"Чтобы не возникали трудности" (практические советы)

Разделы: Работа с родителями


Совет первый.

Основной совет: не забывайте о том, что ваш ребенок нуждается в помощи и защите. Не имеет никакого смысла ругать его за недостаточно высокие показатели, необходимо прежде всего разобраться чем вызваны неудачи.

Иногда младший школьник не может справиться с учебной программой только потому, что у него есть серьезные проблемы со здоровьем. Детский организм очень хрупок и подвержен различным влияниям извне. Достаточно ребенку несколько раз перенести сильную простуду или грипп, чтобы осложнения всерьез подорвали его здоровье. Может произойти, что у ребенка внезапно ухудшилось зрение или слух, поэтому ему стало труднее справиться с учебой.

Родителям нужно как можно внимательнее наблюдать за своим ребенком. Если он постоянно жалуется на боли в животе или на головную боль, плохое самочувствие или слабость, следует немедленно проконсультироваться с врачом. Потому что только здоровый ребенок может самым оптимальным образом справляться с учебными нагрузками.

Совет второй.

Родителям важно помнить, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от целого ряда факторов. В первую очередь от развития и уровня созревания нервной системы. Многочисленные исследования ученых подтвердили взаимосвязь мышления и других познавательных процессов и пальцевой моторики рук.

Например, уровень развития детей напрямую зависит от состояния пальцевой моторики, то есть чем более сформированы точные движения рук, тем более высок уровень развития речи. Именно поэтому можно порекомендовать родителям, начиная с раннего возраста, обязательно уделять внимание тренировке пальцев рук. Ребенка можно заинтересовать играми с конструктором , состоящим из мелких деталей, лепкой из пластилина, изготовлением небольших поделок. Наибольший эффект будет если взрослые будут играть вместе с ребенком, чтобы вовремя дать нужный совет, а также понаблюдать за успехами ребенка. Такие занятия не только развивают мелкую моторику рук, но и приучают к наблюдательности, воспитывают целенаправленность в деятельности, внимание и усидчивость.

Совет третий.

Если у ребенка имеются трудности со звукопроизношением, то родителям необходимо уделять этому особое внимание. Нужно стараться обращать внимание ребенка на правильное произношение звуков, вызывающих сложность. Чтобы в памяти ребенка имелся звуковой «эталон» для подражания, который можно воспроизвести самостоятельно.

В качестве тренировочных упражнений можно использовать загадки, чистоговорки, потешки, скороговорки. Первоначально ребенок должен научиться произносить скороговорки медленно, четко произнося все звуки в словах. Со временем следует увеличивать скорость произношения. Скороговорки помогают улучшить подвижность мышц языка; закрепить правильное произношение звуков; выработать четкую дикцию. Все это, безусловно, будет способствовать дальнейшим успехам ребенка в обучении.

Иногда ребенок с трудом запоминает скороговорки просто потому, что их смысл ускользает от него. На занятиях следует ответить на все вопросы ребенка, связанные с той или иной скороговоркой. Лучше не заставлять ребенка учить одновременно несколько скороговорок, чтобы не запутать его.

Совет четвертый.

Очень часто ребенку трудно справиться с тем или иным школьным предметом. В этом случае задача родителей - не только создать ребенку оптимальную атмосферу, но и включиться самостоятельно в учебный процесс. Младшему школьнику намного легче будет справляться с заданиями, если они будут построены в форме увлекательной игры. Если ребенок с трудом запоминает цифры, испытывает сложности с арифметическими действиями, значит, игра должна быть направлена на то, чтобы увлечь его математикой. Предлагайте ребенку проделать простейшие или более сложные арифметические расчеты. Например, на прогулке предложите ему сосчитать, сколько домов, собак, машин… вы увидели на своем пути. Вы сами можете составить задания на счет и сравнение тех предметов, которые интересны ребенку.

