Школа в семейном воспитании

Разделы: Работа с родителями


Раздел 1. Актуализация описания проблемы.

Положение детей и их семей имеет важнейшее значение для демографического развития, экономики, воспроизводства населения и трудовых ресурсов, других процессов развития страны. Вместе с тем сложившаяся на сегодня ситуация в этой сфере не может быть признана благополучной по многим параметрам. Наиболее тревожным является распространение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей, различных форм насилия в отношении детей и их эксплуатации, рост подростковой преступности, низкий уровень жизни семей с детьми.

В селе 90 семей, в которых воспитывается 148 детей, из них детей дошкольного возраста – 40, группы раннего развития – 11, учащихся школы –  98.

Социальный паспорт семей:

1. Полная семья – 43.

2. Не полная семья – 47.

  • воспитываются одинокой матерью – 20;
  • мать, находящаяся в разводе – 22 семьи;
  • семьи, где умер отец – 6
  • количество детей, находящихся под опекой – 7
  • детей – инвалидов – 7,
  • родители-пенсионеры – 2.

3. Состав семей:

  • 1 ребенок – 34,
  • 2 ребенка – 46,
  • 3 и более ребенка – 9.

4. Проблемные семьи – 46, в которых преобладает

  • авторитарный стиль воспитания – 8
  • попустительский стиль воспитания – 22
  • алкоголизированные семьи – 16

5. Количество родителей – 133, из них неработающие – 100.

6. Материальное состояние семей:

  • высокий уровень доходов – 4
  • прожиточный минимум – 43
  • ниже прожиточного минимума – 43.

7. Учащиеся, требующие особого внимания:

  • на внутришкольном контроле – 10
  • на учете в инспекции по делам несовершеннолетних – 4

Изучая психологическую ситуацию на протяжении многих лет, можно выделить основные направления во взаимодействии семьи и школы:

  • во многих семьях не сформированы такие качества, как уважительное отношение друг к другу, к старшим товарищам;
  • нет ответственности, за порученное дело, у родителей и детей;
  • целеустремленности, не видят своего будущего;
  • безработица, низкий прожиточный минимум.

Общая схема программы

Наименование программы Общешкольная программа “Школа в семейном воспитании”

Нормативно-правовые
основы
для разработки программы

  • Закон РФ “Об образовании”,
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года,
  • Программа развития школы “Я – личность”
  • Устав МОУ Сузопская средняя общеобразовательная школа Солтонского района Алтайского края
  • Конституция РФ,
  • Конвенция о правах ребенка,
  • Семейный кодекс РФ,
  • ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24.07.1998 г.,
  • Указ президента Российской Федерации “Об основных направлениях государственной семейной политики” от 14.05.1996 г. № 712, 1999 г. № 564
  • Федеральный закон от 29.12.2006. 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.06. 2006г №465 “Об утверждении положения о департаменте медико-социальных проблем семьи, материнства и детства”.
  • Постановление Правительства РФ от 21.03. 2007 г. № 172 (редакция от 14. 02 2008г о федеральной целевой программе “Дети России” на 2007–2010 гг.
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 22 июля 2002 года № 30-51-547/16 “Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях”.
Разработчик
программы
Директор МОУ Сузопская средняя общеобразовательная школа Солтонского района Алтайского края Истошина Н.С.
Цель программы Повышение роли семьи в воспитании личности, готовой жить в высокотехнологичном конкурентном мире; раскрытие способностей каждого ребенка.
Участники программы Администрация, классные руководители, учителя предметники, медработник, библиотекарь, участковый, родители, дети, СДК

Семья – ячейка общества, только во взаимосвязи и взаимопонимании две силы – родители и педагоги, сыграют неоценимую роль в становлении личности ребенка.

