Экологическое образование и воспитание младших школьников

Разделы: Математика, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Пожалуй, нет человека, который не осознаёт свою зависимость от состояния окружающей природной среды, в том числе изменение климата, запасов природных ресурсов, качества воздуха, воды. Вместе с тем существует множество свидетельств низкого уровня экологической культуры у большей части населения России, даже имеющих высокий образовательный уровень.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Можно сказать, что начальная школа — важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практико-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Одна из важнейших задач современной школы – воспитание экологической культуры; вооружение детей навыками экологически грамотного поведения в природе; формирование экологических знаний. В связи с этим выделим компоненты экологической культуры:

В условиях МОУ СОШ № 67 разработана программа учебно-воспитательного процесса экологического образования младших школьников.

Цель программы: формирование экологического сознания детей и ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи программы:

  • формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
  • развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности.

Принципы организации экологического образования и воспитания:

1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

  • интерес к природе;
  • знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;
  • эстетические и нравственные чувства;
  • позитивная деятельность и поведение в природе;
  • мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др.)

Систему экологического воспитания составляют звенья:

Экологическое воспитание в семье.
Экологическое воспитание в школе
Экологическое воспитание в лагере летнего отдыха.
Самообразование и самовоспитание.

Говоря о реализации системы экологического образования и воспитания в школе, следует отметить основные виды деятельности: учебная, внеклассная, внеурочная, учебно-методическая.

Учебная деятельность: образовательная область «Окружающий мир» 1-4-й класс; экологизация содержания других учебных предметов (экологические задачи на уроках математики, экотексты для списывания и диктанты на уроках русского языка, тематическое рисование на уроках ИЗО, чтение и обсуждение произведений М.Пришвина, В.Бианки, Е.Чарушина  в рамках урока литературы и внеклассного чтения и т.д.)

Внеклассная деятельность: общешкольные дела: традиционные мероприятия 15 сентября – День леса, День Здоровья в Михайловской роще, 20 ноября Международный день отказа от курения – выступление агиткомпании, изготовление плакатов, выпуск стенгазет; осенняя неделя технологии и ИЗО с конкурсом поделок из природного материала, КВН по природоведению, Интернет-викторина «Эко-почемучка», выставка рисунков «Пернатые обитатели нашего края», «Эти забавные животные»; турнир-викторина "Охраняемые растения Томской области"; классные часы, уроки на природе, экологические праздники «Осенины», «Овощной турнир».

Внеурочная деятельность: индивидуальная исследовательская работа, подготовка и участие в городских и областных конференциях; экскурсии и походы к памятникам природы Томской области, в Музей леса в Тимирязево, Экологическая ёлка в Доме природы в Лоскутово, занятия в библиотеке «Северная» в экологическом отделе; участие в городской экологической акции «Чистая тропа» и «Подкормите птиц зимой»; семейный проект «Фотоохота на золотую осень», участие в областных конкурсах «Марафон знаний» по окружающему миру, конкурс на лучшее озеленение класса; школьный кружок «Экополюс».

Учебно-методическая деятельность: школьные семинары и научно-практическая конференция 7 апреля во Всемирный день здоровья; методические совещания, самообразование; изучение, распространение опыта работы в области экологического образования.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения.

Реализация нашей программы помогает организовать деятельность учащихся, побуждает детей к изучению родного края, пониманию особенностей природы, культуры, формирует у школьников интерес и привязанность к природе, патриотические чувства, социальную активность.

Природа – наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, которая преобразованная нашим трудом. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего детства. Встреча с природой – всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Интегрированный урок (окружающий мир + математика)

Тема занятия: Лесные производители. 3 класс «Школа 2100»

Цель: формировать представления учащихся об экосистеме леса и закреплять умение решать задачи изученных видов.