Простейшие арифметические действия могут касаться любых предметов, которые есть в наличии. Например, можно предложить сосчитать, сколько яблок, конфет, бананов находится на столе или нарисовано на картинке.

Очень часто ребенку проще считать не абстрактные цифры, а конкретные предметы, которые он видит воочию. Как только он привыкнет к наглядным примерам, можно переходить к письменному выполнению заданий. И, как только у ребенка возникают трудности в счете, можно снова использовать наглядные примеры для подсказки.

Совет пятый.

Трудности, которые возникают у младшего школьника, не должны казаться родителям чем-то из ряда вон выходящим. Напротив, любые проблемы и трудности на раннем этапе обучения – это совершенно нормально. Ведь ребенок открывает для себя новый мир, немудрено, что сразу ему бывает очень трудно во всем разобраться. Многие родители сталкиваются с такой проблемой, - трудности с правописанием у ребенка. При этом часто сами родители недоумевают, почему буквально в каждом слове ребенок делает ошибки. Ведь он старательно учит все правила, содержащиеся в учебниках по русскому языку.

Причина в том, что часто ребенок учит правила механически, не видит при этом никакой связи с практическими заданиями. Научить ребенка грамотно писать, между тем, совсем несложно. Многие педагоги уже давно используют весьма простой, но эффективный метод, который позволяет научить писать грамотно как ребенка, так и взрослого человека. Краткая историческая справка: данный метод основан на исследованиях Дмитрия Ивановича Тихомирова, которые проводились в 19 веке. В 1888году Д.И.Тихомирову Петербургским комитетом грамотности была присуждена Большая золотая медаль.

Очень кратко о данном методе можно сказать словами самого Тихомирова: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают – мы говорим не так, как пишем».

Если опираться на теорию данного метода, можно без особых усилий помочь своему ребенку победить трудности в правописании. На практике данный метод очень прост. Как все мы хорошо знаем, любые слова можно разбить на слоги. В каждом слоге есть гласный звук, то есть своя «вершина». Согласные звуки, из которых состоит слог, произносится в более низком звучании. Один слог – это одна отдельная единица слова.

Когда дети учатся читать, прежде всего, они учатся читать по слогам, и только уже потом читают целые слова. После того, как ребенок научился читать, к чтению по слогам он уже не возвращается. Но оказывается напрасно. Потому что для того, чтобы научиться грамотно писать, следует снова вернуться к слогам.

Во время занятия вам следует дать ребенку какой-либо текст и предложить его прочитать так, как он написан. То есть ребенок должен разбить каждое слово на слоги и прочитать все эти слова четко и достаточно быстро. Конечно, если встречаются короткие или простые слова, то их можно не разбивать. Если ребенку правильно объяснить, что от него требуется, никаких сложностей при таком методе чтения не возникнет. Напротив, обычно дети с интересом воспринимают такое необычное чтение.

Сначала ребенок должен прочитать текст по слогам так, как этот текст написан. Потом ему следует прочитать этот же текст так, как мы читаем обычно, не проговаривая четко какие-то звуки и не разделяя слова на слоги. Такие занятия надо сделать регулярными. Автоматически ребенок запоминает правильное написание слов. Соответственно, в дальнейшем он уже не будет делать ошибок. Единственное условие - подобные занятия должны стать регулярными, лучше проводить их каждый день. Не рекомендуется заставлять ребенка заниматься самостоятельно, кто-то из взрослых обязательно должен наблюдать за чтением ребенка. Если ребенок прочитал какое-то слово так, как мы говорим, то следует попросить его прочитать слово так, как оно написано.

Если ребенку не исполнилось еще 8 лет, то занятия лучше проводить не более 5-10 минут, если больше 8 лет, можно продлить до 15 минут. Дольше заниматься не имеет смысла, потому что моторика отключается, соответственно, чтение оказывается бесполезным.