 Паспорт программы

Задачи программы:
  • Изучение нормативно-правовой базы
  • Формирование банка современных форм и методов работы с семьей.
  • Внесение изменений и корректив в планы воспитательной работы с учетом запросов уч-ся и их родителей.
  • Использование современных форм и методов работы с семьей.
Основные оценочные
показатели Программы
Мониторинг, анкетные данные, анализ, статистика
Сроки
реализации программы:
2008 – 2010 гг.
Критерии:
1. Уровень информированности педколлектива о современных формах и методах работы с семьей
1.1 Наличие банка современных форм и методов работы с семьей.
1.2 Тематические папки “В помощь классному руководителю в работе с семьей”,
2. Уровень привлечения родителей к решению воспитательных задач школы 2.1 Использование нормативно-правовой базы при решении проблемы взаимодействия школы и семьи.
2.2 Постоянная информированность родителей об основных сферах жизнедеятельности МОУ.
2.3 Участие семей в культурно-досуговой деятельности (общешкольные и классные праздники, традиции “День матери”, “День семьи”, Конкурс “Папа, мама, я – спортивная семья”, родительский лекторий).
2.4 Участие родителей в учебно-воспитательном процессе (дни Знаний, дни открытых дверей, система дополнительного образования детей).
3. Уровень использования современных форм и методов работы с семьей. 3.1 Преобладание интерактивных форм и методов в работе с семьей педагогическими работниками над традиционными.
4. Удовлетворенность родителей психолого-педагогическим, профилактическим, просветительским сопровождением. 4.1 Наличие электронной базы психолого-педагогического мониторинга семей.
4.2 Наличие методических рекомендаций для родителей 
5. Уровень заинтересованности родителей во взаимодействии их со школой. 5.1 Участие родителей в диагностике и анкетировании.
5.2 Посещение классных и общешкольных родительских собраний.
5.3 Внесение предложений родителями по взаимодействию семья-школа

Этапы реализации программы:

Основная деятельность Участники Сроки Ответственные
1 этап – подготовительный (сентябрь 2006 г. – июнь 2007 г.)
1. Формирование психологической готовности к положительному восприятию данного проекта. Рабочая группа Сентябрь Директор, зам. директора
по УВР, кл. руководители
2. Изучение научно-методической литературы, опыта по взаимодействию школы и семьи. Педагогический
коллектив
Сентябрь –октябрь Библиотекарь организатор
3. Разработка плана мероприятий по реализации программы на 2-3 этапах. Педагогический совет Сентябрь –
ноябрь
Директор, зам. директора по УВР, организатор
4. Изучение практики работы педагогических работников по данной проблеме в школе.  Рабочая группа Сентябрь – март Зам. директора по УВР,
кл. руководители
6. Создание научно-методического обеспечения для успешной реализации проекта, экспертиза. Классные руководители Февраль –
май
Зам. директора по УВР
8. Анализ эффективности сложившейся системы работы педагогов с семьей Педагогический
коллектив
Апрель – июнь организатор

Практическая деятельность классных руководителей

1. Выявление семей и детей, находящихся в социально-опасном положении. Классные руководители декабрь организатор
2. Анализ воспитательного потенциала семей школьников    
3. Проведение подворного обхода семей с целью выявления детей школьного возраста, не посещающих школу.

4. Заполнение социального паспорта семей

Инспектор по охране прав детства
классные руководители
Сентябрь –октябрь организатор
5. Создание компьютерной базы данных по семьям учащихся школы. Лаборант Октябрь – декабрь Инспектор по охране прав детства
6. Изучение позитивного опыта семейного воспитания Классные руководители Ноябрь – март организатор
7. Моделирование образовательных связей семья-школа субъектов педагогического социума (учитель, классный руководитель) с представителями служб ЦЗ, отдела по работе с молодежью, представители учебных заведений. Субъекты педагогического социума Январь – апрель Представители

2 этап – практический (август 2008 г. – июнь 2010 г.)

