Внеклассное мероприятие по математике по теме "С.В. Ковалевская — принцесса науки"

Разделы: Внеклассная работа


Презентация.

1 слайд: «С.В. Ковалевская – принцесса науки».

2 слайд: «Золотые мысли Софьи».

  • В течение всей моей жизни математика привлекала меня больше философскою своею стороною и всегда представлялась мне наукою, открывающею совершенно новые горизонты.[3]
  • Я действительно серьезным образом и небезуспешно занималась математикою, которую изучала исключительно по любви, без всяких посторонних целей.[3]
  • Поэт должен…видеть то, что не видят другие, видеть глубже других. И это же должен и математик. [3]
  • Говори, - что знаешь, делай, - что должен, будь, - чему быть.[4]

3 слайд: «Детство Сони».

Ученик: 15 января 1850 г. в семье командира Московского артиллерийского гарнизона родилась дочь Соня. Ее отец – генерал Василий Корвин – Круковский по семейному преданию был потомком венгерского короля, мать, Елизавета Шуберт, была талантливой пианисткой, говорила на четырех европейских языках.

4 слайд: «Герб семьи Корвин-Круковских».

По словам шведской писательницы Эллен Кей, Софья Васильевна в кругу своих друзей говорила так о своих связях с предками: «Я получила в наследство страсть к науке от предка, венгерского короля Матвея Корвина; любовь к математике, музыке и поэзии – от деда матери с отцовской стороны, астронома Шуберта; личную любовь к свободе – от Польши; от цыганки пробабки – любовь к бродяжничеству и неуменье подчиняться принятым обычаям; остальное - от России».

5 слайд, 6 слайд, 7 слайд: «Родовое имение Полибино»

Когда Соне исполнилось 6 лет, ее отец вышел в отставку и переехал вместе с семьей в свое родовое имение Полибино, находившееся вблизи границы с Литвой. Имение было очень красиво. Вокруг простирались леса с ягодами, грибами, дичью. Дом окружал сад, в котором беседки утопали в сирени и жасмине. Был и большой пруд, зараставший травами.

В семье было трое детей: старшая – красавица Анюта, Феденька – младший брат, и средняя - замкнутая Соня. Родители уделяли Соне мало внимания, но зато ее очень любила старая няня.

Ученица: -Ну, как же мне не любить ее, мою голубушку, больше других детей. Ведь я ее, почитай, одна совсем вынянчила. Другим до нее и дела не было. Когда Анюта – то родилась, на нее и папенька, и маменька, и дедушка, и тетушки наглядеться не могли, потому что первенькая была.

Я ее, бывало, и понянчить – то как следует не успею: поминутно то тот, то другой ее у меня возьмет. Ну, а с Сонечкой другое было дело…

Не вовремя она родилась моя голубушка, вот что! Барин – то наш, почитай, что накануне самого ее рождения в Английском клубе проигрались, да так, что все спустили – барынины брильянты пришлось закладывать! Ну и до того ли было радоваться, что бог дочку послал! Да к тому же и барину, и барышне сына хотелось. Барыня, бывало, все говорит мне: «Вот увидишь, няня, будет мальчик» Ан нет, вот поди! – родилась девочка. Барыня так огорчилась, что и глядеть на нее не хотели, только уж Феденька их потом утешил».[2]

8 слайд: «Первые уроки математики».

Ученик: Для обучения сестер был приглашен учитель Иосиф Игнатьевич Малевич. Стремясь заслужить любовь родителей, Соня старательно училась. Уже с первых уроков педагог обратил внимание на ее способность хорошо усваивать учебный материал. Сама Ковалевская считала, что большую роль в формировании интереса к математике сыграл дядя Петр Васильевич. Она вспоминала:

Ученица (сидит за столом, в руках книга С.В. Ковалевской «Воспоминания детства»):

«…Любимым его занятием и единственным наслаждением, которое ему осталось от жизни, было чтение…Он читал без разбору и одинаковым удовольствием все, что попадалось под руку, и романы, и исторические очерки, и научно – популярные статьи, и ученые трактаты. От природы чрезвычайно доброго и мягкого характера, он до безумия любил детей.

