Статья "Исследование сосудов-голосников в храмах"

Разделы: Физика


ГОЛОСНИКИ, небольшие керамические сосуды или камеры, закладываемые  в стены или своды здания и обращенные своими отверстиями внутрь помещения, служат для усиления звука (как резонаторы) и для облегчения сводов.

 Современный Энциклопедический словарь.

Введение

Д ревнерусское искусство на протяжении многих веков развивалось внутри церкви. П. А. Флоренский в работе "Храмовое действо как синтез искусств" подчеркивает неразрывность церковных искусств, подчиненных одной цели и общей идее. Церковное искусство было призвано служить Литургическому действу — богослужению, в котором участвовали все церковные искусства, — слово, музыка, иконопись, монументальные изобразительные искусства — мозаика, фрески, скульптура и зодчество.

Именно архитектура храма создавала для пения такие условия, при которых звук голоса приобретал силу и объемность, а голоса, сливаясь в куполе, возвращались вниз, усиленные эхом.Церковная акустика придавала голосам церковного хора особый объемный характер звучания, который нередко сравнивали с небесным, ангельским пением. Образующийся эффект эха создавал храмовую акустику объемного звучания, благодаря чему было ощущение особого храмового пространства.

Эхо может наблюдаться в закрытых помещениях, где звук будет отражаться от стен, мебели. Зодчие Древней Руси, хотя и не знали законов современной физики, строили храмы, уникальные по своим акустическим свойствам. Например, в Георгиевском соборе Юрьева монастыря под Новгородом, построенном еще в XII веке, можно слышать слова, произнесенные даже шепотом в любом из углов собора. Во многих старинных соборах (Знаменский собор в Новгороде, Софийский в Полоцке, Домский в Риге) открыты концертные залы с великолепными акустическими свойствами. В старых храмах Киева, Владимира, Пскова стоит обратить внимание на круглые отверстия, расположенные по основанию купола. Это голосники - горлышки глиняных горшков, вделанных мастерами в толщу каменного купола при строительстве. Они поглощают эхо, не позволяя при этом угаснуть силе звука на большом расстоянии. Древние строители владели сложным элементом акустики.

Среди строительных материалов Древней Руси заметное место занимали керамические сосуды: их использовали в кладке верхних частей здания, и в первую очередь при устройстве сводов. В русской архитектуре такие сосуды принято называть голосниками. Основная цель применения этих сосудов - улучшение акустических свойств сводчатых помещений. Но встречается  использование сосудов, которые не выходят отверстиями внутрь помещения и, следовательно, не могут влиять на акустику. Значит, сосуды применялись главным образом для облегчения веса сводов. Но часть сосудов вставлялась в кладку иначе — с отверстиями, открытыми внутрь здания, для улучшения акустики.

Судя по найденным при раскопках обломкам, сосуды-голосники были применены уже в древнейшей постройке Киева — Десятинной церкви. В дальнейшем они использовались во всех памятниках зодчества Киевской Руси. При этом употреблялись сосуды двух типов: привозные греческие амфоры и горшки местного производства. Сосуды местного производства имели характер высоких горшков с вытянутым прямым горлом. Они сделаны из хорошо отмученной глины, сильно обожжены. В большинстве случаев в каждом памятнике были сосуды обоих типов.

Использование сосудов-голосников в храмах Киева

Каменная архитектура Киевской Руси развивалась в основном оборонном и культовом направлениях. Каменные оборонительные сооружения на Руси впервые появились вначале ХI в. в период правления Ярослава Мудрого. В 1044 г. Киев был обнесен каменными стенами.
С Х в. с принятием христианства на Руси византийскими и русскими мастерами стали возводиться каменные здания церквей и палат. Эти здания с толстыми стенами и массивными сводами выполнялись в традициях романской архитектуры. Характерной особенностью являлось использование византийской кладки: чередование бутовой кладки с плинфой – плоскими кирпичами, квадратными в плане.

