Урок математики в 5-м классе по теме : "Умножение десятичных дробей"

Разделы: Математика


Цели:

  • Дидактические:

    • Повторить и закрепить ранее изученный материал.
    • Ввести правило умножения десятичных дробей.
  • Развивающие:

    • Формировать практические навыки умножения десятичных дробей.
    • Развивать внимание, память и логическое мышление.
  • Воспитательные:

    • Воспитать чувство ответственности каждого учащегося за выполненную работу.
    • Воспитать интерес к предмету.

Тип урока: Урок сообщения и усвоения новых знаний.

Оборудование:

  • компьютер,

  • мультимедийный проектор (презентация на тему умножение десятичных дробей),

  • экран,

  • карточки

План урока.

  1. Организационный момент урока.
  2. Актуализация знаний: фронтальный опрос правил, разминка
  3. Открытие новых знаний : введение в новую тему, изучение нового материала
  4. Физкультминутка.
  5. Первичное закрепление основной части. Работа учащихся с учебником
  6. Самостоятельная работа.
  7. Подведение итога урока. Задание на дом. Оценивание.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

Сообщение темы и целей урока

2. Актуализация знаний.

а) Запишите в тетради число, Какое?

Весна. (Приложение 1, слайд 2)

Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну услышала она
И ей невольно улыбнулась.
В.Тютчев

б) Прежде чем мы начнем изучать новый материал, давайте вспомним некоторые правила, которые нам сегодня пригодятся:

  • правило умножения десятичной дроби на натуральное число?
  • правило умножения десятичной дроби на 10,100,1000 и т.д.
  • правило деления десятичной дроби на 10,100,1000 и т.д.

Молодцы, правила знаете.

в) А теперь: разминка. Разминка-это гимнастика ума.

  1. Логические задания: Укажи лишнее. (Приложение 1, слайд 3)
  2. Устный счет. (Приложение 1, слайд 4)

Вариант1.

  1. 0,3*5=
  2. 0,04*9=
  3. 2,5*4=
  4. 0,276*10=
  5. 0,276*100 =
  6. 0,276:10=
  7. 1,2:100=
  8. 5,4*5=

Вариант 2.

  1. 0,7*6=
  2. 0,03*7=
  3. 1,5*8=
  4. 0,343*10=
  5. 0,343*100 =
  6. 0,343:10=
  7. 1,7:100=
  8. 3,6*5=

На экране зашифровано слова -это фамилии известных художников.

Считаем устно, а ответы вписываем в листочки, лежащие у вас на парте.

Что получили? (Приложение 1, слайд 5)

1 вариант: Левитан

2 вариант: Саврасов

Давайте вспомним картины этих известных художников. Они находятся в Третьяковской Галерее.

Это картина Исаака Ильича Левитана «Март», а это картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». (Приложение 1, слайды 6-7)

3. Открытие нового знания.

1). Введение в новую тему.

Учитель: Откроем тетради и начертим в них прямоугольник, длина которого 10 клеток, а ширина 6 клеток. Известно, что стороны этого прямоугольника равны: a = 0,5 дм, b = 0,3 дм. Требуется найти его периметр и площадь.

Через короткое время, отведенное на самостоятельное решение этой задачи, выходит к доске учащийся и находит периметр данного прямоугольника, а когда дело доходит до вычисления площади, учащиеся обнаруживают, что не умеют умножать десятичные дроби.

Учитель: Вы обнаружили, что не умеете умножать десятичные дроби. Но может быть попробуете решить задачу другим способом? Придумайте, как можно решить эту задачу?

Дети предлагают перевести дециметры в сантиметры, учитель, проверяя ранее полученные знания, уточняет связь между сантиметрами и дециметрами (во сколько раз отличаются? А квадратные, во сколько раз отличаются?) ( Таблица на доске)

Итак, записывается решение: 0, 5 дм *0,3 дм = 5 см * 3 см = 15 см2 = 0,15 дм2. (Приложение 1, слайд 8)

4. Физкультминутка.

Упражнения для глаз с целью профилактики зрительного утомления:

  • закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы(на счет1-4), затем раскрыть глаза, расслабить мышцы, посмотреть вдаль( на счет1-4)

  • не поворачивая головы, посмотреть направо, и зафиксировать взгляд (на счет1-4), а затем посмотреть вдаль (на счет 1-4)

  • не поворачивая головы, посмотреть налево, и зафиксировать взгляд (на счет1-4), а затем посмотреть вдаль (на счет 1-4)

  • не поворачивая головы, посмотреть вверх, и зафиксировать взгляд (на счет1-4), а затем посмотреть вдаль (на счет 1-4)

  • не поворачивая головы, посмотреть вниз, и зафиксировать взгляд (на счет1-4), а затем посмотреть вдаль (на счет 1-4)

А далее снимем напряжение:

-Вращаем ( медленно) голову вправо, влево, вверх и вниз(3 раза)

Спасибо, молодцы!

2).Изучение нового материала

Учитель:

Конечно, после того, как мы записали решение задачи, у некоторых уже появилась идея о том, каким будет правило умножения десятичных дробей. Чтобы одни смогли удостовериться в правильности своей идеи, а другие – (кто еще не догадался) попробовать ее сформулировать, мы с вами внимательно проанализируем примеры, которые решены на экране. ( Приложение 1, слайд 9)

Как вы умножали десятичную дробь на натуральное число, выполняя задание?

Правильно, вы не обращая внимания на запятую, умножали по правилу умножения натуральных чисел, потом отсчитывали, сколько в десятичной дроби знаков, и ставили запятую.

Сегодня я вас научу умножению двух десятичных дробей.

Так вот, умножение двух десятичных дробей основывается на этом же правиле, только нужно будет отсчитать в обеих множителях количество знаков и поставить запятую в произведении. ( Приложение 1, слайды 10-14)

5. Первичное закрепление основной части. Работа с учебником.

Итак, открыли учебники и нашли правило. Прочитаем его. Кто повторит правило? Молодцы.

Итак, сейчас мы посмотрим как вы поняли: где надо ставить запятую. У Вас имеются карточки с заданиями, в которых Вы должны поставить запятую.( Приложение 1, слайд 15).

Осуществляем взаимопроверку.

Ребята, а как вы думаете есть ли особое правило для умножения десятичной дроби на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д.?

Да есть. ( Приложение 1, слайды 16-17).

А при каком действии мы еще переносили запятую влево? Молодцы. При делении на 10, 100, 1000 и т.д. А еще давайте вспомним какими свойствами обладает умножение?( Приложение 1, слайд 18).

  • Переместительное: ab =ba
  • Сочетательное: а(bc)=(ab)c
  • Распределительное свойство относительно сложения: (а+b)c=ac+bc
  • Распределительное свойство относительно вычитания: (a-b)c= ac-bc
6. Самостоятельная работа. ( Приложение 1, слайд 19)

По окончании самостоятельной работы, с помощью ответов на доске осуществляем самопроверку. ( Приложение 1, слайд 20)

7. Подведение итогов урока. Задание на дом. Оценивание.

  • П. 36 выучить правила;
  • №1431(в), №1432(а,в,г,д,з)

И в заключении:

Притча

Шел мудрец, а навстречу ему 3 человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого он спросил: «Что ты делал целый день?» И то с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?»., и тот ответил: « А я добросовестно выполнял свою работу?». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: « А я принимал участие в строительстве храма»

Кто ответил бы также как первый человек? Поднимите левую руку.

Кто ответил бы также как второй человек? Поднимите правую руку.

Кто ответил бы также как третий человек? Поднимите обе руки.

17.03.2010