Самоанализ урока через учебно-воспитательные моменты (УВМ) по Ю.А. Конаржевскому

Разделы: Математика


В своей педагогической деятельности учитель в среднем даёт более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98 процентов учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тысяч уроков.

Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, всё самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке.

Каждый ли урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры? Далеко не каждый. Почему урок не получился? Спрашиваем мы себя и приходим к необходимости его самоанализа. Педагогический труд в своей основе стоит близко к научному труду. Научность педагогического труда заключается, прежде всего, в анализе фактов и в необходимости их предвидеть. Схем, алгоритмов анализа и самоанализа урока сейчас предлагается в методической литературе достаточно много, но в основном они составлены по пути наименьшего сопротивления – изложении фактов. Самое трудное дело – факт истолковать! Проблемой анализа урока много занимался учёный-дидакт мирового масштаба Юрий Анатольевич Конаржевский. Ему принадлежат научно-педагогические труды: «Анализ урока», «Урок. Система. Анализ».

Ю.А. Конаржевский отмечает, что сегодня появилось немало уроков, в которых отсутствуют чёткие границы его этапов. Поэтому опорными компонентами для анализа таких уроков он берёт не этапы, а учебно-воспитательные моменты (УВМ) и создаёт универсальную технологию анализа любого урока через УВМ. УВМ при этом рассматривается учёным как наименьшая, неделимая, целостная совокупность, позволяющая получить законченный результат.

 

Учебные занятия анализирую по следующему алгоритму системного самоанализа урока через УВМ, предложенному Ю. А. Конаржевским в книге «Анализ урока»:

  1. Характеристика класса. Здесь рассматривается структура межличностных отношений, недостатки биологического развития учащихся, недостатки их психического развития. Далее идёт характеристика развития психических свойств, анализ недостатков подготовленности учащихся класса и др.
  2. Внешние связи урока. Устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме.
  3. Характеристика триединой цели урока (ТЦУ). С опорой на характеристику класса отмечается, чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках. Какое воспитательное воздействие оказать на учащихся, какие качества развивать.
  4. Характеристика замысла урока (план). Что собой представляет содержание учебного материала (СУМ), каковы методы обучения (МО) и формы организации познавательной деятельности (ФОПД), каким образом будут достигнуты цели урока.
  5. Морфологический аспект самоанализа. Как был построен урок, исходя из его замысла? Характеристика УВМ и их УВЗ, объединение УВМ в этапы.
  6. Структурный аспект самоанализа. Подробный анализ микроструктуры тех УВМ, которые, по мнению учителя, оказали наиболее положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока (КРУ); анализ соответствия в рамках этих учебно-воспитательных моментов УВЗ, СУМ, МО, ФОПД (доказательство оптимальности выбора).
  7. Функциональный аспект самоанализа. На основе установленных способов взаимодействия СУМ, МО и ФОПД учащихся устанавливается механизм формирования конечного результата урока. Определяется, насколько структура урока соответствовала ТЦУ, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся формированию конечного результата урока (КРУ).
  8. Аспект оценки КРУ. Оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке. Выводы и самооценка урока.

Урок по математике в 6 классе. Тема урока: «Деление обыкновенных дробей».

ТЦУ:

  • Познавательный аспект: сформировать умение делить обыкновенные дроби;
  • Развивающий аспект: развитие интеллектуальной активности, мышления и творческих способностей учащихся (развитие происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, поэтому этот аспект ТЦУ ставлю ко всей изучаемой теме).
  • Воспитывающий аспект: формирование гуманных отношений на уроке (интегрально по отношению к таким качествам личности, как доброжелательность, умение слушать друг друга, ответственность, скромность, дисциплинированность).