1. Реализация направлений программы. Педагогический коллектив В течение этапа Зам. директора УВР
2. Изучение и анализ инновационной практики педагогических работников в реализации проекта. Рабочая группа Январь – май
2010 г.
Зам. директора по УВР организатор

3 этап – обобщающий (сентябрь 2009 – май 2010 г.)

1. Обработка и интерпретация данных. кл рук. Сентябрь –декабрь Зам. директора
по УВР
2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами. Рабочая группа Январь Зам. директора
по УВР
3. Обобщение опыта работы педагогических работников по реализации проекта. Кл. руководители Сентябрь – февраль Зам. директора
по УВР
4. Разработка методических рекомендаций по внедрению инновационного опыта в другие ОУ. Кл. руководители ШО март Зам. директора
по УВР
5. Проведение научно-практического семинара по обобщению опыта. Учителя школьного округа Март – апрель Администрация
6. Презинтация опыта семейного воспитания в СМИ Педагогический          коллектив В течение этапа директор

Концептуальные основы Программы

Ближайший круг – это семья: родители, жена, дети; следующий круг включает в себя близких и дальних родственников; третий круг – сограждане, и, наконец, четвертый круг – человечество. Мы живем в страшное время: социальная незащищенность гражданина в стране; неуверенность в завтрашнем дне; насилие и жестокость с экранов телевизора; материальные трудности; озлобленность, наркомания, алкоголизм широких слоев населения; разрушение традиционных устоев семьи и т.д. все это привело к тому, что многие семьи не могут сегодня решать воспитательные задачи. Есть родители (их становится, к сожалению все больше) , которых необходимо оградить от детей, чтобы они не калечили их души, которые воспитание детей воспринимают как тяжкое нежелательное бремя, они видят в детях ненужную обузу. Дети остаются наедине со своими вопросами, проблемами, конфликтами. Дома их не понимают, не до них; и они находят себе советчиков, друзей из сверстников или уходят “в себя”. Разрыв между детьми и родителями возникает быстро, а вот воссоединение не всегда происходит гладко и быстро. Кризисные явления в семье толкают на необдуманные поступки как детей, так и родителей. Родителям и учащимся необходима педагогическая помощь, что возможно только при сотрудничестве семьи и школы. В этом деле не помогут разовые меры, необходим системный подход, тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и школы. Семья и школа несут ответственность за воспитание человека, поэтому нужно помогать друг другу, вырабатывать правильный подход к каждому ребенку. Красной строкой в программе “Школа в семейном воспитании” выделяются подпрограммы “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “Устранение нарушений законодательства в сфере профилактике дорожно-транспортного травматизма несовершеннолетних”

Литература

  1. Блошенко В.В. – Классный руководитель, №7, 2004.
  2. Доминова П.С., Поверинова Н.А. – Классный руководитель, №7, 2004.
  3. Жаворонкова А.Ф. – Классный руководитель, №7, 2001.
  4. Арнольдов А.И. Концепция социальной работы. – М., 1993.
  5. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. – Ярославль, 1997.
  6. Библиотека журнала “Директор школы”. Выпуск № 3, 2001. Директору школы о сотрудничестве с родителями, – М.: “Сентябрь”, 2001.
  7. Воспитательный процесс: изучение эффективности. /Под ред. Степанова Е.Н./ – М., “Сфера”, 2001
  8. Голубева Я.В. Проблемные классные часы 10 – 11 класс. – Волгоград, 2006.
  9. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. – Л., 1988.
  10. Гуманизация воспитания в современных условиях. /Под ред. Газмана О.С., Костенчука И.А./ – М., 1995.
  11. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989.
  12. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе – М.: “Академия”, 2002.
  13. Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. – М., 2001.
  14. Новикова Л.И. Школа и среда. – М., 1985.
  15. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Диментьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: “Академия”, 2002.
  16. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., “ЦГЛ”,
  17. “Народное образование”, 2002.
  18. Чепурных Е.Е. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации:

Приложение: Система программных мероприятий.