Регулярные занятия помогут сформировать языковую грамотность, так что в дальнейшем ребенок уже не будет испытывать трудности в написании слов. Для чтения лучше всего выбирать увлекательные и интересные произведения, которые ребенок с интересом читает или слушает в свободное время.

Совет шестой.

Трудности с обучением могут возникнуть еще и потому, что ребенок не умеет себя контролировать. На первом месте для него стоят собственные желания, и только потом – необходимость подчиняться, выполнять задания. Соответственно, ребенок стремится постоянно откладывать скучные и неинтересные дела, например выполнение домашнего задания. Разумеется, подобное поведение не может способствовать достижению каких-либо значительных успехов. При этом ребенок может прекрасно запоминать все, что было пройдено на уроке, обладать высоким интеллектом и способностями. Родители в первую очередь должны помочь ребенку в овладении навыками самоконтроля и самодисциплины.

Прежде всего, ребенок должен видеть наглядный пример поведения взрослых в своей семье. Если родители являются ответственными и дисциплинированными людьми, то у ребенка не бывает особых проблем с дисциплиной и самоконтролем.

Очень важно, чтобы все члены семьи придерживались определенных правил в воспитании ребенка. Иногда бывает, что кто-то из членов семьи, например бабушка или тетя, из любви к ребенку разрешают ему допустить определенные поблажки. Делают за него уроки, разрешают не ходить в школу без всяких видимых причин. Таким образом, в сознании ребенка откладывается, что можно игнорировать собственные обязанности, если возникает такое желание. Разумеется, по мере взросления ребенка становится все труднее и труднее контролировать его. Поэтому следует всем членам семьи придерживаться определенных правил, направленных на развитие в ребенке самоконтроля и чувства ответственности.

Совет седьмой.

Все дети абсолютно разные. Иногда ребенок может быть чрезмерно ранимым и чувствительным, поэтому он все свои ошибки, неудачи воспринимает более болезненно. Именно поэтому достаточно учителю один-единственный раз покритиковать ребенка, сделать ему замечание, как тот начинает отрицательно воспринимать, как самого учителя, так и школу на уроках будет находиться в состоянии сильнейшего нервного напряжения. Отсутствие чувства уверенности в себе и в своих силах приводит к неприятностям. Очень часто ребенок боится неудач, ему кажется, что у всех окружающих все удается намного лучше, чем у него.

Если с вашим ребенком творится нечто подобное, ваша задача – обязательно помочь ему. Прежде всего, постарайтесь, чтобы дома ваш ребенок чувствовал поддержку, а не становился постоянным объектом для критики. Вы можете проводить со своим ребенком различные тренинги по формированию уверенности в себе. В первую очередь необходимо моделировать такие ситуации, чтобы ребенок больше общался с незнакомыми людьми. Например, предложите вашему ребенку в магазине самостоятельно сделать покупку; задать продавцу какие-то вопросы, касающиеся данной покупки.

Для того, чтобы ребенок более успешно приобретал социальные навыки, вы можете записать его в спортивную секцию, художественную студию или какой-либо кружок. Разумеется, следует учитывать интересы самого ребенка, если его совершенно не привлекает музыка или гимнастика, то занятия не принесут никакого положительного результата.

Совет восьмой.

Некоторые младшие школьники иногда прекрасно знают учебный материал, но испытывают страх перед необходимостью устного ответа. Соответственно, им психологически нелегко отвечать у доски. Чаще всего такие проблемы возникают у детей, которые не посещали детский сад, а воспитывались дома и по этой причине лишены навыков общения в коллективе.

Вы можете устроить дома с ребенком ролевую игру, которая может быть своеобразным психологическим тренингом, например, игра «в школу». Ребенок поочередно исполняет роль ученика и учителя. Когда ребенок пробует на себе роль учителя, вы сами являетесь учеником. Задача ребенка – объяснить вам новый материал. Разумеется, что перед объяснением ребенок должен хорошо выучить то, о чем ему предстоит говорить. В роли учеников также могут выступать другие ваши родственники или знакомые. Ребенок будет постепенно привыкать к тому, что его слушают, поэтому ему будет легче отвечать у доски в школе.