В ыдающимся памятником того времени являлся Софийский собор в Киеве (ХI в.). Арки, своды и купола собора выложены из кирпича-плинфы на известково-цемяночном растворе из извести, промытого речного песка и толченой керамики. В кирпичную кладку были заложены керамические горшки-голосники, повернутые горлом внутрь для улучшения акустики и снижения веса конструкций.

Благовещение в Руси-Украине было вторым Богородичным праздником после Успения, в честь которого в Киеве построена церковь в первом веке христианства. Князь Ярослав Мудрый на Золотых воротах в Киеве построил храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Надвратная церковь Золотых ворот воссоздана в виде четырехстолпного одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают на фасаде. В архитектурном декоре фасадов Золотых ворот в Киеве использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек того периода. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. Для облегчения сводов Золотых ворот использовались кувшины-голосники, улучшавшие акустику.

Использование сосудов-голосников в кладке верхних частей зданий характерно не только для Киева; оно отмечено также в памятниках Переяславля, Волыни, Чернигова, Полоцка, Смоленска и Новгорода. Традиция эта продолжалась вплоть до самого монгольского вторжения, поскольку голосники выявлены даже в памятниках, относящихся уже к началу XIII в. В этих более поздних памятниках по-прежнему встречаются сосуды обоих типов или одного из них. Например, в церквах Овруча и Трубчевска найдены сосуды местного производства, а в Благовещенской и Пятницкой церквах Чернигова — амфоры.

Использование сосудов-голосников в храмах Чернигова.

Спасо-Преображенский собор, построенный в 1030 году – древнейший из сохранившихся православных храмов Руси. Был заложен князем Мстиславом Владимирским Храбрым в центре черниговского Детинца. После смерти князя в 1036 г. стены, согласно летописи, были возведены на высоту всадника, стоящего на коне ("пъде Мстислав на лови, разболеся и умре, и положища его в церкви Святого Спаса, его же бо сам заложи; бе бо въздано еи при нъм высочиною, яко на коне стояще досящи"). Стены собора выведены смешанной кладкой, с чередованием кирпича (плинфы) и камня-песковика на известковом растворе. Снаружи не штукатурились, лишь в некоторых местах затирались розовым раствором с графлением на квадры. Чередование камня, плинфы, розовых полос придавали фасадам особую живописность. Интерьер собора украшали беломраморные резные колонны, фрески. Пол из шиферных плит был отделан мозаикой из разноцветной смальты, керамическими плитками. Для улучшения акустики в качестве голосников использовались керамические амфоры и корчаги, заложенные во время строительства в стены и своды.

Г олосники практически не применялись в галицком и владимиро-суздальском зодчестве. Во  Владимире зодчие позаботились об акустике храма Успения богородицы, устроив в стенах резонаторы-голосники.
В Суздале обломки голосников были найдены лишь в развале строительных материалов Мономахова собора, т.е. памятника, явно исполненного руками южнорусских мастеров.


Суздаль. Спасо-Евфимиев монастырь.

Колокольня Резные порталы Преображенского собора сделаны в стиле древнего владимиро-суздальского зодчества. Акустика в храме потрясающая. Для усиления акустики в паруса вмонтированы глиняные горшки. Акустика хорошая и потому, что иконостас был вывезен в Москву, стало больше объема. Этот иконостас находится сейчас в Спасо-Андрониковом монастыре в музее имени Андрея Рублева. В этом музее весь пятиярусный иконостас и большинство икон со столпов, кроме чудотворных Владимирской и Корсунской икон Божией Матери, которые находятся в сокровищнице Суздаля. Фрески и иконы поновлялись благодаря вкладам купцов и ремесленников и самого императора.
Голосники
Голосники: 1 — Успенский собор Киево-Печерского монастыря; 2 — церковь Василия в Овруче; 3 — Нижняя церковь в Гродно; 4 — церковь в Трубчевске; 5,6 — собор на Протоке в Смоленске; 7 — церковь Спаса-Нередицы в Новгороде; 8 — киевский Софийский собор  

Использование сосудов-голосников в храмах Новгорода.

