Внеклассные мероприятия по истории

Разделы: История и обществознание


Ребята уже поделены на две группы, рассаживаются вокруг столов. У доски стоит стол, за который садится экспертная группа (3-5 человек). Перед каждым лежит зачетный лист.
Зачетный лист.

  Творч. задание № 1 № 2 №3 №4 №5 №6 Итог
Команда № 1                
1.
2.
3.
4.
5.
6…
               
Команда № 2                
1.
2.
3.
4.
5.
6…
               

Здесь проставляются баллы команде и каждому члену команды. В конце занятия количество баллов подсчитывается и объявляется всем. Конкурсы оцениваются по 5-бальной системе. Первый – балл за каждое слово, причем оценивается вклад каждого члена команды в общее дело. Творческое задание дается в начале изучения темы. Ребята выбирают его сами. Творческое задание оценивает учитель и передает результат экспертной группе. Ученики выполняют задание от имени иноземного купца, князя, сборщика налогов, новгородца… Индивидуально оценивается и конкурс № 3 – это рассказ по заданной теме.

Оформление доски:

ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД.

«Старовечный и вечно новый
Над рекой поднимается город…»

Звучит музыкальный отрывок из Богатырской симфонии А.Бородина (1-я часть) и отрывок из стихотворения Наровчатова С.:

Старовечный и вечно новый
Над рекой поднимается город…
А по стенам ходит дозором
Больше сотни сильных и рослых.
Иноземец пытливым взором
Не сочтет их кафтанов пестрых…
Горд он колоколом недремным,
Медь гремит его гулко и веще.
Часто скопищем светлым и темным
Вкруг него собирается вече.
Горд торговыми город рядами.
Ой, богато живут новгородцы:
Завалили лавки дарами
Иноверцы да инородцы.

– Чем мы занимались на последних занятиях? (Изучением истории Великого Новгорода)
– Чем мы будем заниматься сегодня? (Подведем итоги изучения Новгорода)
– Итак, сегодня мы действительно подведем итоги того, что узнали ранее. Вы выступите в роли историков-исследователей письменных и вещественных источников, покажите, как вы умеете рассказывать, анализировать данные, как усвоили терминологию.

Конкурс 1. «Отгадай зашифрованные термины» – конкурс кроссвордов.

Команды получают листы с кроссвордом, а капитан еще карточку со списком команды, где ему необходимо против фамилий поставить количество отгаданных слов и записать это слово. Время на выполнение – 3 минуты.

Фамилия, имя количество слово
1.
2.
3.
4.
5.
6…
   

КРОССВОРД.

                                 
              Е                
  Т Р А Т И Г Р А Ф И Я          
      Х         Н   Р              
    Е Ч Е     Ь   А          
О Р О Д И Щ Е     Г       Е     П
  Е Л И Щ Е       И       Р     И
    О Л Т Ы       С       Е     Г
      Г             Т       С     Р
      И       У М И З М А Т И К А
      Я             К       А     Ф
                К А Н Ь         И
                                  К
                                  А

По горизонтали:

1. Наука, изучающая слои, из которых состоит почва.
2. Народное собрание в Новгороде.
3. Поселение, укрепленное валами или просто частоколом.
4. Неукрепленное поселение, современное городищам.
5. Женское украшение.
6. Наука о монетах.
7. Украшение из напаянных на предмет тоненьких золотых или серебряных крученных проволочек, образующих красивые узоры.

По вертикали:

1. Наука, изучающая развитие человеческого общества и закономерности этого развития преимущественно по вещественным историческим источникам.
2. Украшения из множества припаянных на поверхность предмета крошечных золотых или серебряных шариков.
3. Наука о печатях.
4. Материал, на котором писали в Древней Руси.
5. Наука о надписях.

Конкурс 2. «Специалисты по керамике»

На каждый стол даются осколки керамики дьяковской культуры, ямочно-гребенчатой культуры и домонгольского периода, а также современной. Необходимо определить какая керамика старше, обосновать свое мнение. Слово предоставляется по очереди каждой команде.

Конкурс 3. «Расскажу, что знаю»

Представители команд выбирают карточку с заданием, затем команда готовится 2 минуты. После того, как время истечет, слово предоставляется докладчику. Другой команде дается право дополнить ответ и набрать дополнительные баллы.
Карточка № 1 – Рассказать о ремесле Новгорода на основе данных археологии.
Карточка № 2 – Рассказать о берестяных грамотах на основе данных археологии.

Конкурс 4. «Работаем в архиве»

На каждый стол даются карточки с письменными источниками и задания к ним. На вопросы необходимо ответить письменно.

