Технология творческого развития А.З. Рахимова: успехи и проблемы

Разделы: Общепедагогические технологии


Как можно научить детей всех вместе и добиться при этом качественного усвоения учебного материала? Где найти такую технологию, которая бы позволяла строить процесс усвоения учебного материала в форме теоретического анализа изучаемой ситуации, которая бы способствовала формированию диалектического, творческого мышления, развитию способности к саморегуляции своих учебных и поведенческих действий, которая бы обеспечивала четкость усвоения основных понятий, идей, оптимального объёма знаний, навыков, умений по учебному предмету, которая бы устраняла учебную перегрузку.

Знакомство с доктором психологических наук, профессором, академиком Международной академии психологических наук А.З.Рахимовым помогло мне найти ответ на эти и на многие другие вопросы. Десятилетнее изучение опыта продолжателей идей Рахимова (я имею в виду Казыйхановых, авторы книги Математика 1-4 класс.) и сотрудничество с ними привело к серьёзным результатам. Учащиеся, оперируя диалектическими методами познания, строили свою самостоятельную учебную деятельность. Цель обучения достигалась путём решения учебных задач, составленных учениками.

Моя личная задача: научить учащихся учиться вместе, совершать учебную деятельность по формуле Л.С.Выготского “научишься сам, когда научишь другого”. Ведь среди учащихся, объединённых общим интересом к уроку, возникает общее лептонное информационное биополе. При этом, чем сильнее в познавательном процессе коллективное биополе, тем успешнее и эффективнее идет усвоение. К очень хорошим результатам привела коллективная проверка домашних, творческих работ. Работая по этой технологии, я нынче выпускаю третий поток. И уверенно могу сказать, что у меня не было ученика, который приходил на урок, не выполнив домашнее задание. В чем секрет? Проверка домашних работ всегда выполняется по схеме: вспоминание > припоминание > дополнение > выравнивание.

В этой части урока постановкой проблемных вопросов подвожу детей к формулировке учебной задачи. Ребенок четко должен представить себе – что он должен усвоить на данном уроке. Этап завершается самооценкой ученика. А какой младший школьник захочет оценить себя плохой оценкой. Таким образом, технология сама устранила проблему невыполнения домашних заданий.

Во втором этапе урока, во время решения учебной задачи каждое задание, которое выполняют учащиеся, тоже заканчивается проговариванием и самооценкой. Здесь очень важно умелая организация собственной деятельности учащихся. В непосредственном взаимодействии с учителем ученику трудно освоить взрослые, учительские функции, необходимые для того, чтобы научиться учить себя самостоятельно. Для этого ему нужно общение с равными себе, то есть с детьми. Все задания, требующие самооценки и самоконтроля, выполняются лучше, если дети сначала работают сообща, обсуждая свои мнения в малых группах. В этом и заключается преимущество коллективной работы и работы в парах.

В учебном процессе необходимо постепенно передавать выполнение отдельных элементов учебной деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без вмешательства учителя. Эту работу я начинала с формирования самостоятельного контроля. Детей в первую очередь учу контролировать друг-друга и самих себя. Работая по этой технологии, мне неоднократно приходилось своим коллегам и родителям доказывать эффективность самооценочной деятельности. Ведь у нас многие думают, что только учитель может оценить детей объективно. Увы! Я с этим не согласна! Нельзя забывать, что развитие способности к самооценке является основой формирования самосознания и нравственности.

Контрольно-оценочная функция выполняется учащимися через систему контроля и самооценки по решению творческих задач. Это происходит на третьем (рефлексивно-оценочном) этапе урока. Итоговую рефлексию проводят учитель и дети с учетом поэтапной рефлексии и мини оценок, которые учащиеся выставили себе по результатам степени усвоения или решения учебной задачи.

Полноценная учебная деятельность и рефлексия невозможны вне действия моделирования способов решения в графической знаковой или буквенной форме. Учебное моделирование является важнейшим средством творческого усвоения теоретических знаний, обобщенных способов действия. В модели фиксируются всеобщие отношения, выделенные в процессе преобразования условий учебной задачи, которые нельзя наблюдать непосредственно. Учебное моделирование – наглядное изображение умственных действий по решению учебной задачи. А как шестилетнего первоклассника включить в познавательный процесс? Для примера рассмотрим урок литературного чтения. Включение каждого первоклассника в процесс познания и овладения литературоведческими понятиями на уроках чтения проводиться с помощью моделирования.

Моделирование позволяет формировать литературоведческие понятия “жанр” и “тема” через активную познавательную игру. Дети читают или слушают какое-либо произведение. Учитель задает вопрос: “Что мы читали?!” или “Что я вам прочитала?!” Дети рисуют и показывают модель. Это позволяет учителю в течение 1-2 секунды проверить работу всего класса. Каждый ребёнок выполняет задание в соответствии со своими возможностями.

На уроках по обучению грамоте с первых дней дети пишут диктанты с помощью моделирования.

Такая организация учебно-познавательного процесса потребовала от меня существенной перестройки структуры урока, много сил и знаний. Я вижу радостные лица детей, чувствую удовлетворение от своей работы, так как результаты говорят сами за себя. В классе успевают все дети. Из них 85-95% на “4” и “5”. Повысилась мотивация у учащихся, усилился познавательный интерес к предметам. Школьники решают задачи на анализ ситуации, на постановку новых проблем, на способность планировать свои действия, на способность моделирования и рефлексии.

Несмотря на то, что данная система не нашла последователей в старшей школе, навыки работы с моделями сохранились, получили развитие и помогли ученикам успешно сдать выпускные экзамены в форме ЕГЭ: средний балл учащихся первого потока по математике – 4,2, по русскому языку – 4,3. И все ученики поступили в высшее учебное заведение, успешно сдав вступительные экзамены. Однако конечный результат показывает, что работа по данной технологии была ненапрасной. Это мои успехи.

Есть, конечно, и проблемы. В первый же год работы я столкнулась с проблемой – плохой почерк в тетрадях на уроках математики. Приходилось выслушивать упреки родителей. Действительно, отсутствовали навыки работы с карандашом и линейкой, отмечалось принципиально неверное написание цифр, было обидно видеть правильное решение сложных задач в скверном оформлении. Программа по математике предусматривала формирование лишь математических способностей. В ней не было специальных заданий – прописей и не отводилось время на упражнение по чистописанию. Учитывая сложность содержания записей, наличие схем, новых обозначений, нетрадиционность оформлений решений (программа все-таки особая), во втором классе было необходимо закрепить навыки чистописания именно в тетрадях математики. Для этого мне самой приходилось придумывать специальные упражнения по чистописанию. Проводила “минутки копирования”, которые пользовались большой популярностью у детей и заключались в перерисовывании сюжетных картинок, растительных орнаментов через прозрачную бумагу (кальку) или с помощью копирки. Итогом внедрения в основной курс математики минутки чистописания стал синтез успехов в решении математических заданий и аккуратное, грамотное оформление работ с использованием чертежных инструментов. Теперь, имея опыт, эту работу я начинаю с первого класса.

Таким образом, адаптироваться к данной программе после традиционной школы не так-то просто. Учителю, не имеющему опыта работы, начинать по этой технологии было бы нелегко. Потому что цель в системе развивающего обучения – сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию. Знания здесь являются не самоцелью, как в традиционной школе, только средством.

В заключение хочу привести слова Д.Б. Эльконина: “Позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека совершенствующего самого себя”.