"Железки строк случайно обнаруживая…" (зачет в форме командной игры по творчеству Маяковского)

Разделы: Литература


Как ввести разговорный язык в поэзию? И как вывести поэзию из этих разговоров?

В.В. Маяковский

Тип урока – контрольно-обобщающий.

Цели и задачи: 

  • проверить прочность усвоения учащимися фактических знаний о творчестве Маяковского и о месте поэта в истории русской литературы;
  • развить и закрепить навыки лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста;
  • воспитать интерес к поэтическому наследию Маяковского.

Игра – одна из наиболее эффективных, демократичных и популярных форм обучения в старших классах. К зачёту в форме командной игры ученики готовятся добросовестнее и с большей охотой, чем к традиционному письменному или устному уроку контроля знаний. Урок в такой форме сплачивает коллектив одноклассников, создаёт атмосферу соревновательности, исключает выступление по принципу «каждый за себя». К тому же во время игры едва ли кто-то из нерадивых учеников воспользуется шпаргалкой или спишет правильный ответ у соседа-отличника. Зачёт в форме игры развивает и интерес к предмету в целом, и к творчеству отдельно взятого писателя, развивает навыки корректного общения, быстроту реакции, чувство ответственности за себя и за команду.  
Ход  зачёта в форме командной игры определяется несколькими конкурсами, каждый из которых имеет свои особенности и правила. О тематике и направленности конкурсов ученикам сообщается заранее, на предыдущем уроке. Капитанам команд учитель даёт рекомендации по подготовке к игре и сообщаются принципы оценивания. Важно подчеркнуть, что даже игра требует серьёзной, основательной подготовки, и оценка каждого ученика будет зависеть не столько от победы или проигрыша команды, сколько от личного вклада в успешное выступление коллектива на зачёте.   

I. Блиц-опрос: «Я – поэт. Этим и интересен»

Блиц-опрос – своего рода разминка в форме брейн-ринга. Задача – дать правильный ответ, опередив команду соперников. Учитель зачитывает вопрос, произносит слово «время» (или даёт иной звуковой сигнал), и только после этого команды могут сообщить о готовности ответить (например, поднять руку). Если учащиеся заявляют о готовности ответить до поданного учителем сигнала, команда лишается права ответа на этот вопрос. За каждый правильный ответ присуждается 2 балла. Если ответ верный, но неполный или не вполне точный, присуждается 1 балл.  