Расписывать стены Софийского собора в Новгороде художники начали почти сразу после его освящения в 1052 году. Правда, в то время они покрыли фресками лишь часть храма, в частности, к этому времени принято относить фреску «Константин и Елена», одну из немногих, сохранившихся от первоначальной росписи.

О сновные работы живописцев по штукатурке развернулись в XII веке. Дважды, в 1108 (1109) и 1144 годах летопись сообщает о почине новгородских владык по украшению фресками главной церкви Новгорода. Художники, работавшие в храме, не только создали замечательные фресковые композиции, но и оставили нам свои автографы. Среди них есть часто повторяющееся имя «Стефан», процарапанное несколько раз на штукатурке храма, а также на одном из голосников – глиняном горшке, вмурованном в подкупольный свод церкви для улучшения акустики.

Использование сосудов-голосников в храмах Пскова.

Для периода политической самостоятельности Пскова (1348-1510) типичными становятся построенные по заказам горожан небольшие четырехстолпные церкви с одной главой на повышенных подпружных арках, которые обрастали со всех сторон со временем приделами, галереями, крыльцами, звонницами, создавая живописный, но гармонично уравновешенный ансамбль. Такова, например, церковь Николы со Усохи (1535). Типичным декоративным убранством барабанов глав псковских храмов является скромная «каменная кайма» в виде чередующихся полос треугольных и прямоугольных впадин, увенчанных арочным пояском. Вделанные во внутреннюю поверхность сводов голосники обеспечивали прекрасную акустику в храмах.

Псков. Добрывичи, Бежаницкий район.

Храм построен в 1807 году в честь иконы Божией Матери Тихвинской, ротондальный, перекрыт шлемовидным куполом с голосниками, великолепно декорирован, по-столичному. Строили знаменитые помещики Чихачевы, их родовая усадьба – Добрывичи. Храм построен семьей Чихачевых, славными сынами России, строительство началось в 1790 году. Два придела в честь апостола Матфея и Параскевы Пятницы. Храм-ротонда построен под вдохновением во многом от Иерусалимского храма, плиты под ногами и светильники, как в Иерусалимском храме, напоминают о Святой Земле. Храм светский, и архитектура светская - ампир. Уникальное устройство иконостаса, амвона, самого храма, который имеет шатровое покрытие, купол-шатер. В сводах купола храма вмурованы горшки-голосники, древнее устройство, поэтому акустика здесь идеальная, голоса священника и хора получают объем и величественность.

Гдов. Церковь Державной Божьей Матери (быв. Дмитрия Солунского.)

Архитектурное описание: Собор расположен в юго-восточной части Гдовского Кремля. После восстановления он носит имя Державной Божьей Матери. Это кубический одноглавый храм на четырех скругленных снизу столбах, поддерживающих 6-ти оконный барабан с куполом. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Верх здания имеет двухступенчатые подпружные арки, барабан - щелеобразные окна. Фасады декорированы плоскими лопатками с трех и двухлопастными арками. В конструкции верхних частей храма употреблены голосники, облегчающие конструкцию и улучшающие акустику. Украшение барабана и апсид арочками и поясом тройных впадин, валиковые разводы на средней апсиде, паперть с запада, устроенная на низких круглых столбах и перекрытая коробовым сводом и крышей на два ската, фрончатые сандрики над окнами барабана - это все наиболее характерные черты псковских храмов.

Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь.

Троицкая (первоначально Сергиевская) надвратная церковь представляет собой типичный для XVII века шатровый безстолпный храм. Построена на высоком подклете, где находится широкая лестница - парадный вход в монастырь. Освящена церковь 1 декабря 1651 года. Считается последней в России XVII века шатровой церковью, т.к. Патриарх Никон в 1652 году запретил строительство подобных храмов, как не соответствующих византийским традициям: “... шатры более приличествуют боярским теремам, нежели храмам Господним”. Имеет небольшие размеры и обладает великолепной акустикой за счет использования голосников.

Использование сосудов-голосников в храмах Нижнего Новгорода.

