Элективный курс для учащихся 10–11-х классов "Историческая живопись в творчестве русских художников". Разработка занятия по теме "Две веры"

Разделы: История и обществознание


Содержание:

  1. Цели и задачи.
  2. Форма проведения занятия.
  3. Оборудование.
  4. Использование иллюстративного материала.
  5. Список литературы к семинару.
  6. План семинара.
  7. Вступление учителя.
  8. Обсуждение 1-го вопроса: Авторитет и положение церкви в обществе. Противостояние «священства» «царству».
  9. Обсуждение 2-го вопроса: «Патриарх Никон».
  10. Обсуждение картины В. Шварца «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме», 1867 г.
  11. Обсуждение 3-его вопроса: «Последствия реформ».
  12. Обсуждение картин.
  13. Обсуждение 4-го вопроса: «Преследование раскольников».
  14. Вывод семинара.

Цели и задачи:

  • обобщить знания учащихся по теме «Церковный раскол»;
  • выяснить в чём проявилось противостояние между «священством» и «царством»;
  • формировать личностное отношение к историческим событиям и деятелям, терпимость к другим мнениям.

Форма проведения занятия: семинар.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Использование иллюстративного материала:

1. В. Шварц «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме».
2. В. Суриков «Боярыня Морозова».
3. С. Милорадович «Черный собор».
4. В. Перов «Никита Пустосвят. Спор о вере».
5. Г. Мясоедов «Самосжигатели».

Список литературы к семинару:

1. Быкова В. А., Надеждинская Т. И., Попкова Н. В. «История Отечества в музыке и изобразительном искусстве», СГУ 2003г.
2. Верещагина А. Г. «Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX в.», М. Искусство 1990г.
3. Мезин С.А. «История русской культуры X – XVIII в.» М. ЦГО 2000г.

План семинара.

1. Авторитет и положение церкви в обществе. Противостояние «священства» «царству».
2. Реформы Никона.
3. Церковный раскол.
4. Последствия реформ.
5. Преследование раскольников.

Вступление учителя.

XVII в. один из самых непростых периодов нашей истории. В событиях Смутного времени церковь играла видную роль. Ещё более её авторитет повысился в 20-е годы XVII в., когда вернувшийся из плена патриарх Филарет, отец Михаила Романова, фактически соединил в своих руках и светскую и церковную власти. Своей деятельностью он подготовил почву для превращения России в теократическое государство, несмотря на то, что Соборное Уложение 1649 г. ограничивало рост церковного землевладения и урезало имущественное право монастырей, экономическое могущество церкви оставалось по-прежнему велико.

Обсуждение 1-го вопроса.

Авторитет и положение церкви в обществе. Противостояние «священства» «царству».

Вопросы к размышлению.

1. Почему в России в XVII в. возник вопрос о первенстве между государством и церковью? В чём была сила церкви?
2. Стоял ли такой вопрос в других странах? В чём он выражался в разных странах?
3. Какое выражение пришло к нам из истории борьбы между папой римским и германским императором? Что оно означает?
4. Когда и кем пропагандировалась идея о превосходстве церковной власти над светской?

Выводы.

Таким образом, мы с вами видим – укрепление авторитета церкви в обществе было необходимо. Современники понимали значение религиозного единства, призванного укреплять единство политическое в настоящем и будущем. Поэтому на необходимости исправления богослужебных книг и установления единообразия церковной службы настаивали правительство в лице царя Алексея Михайловича и его окружения, ревнители древнего благочестия, патриарх Иосиф и сменивший его патриарх Никон. Единство мнений исчезало, как только речь заходила о способах претворения этих идей в жизнь.

Сообщение учителя.

В середине XVII века произошел спровоцированный царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном церковный раскол. Политическая и идеологическая подоплёка этого события до сих является предметом споров среди специалистов. Вглядываясь в произведения художников второй половины XIX века, можно визуально проследить события от зарождающейся нежной дружбы царя и Никона, до восстания в Соловецком монастыре, расправой над Аввакумом и боярыней Морозовой, смерти самого патриарха Никона и продолжающихся религиозных споров, оставшихся в наследство от уже почивших реформаторов. Произведения художников на тему раскола не равноценны по силе художественной образной выразительности и мастерству исполнения, но во всех ощущается искренняя заинтересованность понять причины поступков персонажей, связанных с нарушением русской религиозной православной традиции.