Прочтите внимательно документы и ответьте на вопросы:

Договор Новгорода с князем Ярославом (1263-1272):

«Князь Ярослав! Требуем, чтобы ты, подобно предкам твоим и родителю, утвердил крестным целованием священный обет править новым городом по древнему обычаю, брать одни дары с наших областей, поручать оные только новгородским, а не княжеским чиновникам, не  избирать их без согласия посадника и без вины не сменять тех, которые определены… новгородцами. … в Бежицах ни тебе, ни княгине, ни боярам, ни дворяним твоим сел не иметь, не покупать и не принимать в дар, равно как и в других владениях Новгорода. В Русу можешь ты князь ездить осенью, не летом… Целуй же святой крест, …не через посредников, но сам…мы клянемся тебе, господину князю».

Н.М.Карамзин «История государства Российского»

«1270 г. …ударили в вечевой колокол: настал грозный час суда народного…со всех сторон бежали к Святой Софии решить судьбу отечества. Первым определение сего шумного веча было изгнать Ярослава… Именем Новгорода вручили князю грамоту обвинительную: «Для чего завладел ты двором Моткинича? Для чего взял серебро с бояр Никифора, Романа и Варфоламея? Для чего выводишь отсюда иноземцев? Да будет ныне конец твоему насилию! Иди, куда хочешь, а мы найдем себе князя»».

Обратите внимание на подчеркнутые слова и ответьте на вопросы:

1. Какой орган в Новгороде был высшей властью? Подтвердите это фактами.
2. Какие выводы можно сделать о положении и правах князя в Новгороде? Свои выводы обоснуйте.
3. Как вы считаете кто прав в этой ситуации: новгородцы или князь?
4. Как назвать такое устройство управления обществом?

Конкурс  5. «Работа с вещественными источниками»

Командам даются карточки с заданием, выбирает представитель. Через 2 минуты, карточки зачитываются и обсуждаются.

Карточка 1. Укажите век, к которому относятся найденные браслеты:

а) гладкие, разных цветов, стеклянные;
б) крученые, как веревочка, стеклянные;
в) и те, и другие.

(а) рубеж XIII-XIV вв., б) середина XIII в., в) XII в.) Дается также образец XIIв.

Карточка 2. Расположите по старшинству применения:

а) прозрачные овальные и круглые, гладкие бусины;
б) рубленный бисер;
в) «лимончики» – бусины желтого непрозрачного стекла, похожие на маленькие лимончики.
(б), в), а)).

Конкурс 6. «Анализируем находки»

Командам даются карточки с таблицей, где зашифрованы находки по векам, проанализировать их.

Карточка 1

Век находки

Найдено

орехов

миндаля

X 11 1
XI 77 2
XII 36 1
XIII 4 нет
XIV 3 нет

О чем говорят данные находки. Почему число найденных ореховых скорлупок сначала растет, потом падает?
(Грецкие орехи и миндаль на берегах Ильмень-озера не родятся. В Новгород их привозили всегда с далекого юга по волжскому или днепровскому водным путям, а то каравонными дорогами через степи. В XI столетии степь «контролировали» русичи: даже на Керченском проливе сидел тмутараканский князь Олег. Караваны шли свободно – вкусными орехами лакомились и на Неревском конце.
Но вот положение изменилось: степями овладели сначала половцы, затем татары. Торговля с югом пошла на убыль, а затем и вовсе кончилась. И точно так же, как с бусами и браслетами, мировое событие отозвалось на всем, вплоть до состава новгородского мусора, выметаемого из изб. Пришлось о лакомствах Ирана, Кавказа, Средней Азии, Крыма забыть. Ореховая скорлупа перестала падать на северную землю. И мы теперь почти не находим ее в слоях XIII века.)

Карточка 2

Века

XIV

XIII

XII

Ярусы  8      9     10       11  12      13      14 15     16     17     18     19     20
Количество найденных браслетов 23    36    96     153 273    461    461 271  243   122    69     46      9

Сделайте выводы. Почему число находимых браслетов сначала растет, потом падает?
(Число находимых браслетов быстро растет и в XII веке и в начале XIII века. Больше всего на рубеже этих столетий. Проходит несколько десятков лет, и их сразу становится куда меньше. Крутой перелом падает на середину двадцатых годов XIII в.
Это были страшные годы для русской земли. В 1223 году орды Чингисхана разгромили войска киевлян и их союзников при Калке; в 1237 г. казалось, заколебался мир: татары покорили Русь, хлынули на запад, в Венгрию и Польшу. Разгром был страшный: страна опустела, торговля почти прекратилась, ремесла были заброшены, мастерские опытных художников-стеклодувов разорены, а сами они либо перебиты, либо уведены в Улус Джучиев – Золотую Орду, в лихой полон. Старые привычки и обычаи исчезли, вкусы переменились. Да и самим женщинам русским стало не до побрякушек.)

Учитель: Сегодня вы поработали исследователями. А каков результат этого мы сейчас узнаем. Слово экспертной группе.

(Подводятся итоги и делаются выводы)