В центре Нижегородского Кремля в 1227 году был заложен Михайло-Архангельский собор. В 1631 году старое здание по царскому указу заменили новым, построенным в память победы Нижегородского ополчения в 1612 году. Величественное, торжественно-монументальное здание собора венчает восьмигранный шатер. Весной 1628г. года сюда прибыли каменных дел подмастерья.

Кирпич к началу работ закупили в Балахне и везли его в ладьях на пески-отмели прямо под Нижегородский кремль. На следующий 1629 год, ранней весной, по высокой паводковой воде балахнинец-промышленник Антон Васильев доставил в Нижний Новгород на своих ладьях сразу 86 тысяч кирпичей, необходимых по сметной росписи для завершения строительства. Тот же "кирпичник" на своих заводах в Балахне изготовил и большие глиняные корчаги-голосники, которые следовало поместить в кладку стен восьмерика, чтоб снять не редко возникавшее меж граней открытого во внутрь шатра эхо. Это была одна из профессиональных тайн мастерства русских зодчих. От умелого расположения горшков-голосников на нужном уровне либо возникала удивительная акустика, либо помещение становилось негодным для церковного пения.

Д ревнерусские иконы дают богатый материал, касающийся русской хоровой культуры. Изображение хоров и руководителей хоров — головщиков на иконах восходит к XIV в. На иконах можно видеть хоры, написанные в разных местностях, — псковской, ростово-суздальской, новгородской. Одежда певцов обычно изображалась разноцветной, выдержанной в ярких тонах; черных ряс не встречается, рясы оторочены каймой по краям, часто кайма золотая, а на головах певцов — разноцветные шапочки разных форм, остроконечные и круглые.

Количество певцов в хорах различное — от четырех до десяти и более. Довольно часто на иконе изображаются одновременно два хора — левый и правый клиросы, которые стоят друг против друга, что указывает на антифонное пение хоров. Такие полухория состоят из пяти-шести человек. Во главе каждого из них свой головщик. Хоры размещаются в центре храма в наилучших акустических условиях.
Древнерусские храмы отличались поразительным акустическим совершенством. Высокие купола, голосники с объемной акустикой создавали эффект неземного, небесного звучания. Голоса певцов поднимались в высоту купола, тембры их смешивались и доносились сверху из купола слитно, объемно, звучно, отдаваясь эхом, как бы имитируя небесное ангельское пение.
Древнерусский храм был "небом на земле" для человека, который, входя в него, погружался в особый мир. Этому способствовала и архитектура — условия особой объемной акустики, и музыка, и живопись. Лики святых смотрели на верующих с икон и фресок то строго, то умильно. Человек слышал слова молитв, тексты Священного писания. Все, что окружало его в храме, было наполнено символическим и мистическим духом, в нем не было ничего случайного, все было упорядочено, все канонично соответствовало Уставу, богослужение шло в строгом последовании. Все, что окружало человека в храме, было подчинено одной идее и, гармонично сливаясь воедино, возносило человеческий дух ввысь. "Горé имеем сердца" (обратим сердца ввысь) — взывает священник на Литургии. Все это вместе с невыразимой силой действовало на внутренний мир человека. Атмосфера храма призвана была духовно наполнить человека, этой же цели служила и древнерусская музыка.

В глубокой древности на берегах большого озера Неро, прозванного за илистое дно Тинным морем, возникло поселение племени мерян. В "Повести временных лет" поселение упоминается под 862 годом и называется Ростов. После бедствий Смуты и страшной эпидемии чумы 1654 года Ростов захудал и обезлюдел. Новое его возрождение связано с именем митрополита Ионы Сысоевича.

Иона, тонкий знаток церковного пения, особенно заботился об этом. Он требовал от местного духовенства: "А в монастырях бы и в приходских церквях пели б единогласно и не борзяся, со всяким благоговением". Ростовские мастера применяли искусную систему "голосников" - резонаторов, встроенных в стены храма: даже при небольшом хоре казалось, что звучит переливами голосов все храмовое пространство. В храмах Ростовского кремля среди росписей отчетливо видны концентрические углубления, которые как раз и служили для улучшения слышимости внутри помещения.