  1. «Да вы же гениальный поэт!» – сказал он никому не известному в 1912 году студенту Маяковскому и опубликовал его стихотворение. Кто столь неожиданно сделал Маяковского поэтом? (Бурлюк)
  2. В манифесте «Пощёчина общественному вкусу» футуристы (а в их числе и Маяковский) выразили своё отношение к классике с использованием образа водного транспорта. Приведите цитату.  («Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода Современности»)
  3. В автобиографии «Я сам» Маяковский рассказал: «…возненавидел сразу – всё древнее, всё церковное и всё славянское… отсюда и мой футуризм, и мой атеизм». О каком событии рассказал Маяковский? (Об экзамене в гимназии по Закону Божию, когда будущего поэта спросили, что означает слово «око», а Маяковский ответил: «Три фунта» - так было по-грузински).
  4. Какой музыкальный инструмент подходит для исполнения ноктюрна? («Флейта водосточных труб»)
  5. «Эта тема сейчас и молитвой у Будды, и у негра вострит на хозяев нож». Какая тема? (Любовь. Цитируется поэма «Про Это»)
  6. «После смерти нам стоять почти что рядом: вы на Пе, а я на эМ». Где и с кем происходит эта встреча Маяковского? (С Пушкиным на Тверском бульваре)
  7. В каком произведении Маяковский выступил в роли автора, главного героя и исполнителя? (Трагедия «Владимир Маяковский»)
  8. Кто, по мнению Маяковского, побежит с его «стихами под мышкой и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым»? (Бог в стихотворении «А всё-таки»)
  9. Малярия, Одесса, хохочущие канделябры… Кто какую новость сообщит герою этой поэмы? (Мария сообщит, что выходит замуж)
  10. С кем Маяковский обсуждал тему «места поэта в рабочем строю»? (С фининспектором)
  11. О ком писал Маяковский: «Ваше имя в платочки рассоплено, ваше имя слюнявит Собинов»? (О Есенине)
  12. В каких произведениях Маяковского встречаются эти числа: а) «тысяча тысяч Бастилий»; б) «сто томов партийных книжек»; в) «сто пятьдесят миллионов»? (а – «Облако в штанах», б – «Во весь голос», в – «150.000.000»)
  13. Кто из героев Маяковского считает «Александра Семёныча Пушкина» автором оперы «Евгений Онегин»? (Победоносиков, герой комедии «Баня»)
  14. Есенин назвал стихи Маяковского «агитезами». Как, в свою очередь, Маяковский отозвался о стихах Есенина? («Кобылезы»)
  15. Восстановите пропущенные слова в реплике Есенина: «Знаешь, почему я – поэт, а Маяковский так себе – непонятная профессия? Потому что у меня <…>, а у него – шиш!» («…родина есть»)
  16. Какая из этих аббревиатур имеет отношение к Маяковскому и как она расшифровывается: ЛЦК, ОБЭРИУ, ЛЕФ, РАПП, СП СССР? (ЛЕФ – Левый фронт)
  17. Кто из русских поэтов «примирил» - уже посмертно – в своих стихах Маяковского и Есенина? (Цветаева)
  18. Вообразив себя в одном из произведений «негром преклонных годов», Маяковский указал на причину, по которой он непременно выучил бы русский язык. Что за причина? («Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин»)
  19. Какая одежда, по словам Маяковского, годится для укутывания души от осмотров? (Жёлтая кофта)
  20. Продолжите цитату: «Профессор, снимите очки-велосипед! Я сам расскажу…» О чём? («…о времени и о себе»)
  21. В каком стихотворении Маяковский отказывается от любой формы самоубийства ради любви? («Лиличка!»)
  22. Назовите адресатов любовной поэзии Маяковского (Мария Денисова, Лиля Брик, Татьяна Яковлева, Вероника Полонская)
  23. Кому Маяковский адресовал «Письмо… о сущности любви»? (Товарищу Кострову)
  24. В каком произведении Маяковского герой видит, как «сидят людей половины»? Из-за чего происходит  их физическое раздвоение? («Прозаседавшиеся». Из-за того, что «в день заседаний на двадцать нужно успеть» им).
  25. Будучи врагом бюрократизма, Маяковский, тем не менее, одному документу даже посвятил отдельное стихотворение. («Стихи о советском паспорте»)

II. Дискуссия: «Бесценных слов мот и транжир»

Командам предлагается защитить или раскритиковать языковые эксперименты Маяковского. Выбор позиции – защита или критика – разыгрываются между командами путём жеребьёвки. Победа присуждается той команде, которая сумела наиболее доказательно изложить по пунктам и отстоять свою точку зрения, опираясь на конкретные примеры использования языковых возможностей в произведениях Маяковского. На защиту позиции выделяется до 2 минут (используются песочные часы). Можно заработать до пяти баллов.

III. Дуэль команд («ты мне – я тебе»): «Я прохожу по строчечному фронту»

Команды задают друг другу по 5 заранее подготовленных вопросов, связанных с героями и цитатами из произведений В.В. Маяковского. Важно, чтобы вопросы охватывали как можно больше произведений поэта разных жанров. За каждый правильный ответ отвечающей команде присуждается 1 балл. Некорректно составленные вопросы (например, двусмысленные или неграмотно сформулированные) приносят минус один балл команде, составившей такой вопрос.  

IV. Соревнование: «Я ухо словом не привык ласкать»

За одну минуту команды должны вспомнить и одновременно записать на выданных листах (один лист на одну команду) как можно больше неологизмов из произведений Маяковского. За каждый неологизм присуждается один балл.  

V. Аналитический практикум: «О времени и о себе»

Команды получают конверты с пятью карточками, содержащими отрывки из произведений Маяковского. Задача в том, чтобы 1) определить, из какого произведения приведён отрывок; 2) найти в отрывке все художественные приёмы, использованные автором, указав цель их использования. За каждую карточку можно получить 2 балла. Таким образом, максимальное число баллов в этом конкурсе – 10.

Карточка 1

Из какого произведения приведён данный отрывок? Какие художественные средства и с какой целью здесь использует поэт?

Я, златоустейший,
чьё каждое слово
душу новородит,
именинит тело,
говорю вам:
мельчайшая пылинка живого
ценнее всего, что я сделаю и сделал!