…Дядя рассказывал мне сказки, учил меня играть в шахматы; потом, неожиданно увлекаясь своими мыслями, посвящал меня в тайны разных экономических и социальных проектов, которыми он мечтал облагодетельствовать человечество. Но главным образом он любил передавать то, что за свою долгую жизнь ему удалось изучить и перечитать. И вот, в часы этих бесед, между прочим, мне впервые пришлось услышать о некоторых математических понятиях, которые произвели на меня особенно сильное впечатление. Дядя говорил о квадратуре круга, об асимптотах – прямых линиях. К которым кривая постоянно приближается, никогда их не достигая, и о многих других, совершенно не понятных для меня вещах, которые, тем не менее, представлялись мне чем – то таинственным и в то же время особенно привлекательным».[2]

9 слайд: « Первое знакомство с высшей математикой».

Ученица (сидит за столом, в руках книга С.В. Ковалевской «Воспоминания детства»): Перед приездом нашим в деревню из Калуги весь дом отделывался заново. При этом были выписаны из Петербурга обои; однако не рассчитали вполне точно необходимое количество, так что на одну комнату обоев не хватило. Сперва хотели выписать для этого еще обоев из Петербурга, но, как часто в подобных случаях водится, по деревенской халатности и присущей вообще русским людям лени все откладывали в долгий ящик. А время, между тем, шло вперед, и пока собирались, судили да рядили, отделка всего дома была уже готова. Наконец, порешили, что из – за одного куска обоев не стоит хлопотать и посылать нарочного за 500 верст в столицу. Благо все комнаты в исправности, а детская пусть себе останется без обоев. Можно ее просто обклеить бумагою, благо на чердаке в полибинском доме имеется масса накопившейся за много лет газетной бумаги, лежащей там без всякого употребления.

10 слайд: «Портрет М.В. Остроградского».

Но по счастливой случайности вышло так, что в одной куче со старой газетной бумагой и другим ненужным хламом на чердаке оказались литографированные записи лекций по дифференциальному и интегральному исчислению академика Остроградского, которые некогда слушал мой отец, будучи еще совсем молодым офицером. Вот эти-то листы и пошли на обклейку моей детской. В это время мне было лет 11. Разглядывая как-то стены детской, я заметила, что там изображены некоторые вещи, про которые мне приходилось уже слышать от дяди. Будучи вообще наэлектризована его рассказами, я с особенным вниманием стала всматриваться в стены. Меня забавляло разглядывать эти пожелтевшие от времени листы, все испещренные какими-то иероглифами, смысл которых совершенно ускользал от меня, но которые, я это чувствовала, должны были означать что-нибудь очень умное и интересное, - я, бывало, по целым часам стояла перед стеною и все перечитывала там написанное. Должна сознаться, что в то время я ровно ничего из этого не понимала, но меня как будто что-то тянуло к этому занятию. Вследствие долгого рассматривания я многие места выучила наизусть, и некоторые формулы, просто своим внешним видом, врезались в мою память и ставили в ней по себе глубокий след».[2]

11 слайд: «Жажда знаний».

Ученик: В то время в России и во многих западных странах женщин не допускали в высшие учебные заведения. Софье приходилось брать частные уроки для изучения математики. В 18 лет она выходит замуж, чтобы иметь право на выезд за границу в Германию. Там Софья планирует поступать в университет для серьезного изучения математики. Однако в университет, да еще и на факультет математики женщин не допускали. Но С.В. Ковалевская была настойчива и добилась встречи с профессором Карлом Вейерштрассом. Она настолько поразила его своими математическими способностями, что он согласился давать ей частные уроки. Получив блестящее образование за границей, Ковалевская достигла мировой славы. Одна из стокгольмских газет писала: «Сегодня нам предстоит сообщить не о приезде какого-нибудь… принца крови или тому подобного высокого, но ничего не значащего лица. Нет, принцесса науки, госпожа Ковалевская почтила наш город своим посещением».

12 слайд: «Парижская и Шведская Академии наук».

В 1888г. Парижская, а через год Шведская академия наук высоко оценили математические исследования Софьи Васильевны, удостоив ее высоких премий и ученых степеней. Награждая С.В. Ковалевскую, президент Парижской академии наук сказал: «Между венками, которые мы даем сегодня, один из прекраснейших и труднейших для достижения возлагается на чело женщины, труд которой является не только свидетельством глубокого и широкого знания, но и признаком ума великой изобретательности». [3]

Однако в царской России присутствие женщин на заседаниях Академии было недопустимо, и С.В. Ковалевская вынуждена была принять кафедру в Стокгольмском университете.

13 слайд: «Литературная деятельность».