Дидактические материалы к уроку:

  • Устные карточки по теме «Действия с обыкновенными дробями» (я их называю «Азбука») для каждого ученика;
  • Тест на деление обыкновенных дробей для каждого ученика в двух вариантах;
  • Оценочный лист:
    1. Диктант. Оценка _____
    2. Составление задач. Оценка _____
    3. Тест. Оценка _____

План урока 

УВМ УВЗ СУМ МО ФОПД
1. Организационный Обеспечить психологическую подготовку учащихся к уроку      
2. Подготовительный Подготовка учащихся к усвоению нового материала Цифровой диктант (10 заданий на изученные действия) Взаимопроверка с выставлением оценки за работу Индивидуальная
3. Интеллектуальное затруднение Осознание цели урока, актуализация знаний Решить задачу: площадь прямоуг. 5/7 м2. Длина одной стороны 3/4 м. Найдите другую сторону. Проблемный Работа в группах
4. Разрешение проблемной ситуации Смоделировать правило деления дробей, составить алгоритм деления   Поисковый, исследовательский.. Работа в группах, представление каждой группы своих наработок
5. Деление дробей письменно Первичное закрепление 8 примеров на деление дробей Комментирование правила по шагам Фронтальная
6. Деление дробей устно Первичное закрепление 30 примеров на карточке «Азбука»   Фронтальная
7. Составление задач по уравнениям Творческое применение новых знаний Анализ и синтез
Оценка за составление задач
Коллективная
8. Тестирование Выявление реализации познавательного аспекта ТЦУ Тест с «изюминкой» Взаимопроверка по «ключу» с выставлением оценки за работу Индивидуальная
9. Подведение итогов урока. Домашнее задание Формирование умений рефлексии Памятка по рефлексии УД Рефлексия своей деятельности на уроке Фронтальная

Самоанализ урока 

1. Характеристика класса.

В 6 классе обучается 25 учащихся. Он сформирован с пятого класса заново, на лидерство претендуют несколько учеников. Трое учащихся имеют ослабленное зрение, один обладает чрезмерной возбудимостью. Следует отметить слабо развитую волевую сферу у двух учащихся. У них не развито произвольное внимание. Эти ученики не умеют слушать других, проявляют неорганизованность.

12 учеников имеют повышенный познавательный интерес, твёрдую установку на учение, они активны в работе на протяжении всего урока. Вторая половина учится по математике на « 4» и «3». Два ученика имеют низкий уровень обученности и обучаемости. У них большие пробелы в знаниях и умениях по математике за 4-5 классы.

2. Внешние связи урока.

Тема урока «Деление обыкновенных дробей» новая для учащихся. Предыдущие уроки были посвящены умножению обыкновенных дробей. На последнем уроке перед этой темой ребята познакомились с взаимно обратными числами.

3. Характеристика триединой цели урока (ТЦУ).

Цели урока поставлены мною выше. Следует отметить, что нужно различать цели урока, поставленные учителем и цели для учеников. Интерпретация познавательного аспекта ТЦУ для учащихся: вывести правило деления обыкновенных дробей и научиться их делить. В ходе урока они сами её ставят (на 3-ем УВМ). Развивающий и воспитывающий аспекты ТЦУ поставлены, исходя из характеристики класса с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся.

4. Характеристика замысла урока (план).

Исходя из целей урока, было запланировано 9 учебно-воспитательных моментов (УВМ). Изучение новой темы базируется на двух умениях: умножать дроби и находить дробь, обратную данной, поэтому отдельно отведено время урока повторению этих правил.

Усвоение нового материала запланировано через самостоятельное разрешение интеллектуального затруднения в группах, так как класс способен логически мыслить, анализировать. Ранее учащиеся составляли неоднократно алгоритмы по изученным правилам.

Закрепление спланировано через фронтальную и индивидуальную работу, через использование таких методов как комментирование, соединение анализа и синтеза, тестирование, поисковый метод, Всё это будет способствовать реализации всех аспектов ТЦУ.

5. Морфологический аспект самоанализа.

Урок прошёл по плану. Организационный момент, имеющий своей задачей воспитание культуры учебного труда, прошёл быстро, так как класс традиционно готовится до урока, дисциплинирован, быстро настраивается на урок.

Следующие три УВМ я объединила в этап рождения новых знаний. На первом УВМ успешно прошла подготовка учащихся к усвоению нового материала в форме цифрового диктанта. Все получили оценки «4» и «5». На втором УВМ при решении задачи о прямоугольнике мои ученики самостоятельно поставили для себя цель урока: научиться делить дроби, а это для учителя дорого стоит. При разрешении проблемной ситуации четырём группам из пяти удалось сформулировать правило деления обыкновенных дробей.