 

Карточка 2

Из какого произведения приведён данный отрывок? Какие художественные средства и с какой целью здесь использует поэт?

Бойтесь пушкинистов.
                   Старомозгий Плюшкин,
пёрышко держа,
                   полезет с перержавленным.
– Тоже, мол,
                   у ЛЕФов
                            появился Пушкин.
Вот арап!
                   а состязается –
                            с Державиным…

 

Карточка 3

Из какого произведения приведён данный отрывок? Какие художественные средства и с какой целью здесь использует поэт?

Не бойся,
что у меня на шее воловьей
потноживотные женщины мокрой горою сидят, –
это сквозь жизнь я тащу
миллионы огромных чистых любовей
и миллион миллионов маленьких грязных любят.

 

Карточка 4

Из какого произведения приведён данный отрывок? Какие художественные средства и с какой целью здесь использует поэт?

Мне наплевать на бронзы многопудье,
мне наплевать на мраморную слизь.
Сочтёмся славою –
                   ведь мы свои же люди, –
пускай нам общим памятником будет
построенный в боях социализм.

 

Карточка 5

Из какого произведения приведён данный отрывок? Какие художественные средства и с какой целью здесь использует поэт?

Скажу нелицеприятно,
что каждому лицу приятно,
что это опять ваше приятное лицо.

 

Карточка 6

Из какого произведения приведён данный отрывок? Какие художественные средства и с какой целью здесь использует поэт?

Всё равно
любовь моя –
тяжкая гиря ведь –
висит на тебе,
куда ни бежала б.
Дай  хоть в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.

 

Карточка 7

Из какого произведения приведён данный отрывок? Какие художественные средства и с какой целью здесь использует поэт?

А оказывается –
прежде чем начнёт петься,
долго ходят, размозолев от брожения,
и тихо барахтается в тине сердца
глупая вобла воображения.

 

Карточка 8

Из какого произведения приведён данный отрывок? Какие художественные средства и с какой целью здесь использует поэт?

У меня в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
иду – красивый,
двадцатидвухлетний.

 

Карточка 9

Из какого произведения приведён данный отрывок? Какие художественные средства и с какой целью здесь использует поэт?

Настоящий текущий момент
характеризуется тем, что он момент стоячий.

 

Карточка 10

Из какого произведения приведён данный отрывок? Какие художественные средства и с какой целью здесь использует поэт?

Я к вам приду
         в коммунистическое далеко
не так,
         как песенно-есененный провитязь.
Мой стих дойдёт
через хребты веков 
и через головы
         поэтов и правительств.

VI. Конкурс капитанов: «Славьте меня! Я великим не чета…»

Задание капитаны получают заранее: они должны представить свою команду в стиле Маяковского. Можно заработать до 5 баллов.

VII. Конкурс выразительного чтения: «Гранёных строк босой алмазник»

Представитель каждой команды выходит читать стихи Маяковского. Оценивается объём читаемого фрагмента, артистизм и выразительность чтения. Можно заработать до 5 баллов.

VIII. Подведение итогов

В конце игры подводятся итоги, суммируются заработанные командами баллы, объявляется команда-победитель. Капитанам предоставляется слово для того, чтобы они отметили наиболее активных игроков в своей команде, выставили им оценки, которые будут носить для учителя рекомендательный характер и учтены при выставлении «официальных» оценок в журнал. Игроки, в свою очередь, путём тайного голосования выставляют оценку капитану.
Если на уроке присутствуют гости, можно дать именно им поручение оценить работу команд и отдельных игроков. Как правило, мнение посторонних людей воспринимается учащимися как более объективное, не связанное с неизбежно складывающимися в коллективе отношениями симпатии и антипатии как внутри классного коллектива, так и между педагогом и учениками.

Список литературы:

  1. Осмоловский М.В. Зачёт-игра по творчеству А.Н. Островского // Тирасполь: педагогический поиск, №3, 2003.
  2. Осмоловский М.В. Модель современного урока литературы. // Известия Научно-координационного центра Воронежского государственного педагогического университета — Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Воронеж, 2004.
  3. Осмоловский М.В. Технология многоаспектного изучения литературы как учебной дисциплины. Кишинев – Тирасполь, 2004.

11.03.2010