Задачи:

  • Познакомить с главными производителями леса – деревьями, кустарниками, со значением лесной экосистемы.
  • Закреплять умение выполнять действия с величинами, умение делить на круглые числа.
  • Создать условия для развития познавательного интереса, умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация «Лесные производители», учебник «Окружающий мир. Обитатели земли. 3 класс» А.А.Вахрушев, тетради по математике, индивидуальные «экраны настроений» у учащихся.

ХОД УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Постановка проблемы  и актуализация знаний – Долгожданный дан звонок!
– Догадайтесь, о чем идет речь в этой загадке:

Богатырь стоит, богат,
Угощает всех ребят.
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.

– Конечно же, мы сегодня будем говорить об экосистеме леса. И начнём с самого главного. С чего, вы узнаете, решив примеры и записав на доске рядом с ответом букву, соответствующую данному значению выражения.

90:30                   Р   Д   В   Ь   Е   Я
1600:100              5   3   7   14   16   8
350:70
160:10
560:80
14000:1000
7200: 900
– Послушайте диалог наших героев. Чем различаются их мнения?

 

 

 

 Какой у вас возникает вопрос?

– Начинается урок!

 

 

 

 

 

– О лесе.

 

 

 

 

– Деревья.

(Заранее подготовленные дети разыгрывают диалог)
Миша. А что такое лес, ты знаешь?
Лена. Конечно, это когда много разных деревьев.
Миша. А ученый бы сказал, что леса – это самые сложные экосистемы на земле.
Лена. А тогда, деревья какую роль играют в этой сложной экосистеме?
– Какую роль выполняют деревья в экосистеме? Почему они главные?

II. Поиск решения проблемы – Отправляемся на виртуальную экскурсию, чтобы поближе познакомиться с лесом. Рассмотрите слайд 2. Расскажите, что можно увидеть в лесу.

1) Деревья. Слайд 3.

– Познакомимся поближе с каждым лесным ярусом – «этажом». К каким группам относятся деревья, листья которых изображены на слайде?
– Выделите отличительный признак для деревьев.
– Назовите известные вам хвойные и лиственные деревья

2) Решение задач

№1 (Устно) Слайд 4.Известно, что лиственница сибирская может дожить до 900 лет, а ель сибирская только до 300. Во сколько раз дольше может прожить лиственница?
№2. Слайд 5.Одно дерево тополя поглощает за пять месяцев (с мая по сентябрь) около 44 кг углекислого газа. Одно дерево дуба за это же время поглощает 28 кг углекислого газа. На сколько кг больше поглощают 100 деревьев тополя, чем 100 деревьев дуба?

– Какую  функцию выполняют деревья?

– Лес – многоэтажная система. Здесь есть деревья, кустарники, травы, грибы, мхи. Все растения приспособились к жизни на своем «этаже» – в борьбе за свет и тепло.
– Хвойные и лиственные деревья.
– Это многолетние растения с крупным, твердым стеблем.
– Хвойные: ель, сосна, пихта, кедр. Лиственные: берёза, клён, тополь, дуб, вяз и другие.

900 : 300 = 3 (раза)

 

(Решение записывают в тетрадь по математике)
1 вариант
1) 100 . (44 – 28) = 160 (кг)
2 вариант
1) 100 . 44 = 440 (кг)
2) 100 . 28 = 280 (кг)
3) 440 – 280 = 160 (кг)
Ответ: на 160 кг СО2  больше поглощают тополя.
– Деревья – природные воздухоочистители, поглощают углекислый газ, выделяют кислород.

Физминутка Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается –
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки.
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперёд
Так деревья ветер гнёт.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
(руки вверх)
(руки в стороны)

(тянемся кверху)

(наклоны в стороны с вытянутыми вверх руками)

(наклоны всем корпусом)

(повороты туловища)

(руки опустили, голову вверх)

  3) Кустарники Слайд 6.

– Рассмотрим следующий ярус. Слайд. Если приглядеться к зеленой стене леса, можно заметить более низкие растения – кустарники. Чем они отличаются от деревьев?
– Назовите кустарники, наиболее распространенные в нашей области.