6, 7 и 8-й УВМ объединяю в этап закрепления знаний. Первичное закрепление знаний методически правильно начала с письменной работы заданий из учебника методом комментирования, так как именно здесь наглядно виден алгоритм деления дробей, состоящий из двух шагов. Дальнейшее закрепление проходило в устной форме. Для учащихся, имеющих повышенный интерес к математике, было предложено составить задачи по уравнениям.

На 9-м УВМ ребята с большим интересом анализировали свой путь познания на уроке, отмечая самое интересное. Тут же было прокомментировано домашнее задание.

6. Структурный аспект самоанализа.

На мой взгляд, наиболее сильное положительное влияние на конечный результат урока (КРУ) оказали 3, 4, 7 и 8-й УВМ. Сделаю анализ микроструктур этих УВМ.

Интеллектуальное затруднение, с которым встретились мои ученики в ходе решения проблемной задачи, снималось в группах. Созданное поле взаимодействия удачно решило задачу осознания всеми учениками цели урока. (3-й УВМ).

Разрешение проблемной ситуации поисковым методом через групповую форму организации познавательной деятельности (ФОПД) оправдано, так как, во-первых, постановка и разрешение проблемы развивает логическое мышление, интеллектуальную активность. Во-вторых, так организованная учебная деятельность позволила включить в работу всех учащихся, воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу через творческую атмосферу в группах. (4-й УВМ).

Составление задач по уравнениям относится к заданиям, соединяющим такие мыслительные операции как синтез и анализ. Микроструктура этого УВМ способствовала развитию творческих способностей учащихся, имеющих повышенный познавательный интерес, высокий уровень мышления. Было составлено двенадцать различных задач. Три задачи решили на уроке. За составление задач десять учеников получили оценку «5». (7-й УВМ).

Тестирование с последующей взаимопроверкой по «ключу» позволило каждому ученику и мне продиагностировать умение делить обыкновенные дроби. Кроме того, в этой микроструктуре воспитывались требовательность и уважение друг к другу. Усталость помогла снять «изюминка». В тест была внесена задача следующего содержания: автомашина грузоподъёмностью 2 1/2 т перевозила груз в 22т, сколько рейсов сделано? Обычно дети дают дробный ответ. Ответ к задаче: 9 рейсов. (8-й УВМ).

Несколько утомительными оказались 5 и 6-й УВМ. Возможно, здесь стоит подумать об игровых методах.

7. Функциональный аспект самоанализа.

Структура урока была подчинена триединой цели урока (ТЦУ) и содействовала достижению конечного результата урока (КРУ). Каждый предшествующий момент урока тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой, продолжением предшествующего.

Осуществлению развивающего аспекта триединой цели урока способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность развивались при разрешении проблемной ситуации, составлении задач по уравнениям, отыскании «изюминки», подведении итогов урока.

Задачи воспитания коллектива, гуманного отношения друг к другу осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учеников, через организацию групповых форм работы, взаимопроверок и т. д.

Познавательный аспект триединой цели урока: формирование умения делить обыкновенные дроби красной нитью прошёл через все УВМ.

8. Аспект оценки КРУ.

Считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Все ученики научились делить дроби. На последующих уроках будет отрабатываться навык. Реальные результаты (РР) – на основании двух- трёх оценок, выставленных в оценочный лист на уроке, ученикам выставлены следующие оценки в журнал: 10 «5», 12 «4», 3 «3».

В основе творческого труда учителя лежит умение анализировать свою педагогическую деятельность, прежде всего урок. Наивно думать, что научиться самоанализу урока легко. Этому надо учиться настойчиво и систематически. У меня получился осмысленный самоанализ урока только с третьего раза. Я встречала в своей педагогической деятельности, длиною в 40 лет, множество различных схем анализа уроков, но только этот алгоритм самоанализа урока через УВМ по Ю.А. Конаржевскому даёт мне возможность чётко планировать и предвидеть результаты своего труда.

А ещё это самый сильный инструмент от необоснованных нападок отдельных проверяющих.