Совет девятый.

Игра – великолепный помощник для младшего школьника. С помощью игровых методик можно существенно улучшить успеваемость вашего ребенка. Некоторым младшим школьникам нелегко дается изучение иностранного языка, трудно идет запоминание иностранных слов. Соответственно, вы можете помочь – создать дома игровую ситуацию, при которой все домочадцы так или иначе начнут произносить именно иностранные фразы. Разумеется, фразы должны быть простыми, иначе ребенок еще больше запутается.

Также вы можете сделать яркие рисунки разных предметов и написать их названия на иностранном языке. Такие картинки следует развесить по всему дому, чтобы ребенок постепенно запоминал все названия. Почаще включайте песни или другие записи на иностранном языке, который учит ваш ребенок. Пока еще он сам не сможет понять смысл песни, поэтому вам нужно помогать ему. Если вы сами хорошо знаете иностранный язык, то по мере возможности беседуйте с ребенком. Если не обладаете подобными знаниями, можете обратиться к кому-то из знакомых или нанять специалиста-репетитора.

Совет десятый.

Если ваш ребенок воспитывался до школы дома, то его может подстерегать достаточно серьезная проблема - неумение отстаивать свое мнение, желание идти на поводу у психологически более сильных сверстников. Возможно, ребенок очень хорошо воспитан, привык беспрекословно выполнять чужие просьбы. Поэтому ему трудно отказать в любой просьбе, даже если ее выполнение ему не по душе. Задача родителей – помочь ребенку отстаивать свое собственное «Я».

В данном случае можно порекомендовать игру, в которой ребенку необходимо говорить «нет» в ответ на просьбы, не устраивающие его.

Иногда ребенок бывает слишком агрессивен, и именно это оказывается причиной того, что он чувствует себя в коллективе не лучшим образом. Вполне возможно, что родители и другие домочадцы всегда стремились выполнять все капризы и прихоти ребенка. Иногда ребенок начинает копировать поведение своих властных родителей, переносить подобную модель общения на детский коллектив. Разумеется, родителям необходимо найти к своему ребенку подход, чтобы умерить его агрессию по отношению к сверстникам. Можно порекомендовать вместе с ребенком читать истории, сказки или смотреть фильмы, в которых речь идет о злых и упрямых героях. После совместного чтения или просмотра следует вместе с ребенком проанализировать поведение героев, чтобы он сам мог сделать вывод – кому чаще улыбается удача, злым или добрым людям.

Но одних разговоров, безусловно, недостаточно. На ребенка гораздо в большей степени влияет личный пример родителей. Если сами родители проявляют агрессию по отношению к нему, то и ребенок будет вести себя также.

При возникновении тех или иных трудностей надо понимать, что взаимодействие родителей с учителями, работающими с детьми, ускорит устранение проблемных ситуаций.

Воспитывая, обучая ребенка, родители, учителя должны сделать его детство радостным, насыщенным посильным трудом и творчеством. Пора детства несет свои проблемы, свои трудности, свои нравственные коллизии, но все же это бесспорно лучшее время в жизни каждого человека.

Закончить хотелось бы словами В.А. Сухомлинского: «Это заветное желание каждого отца, каждой матери – чтобы детям хотелось хорошо учиться. Чем же пробудить это хотение, желание? Оно имеет своим источником желание принести матери и отцу радость. А это желание пробуждается в детском сердце лишь тогда, когда ребенок уже пережил, испытал радость творения добра для людей. Я глубоко убежден, что заставить ребенка хорошо учиться можно, пробудив его к добрым поступкам для блага людей, утвердив в его сердце чуткость к окружающему миру, воспитав способность познавать душевный мир другого человека сердцем».

Желаю вам успехов на этом трудном пути!