Обсуждение 2-го вопроса.

«Патриарх Никон».
Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон (сообщение о Никоне).

Вопросы к размышлению.

1. В чём проявилась суть церковных нововведений?
2. Почему споры об исправлении книг оказались непримиримыми?
3. В чём мы видим трагедию Никона?

Обсуждение картины В. Шварца «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме», 1867 г.:

Перед нами на картине В. Шварца изображён главный герой раскола – патриарх Никон. Мы видим залитый солнцем монастырский сад и мирно беседующих 2-х людей. Но так ли это? Что привлекает зрителя в этой картине? Каким образом автор подчёркивает душевную драму героя? Картина отличается сложным психологическим содержанием. Шварц показал ничем особо не примечательное событие, внешне не заключающее в себе ничего трагического – разговор патриарха и монаха. Это умение отразить в незначительном эпизоде драматический конфликт, внешне скрытый, но существующий в душе человека.

Вывод. Патриарх Никон переоценил свои силы и возможности: приоритет светской власти был уже определяющим в политике страны. Тем не менее, борьба продолжалась 8 лет. И только церковный собор 1666 г. вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь.

Обсуждение 3-го вопроса: «Последствия реформ».

– В чём причина массовости раскольнического движения?
– Каким было отношение к расколу:

а) простого народа;
б) служителей церкви;
в) аристократии?

Обсуждение картин:

I. В. Суриков «Боярыня Морозова», (1887 г.)

1. Сообщение о Ф. Морозовой.
2. Беседа по картине:
– Какова композиция картины?
– Как народ встречает неистовую раскольницу?
– Какой мы видим главную героиню картины?
– Что привлекает Вас в этом образе?

II. С. Милорадович «Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 г.», (1883 г.)

Соловецкое восстание продолжалось с 1668 по 1676 г. «Не посылай, государь, напрасно, к нам учителей, а лучше, если изволить книги менять, прими на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие», – так отреагировали монахи на новые церковные книги. Восстание было жестоко подавлено. Из 500 защитников монастыря в живых осталось 60.

III. В. Перов «Никита Пустосвят. Спор о вере» (1880-1881 гг.)

События, изображенные на картине <Рисунок 4>, относятся к 1682 году. Особенность стрелецкого бунта 1682 г. – начался под политическими лозунгами, а завершился под религиозными. По наущению тайного старообрядца князя Хованского взбунтовавшиеся стрельцы сочинили челобитную с призывом «постоять за старую православную христианскую веру и кровь свою пролить за Христа». От лица челобитчиков действовал суздальский протопоп Никита Добрынин, вызвавший никониан на церковный диспут. 5 июля 1682 г. патриарх, царевна Софья, царевичи Петр и Иван встретились в Грановитой палате с «богопротивным сонмищем» старообрядцев. Страсти разгорелись довольно быстро, начался «великий вопль». Царевна с царями демонстративно покинула Грановитую палату, что дало основание «нечестивому Пустосвяту» заявить о своей победе на диспуте. Однако, вскоре Никита Пустосвят был казнен.

Обсуждение 4-го вопроса: «Преследование раскольников».

Сообщение об Аввакуме.

Обсуждение картины Г. Мясоедова «Самосжигатели» (1884 г.)

В основу картины легло одно из самых драматических проявлений раскола – самосожжение приверженцев старой обрядности.
На картине Г. Мясоедова огонь уже охватил сарай, где собрались раскольники. Дым пожарища застилает помещение, многие из обрекших себя на смерть упали на землю. Некоторые в ужасе пытаются отстраниться от надвигающейся гибели. Тайком убегают инициаторы этого массового самоубийства.
К сожалению, картина плохо сохранилась; она сильно потемнела, что не позволяет судить о её цветовой гамме.

Вывод семинара. Таким образом, реформа Никона положила начало церковному расколу и жестокому преследованию староверов. Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту церковной и светской власти. Разрешение «дела Никона» в пользу светской власти означало, что церковь не могла впредь вмешиваться в государственные дела. С этого времени начался процесс подчинения церкви государству и превращение Русской православной церкви в государственную церковь.