поставили в начале урока. Можем ли мы сказать, что выполнили ее?

– Какие умения и навыки мы вырабатывали на уроке, чтобы правильно писать безударную гласную в корне? (ставить ударение, выделять корень, подбирать проверочные слова).

5. Проверка эмоционального настроя и самооценка учащихся.

А) самооценка учащимися своей деятельности и настроения.

– Давайте составим букет из цветов и подарим его нашим гостям (перед учащимися цветы из бумаги красного, желтого и синего цвета;

Составляется букет настроений.

Б) оценивание работы учащихся.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3