Ферапонтов монастырь.

В семнадцати километрах от Кириллова расположен выдающийся памятник древнерусского искусства — Ферапонтов монастырь, основанный в конце XIV в. монахом Ферапонтом, сподвижником и другом монаха Кирилла, основателя Кирилло-Белозерского монастыря. По сравнению с Кирилло-Белозерским монастырем Ферапонтов воспринимается как камерный комплекс. Он не поражает ни размерами своей территории, ни масштабами сооружений.
Наибольшее художественное значение имеет дошедший до нас в хорошем состоянии собор Рождества Богородицы, возведенный в 1491 г. ростовскими мастерами на месте деревянной церкви. Находится он в центре монастыря. По своему типу собор восходит к московским храмам XV в. Объем здания кубический. Фасады расчленены лопатками, на которые опираются килевидные закомары.
Внутри собор невелик. На могучие столбы опираются арки, несущие барабан купола. В парусах сводов видны отверстия голосников — глиняных кувшинов, вставленных в своды для усиления акустики.

 Использование сосудов-голосников в храмах Гродно.

Каложская или Борисоглебская церковь была построена в первой половине 12 века в честь святых Бориса и Глеба. Считается, что это - одна из древнейший церквей Европы, и была она построена в те давние времена, когда Христианство еще толком не разделилось на восточное и западное, поэтому во внешней отделке храма использовалась символика обоих веток Христианства.
В стены встроено большое количество полых глиняных сосудов - голосников, что делает акустику церкви уникальной. Отличительная особенность гродненских памятников - способ декоративной обработки фасадов. В кирпич­ную кладку стен здесь вложены большие цветные, шлифованные снаружи камни. Помимо камней в кладку вставлены фигурные керамические плитки, покрытые глазурью, образующие кресты или иные узоры.

Стены терема обработаны скромнее, но и здесь в кладку вложены декоративные камни. Гродненские памятники не имели росписей, лишь апсиды Каложской церкви были украшены фресками. Не рассчитанные на роспись внутренние поверхности стен гродненских храмов имели своеобразное декоративное оформление - в виде многочисленных сосудов-голосников. Это своеобразные глиняные кувшины, по форме напоминающие амфоры. В других архитектурных школах Руси голосники использовались для облегчения веса сводов и лишь частично выходили отверстиями внутрь помещения, что способствовало улучшению акустики. В гродненских храмах многочисленные, расположенные в определенном порядке отверстия голосников создавали дополнительный декоративный эффект. Мощные стены, толщина которых больше метра, кажется, поглотят любой звук. Но подобное впечатление обманчиво: из-за добавленных в кладку около тысячи голосников акустика в храме превосходная. Судя по огромному количеству обломков голосников, найденных при раскопках гродненской Нижней церкви, в ней существовала вышеописанная система расположения сосудов в стенах. Примечательны голосники и тем, что, помимо акустики, придают храму легкость, устойчивость и мощь одновременно, а применение их в ступенях лестниц и в щеках сводиков, перекрывающих эти лестницы, свидетельствует, что сосуды имели и конструктивный смысл, как пустотелый материал, облегчающий вес конструкции.

Первые храмы и монастыри города Уфы.

Вскоре после начала возведения уфимского кремля в нем была построена каменная Соборная церковь, ее освятили в 1616 году.
Собор был уникальным, в течение последующих почти 200 лет он оставался единственным каменным храмом в крае, отличавшимся простотой постройки и изяществом. Для улучшения акустики в стены собора под сводами строители новгородско-псковской школы вмуровали голосники — глиняные горшки, обращенные отверстиями наружу, они служили резонаторами. Расположены голосники были на равном расстоянии друг от друга, в две линии, в шахматном порядке. На карниз стен опирался высокий каменный свод, который по углам на барабанах и в центре на кубе имел пятиглавие с коваными крестами.

20.03.2010