4) Решение задачи Слайд 7.

№3. Корневые системы кустарников в основном достигают глубины 50-ти см, а корневые системы деревьев примерно 10-ти м. На сколько метров длиннее корневая система у деревьев?

5) Травы. Слайд 8.

Рассмотрите следующий слайд. Выделите отличительный признак для трав.
– Помимо травянистых растений в лесу в тени и во влажных местах растут мхи. И особая группа лесных растений – грибы. Почему они особые?

6) Решение задачи

№4. (Устно) Слайд 9.Сухой мох сфагнум может впитать в 25 раз больше воды, чем его собственный вес. Сколько воды впитает 1кг мха?

 

– Кустарники – многолетние растения, у которых несколько твердых стеблей ответвляется от общего корня.
– Береклест, бузина, сирень. Есть и лекарственные: шиповник, малина, калина, смородина.


1 м = 100 см. 100м = 1000см
1) 1000 – 50 = 950 (см)
Ответ: на 9м50см корневая система деревьев длиннее корневой системы кустарников.

 

– У трав мягкий, зелёный стебель.

– Хотя грибы – растения, они не производители, а разрушители – «мусорщики».

1 . 25 = 25 (кг)

Ответ: 25 кг – литров воды

III. Самостоятельное применение знаний. 7) Работа по учебнику

– Назовите основные части деревьев. Слайд 10.
– Где образуются органические вещества в дереве и как они оказываются в корне?

– Какова роль корня дерева?

– Почему после вырубки леса на этом месте образуется болото?

8) Решение задачи №5. Слайд 11.

Взрослая берёза за сутки испаряет в среднем 80 литров воды, бук – 100 литров, а липа – 200 литров. Сколько вёдер воды ежедневно испаряет каждое из этих деревьев, если одно ведро вмещает 10 литров?

(Читают текст учебника с.59-61)
– Ствол, корни, крона с листьями.
– Органические вещества образуются в листьях, затем перемещаются в корень по стеблю. Минеральные вещества и воду впитывает корень, а затем они по стеблю перемещаются в листья.
– По стволу дерева к кронам поднимается вода, которую испаряют лучи Солнца. Если вырубить деревья, эта вода будет скапливаться, и образуется болото.

1) 80 : 10 = 8 (в)
2)100 : 10 = 10 (в)
3) 200 : 10 = 20 (в)
Ответ: 8. 10, 20 вёдер воды.

IV. Итог урока – Какие «кормильцы» – производители играют важную роль в экосистеме леса? Удалось ли нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока? Слайд 12.
– Как вы понимаете смысл пословиц:

Лес – это богатство и краса, береги наши леса.
Люби лес, люби природу, вечно будешь мил народу.
Враг природы тот, кто лес не бережет.
Срубил дерево – посади два.

– Деревья.

– Да, мы получили интересную информацию об экосистеме леса и ее главных производителях – деревьях.

V. Рефлексия – Покажите экраны настроений. Кто может поделиться своими впечатлениями об уроке? – Дети оценивают свою работу на уроке.
VI. Домашнее задание Текст учебника с. 58-61, на выбор: опережающее задание по подготовке сообщения или составить экологическую задачу об обитателях леса.  

Использованная литература и Internet источники:

  1. А.М.Адам, О.Д. Лукашевич Глоссарий по экологии. Томск. Издательство ТГАСУ.2008
  2. Антипова З.М., Литковская Н.П. Зелёные задачки. ТОИПКРО. Томск 2008.
  3. Вахрушев А.А. Окружающий мир. Обитатели Земли.3 класс. М.: Баласс. 2008
  4. Вахрушев А.А. Окружающий мир. Обитатели Земли.3 класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс. 2009
  5. Завуч начальной школы №8.2006
  6. Преподавание основ охраны природы в начальной школе. Под ред. В.А.Ананьева. Томск 1994
  7. http://wikipedia.tomsk.ru/ru