Ученик: Софья Васильевна была разносторонним человеком. Ковалевская владела пятью языками. Она также увлекалась и литературным творчеством. С.В. Ковалевская - автор повести «Нигилистка», драмы «Борьба за счастье», семейной хроники «Воспоминания детства», а еще она писала рассказы, научно-популярные статьи, театральные рецензии, очерки, стихи.

14 слайд: «Книги С.В. Ковалевской»

Ученица:

Если ты в жизни, хотя на мгновение
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомнение
Ярким сияньем твой путь озарил:
Что бы в решенье твоем неизменном,
Рок ни назначил тебе впереди,
Память об этом мгновенье священном
Вечно храни , как святыню в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной.
Небо покроется черною мглой-
С ясной решимостью, с верой спокойной Так мн
Бурю ты встреть и померься с грозой.
Лживые призраки, злые виденья
Сбить тебя будут пытаться с пути,
Против всех вражеских козней спасенье
В собственном сердце ты сможешь найти.
Если хранится в нем искра святая,
Ты всемогущ и всесилен, но знай,
Горе тебе, коль врагам уступая
Дашь ты похитить ее невзначай!
Лучше бы было тебе не родиться.
Лучше бы истины вовсе не знать,
Недели, зная, от ней отступиться,
Чем первенство за похлебку продать.
Ведь грозные боги ревнивы и строги
Их приговор ясен, решенье одно:
С того человека и взыщется много,
Кому было много талантов дано.
Ты знаешь в писанье суровое слово:
Прощенье замолит за все человек,
Но только за грех против духа святого
Прощения нет и не будет вовек.

Ученица:

Пришлось ли раз вам безучастно
Бесцельно средь толпы гулять
И вдруг какой-то песни страстной
Случайно звуки услыхать?
На вас нежданною волною
Пахнула память прежних лет,
И что-то милое, родное
В душе откликнулось в ответ.
Казалось вам, то эти звуки
Вы с детства слышали не раз,
ого счастья, неги, муки
В них вспоминалося для вас.
Спешили вы привычным слухом
Напев знакомый уловить,
Хотелось вам за каждым звуком,
За каждым словом уследить.
Внезапно песня замолчала
И голос замер без следа.
И без конца, и без начала
Осталась песня навсегда.
Как ненавистна показалась
В тот миг кругом вас тишина,
Как будто с болью оборвалась
В душе отзывная струна!
И как назойливо, докучно
Вас все напев тот провожал
Как слух ваш, воле непослушный
Его вам вечно повторял.

15 слайд: «Прощай, тебя мы свято чтим…».

Ученица: Софья Васильевна умерла 10 февраля 1891г. в Стокгольме. Прощаясь с Ковалевской, Фриц Леффлер написал стихотворение: «На смерть Ковалевской»:

Ученик:

Душа из пламени и дум!
Пристал ли твой корабль воздушный
К стране, куда парил твой ум,
Призыву истины послушный?
Прощай! Тебя мы свято чтим,
Твой прах в могиле оставляя,
Пусть шведская земля под ним Лежит легко, не подавляя…
Прощай! Со славою твоей
Ты, навсегда расставшись с нами,
Жить будешь в памяти людей
С другими славными умами.
Покуда чудный звездный свет
С небес на землю будет литься,
Кольцо Сатурна не затмится.[4]

16 слайд: «В памяти людей».

Ученик. Мир чтит Софью Васильевну. Существуют фонды, премии, школы им. С.В. Ковалевской, в ее честь названы улицы.

17 слайд, 18 слайд, 19 слайд: «Музей в с. Полибино»

В бывшем имении отца С.В.Ковалевской в селе Полибино Великолукского района Псковской области находится мемориальный музей, посвященный этой замечательной женщине. Сохранились главный усадебный дом, флигель, часть усадебного парка. Фонд музея содержит личные вещи, документы, рукописи, книги С.В.Ковалевской.

20 слайд: «Портрет С.В. Ковалевской»

Художественное и научное наследие С.В. Ковалевской занимает достойное место в мировой культуре и науке.

Литература:

  1. Кочина П.Я., Зенкевич И.Г. «С.В. Ковалевская»: Кн. Для уч. М., 1986г.
  2. С.В. Ковалевская «Воспоминания детства». М. «Советская Россия»
  3. О.С.Шейнина, Г.М. Соловьева «Математика. Занятия школьного кружка». М., «Изд-во НЦ ЭНАС».,2004г.
  4. Газета «Математика» №9,1998г.