Риторика как новая технология формирования коммуникативной компетенции

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии


Как известно, значение культуры речи в жизни общества, как и в личной судьбе каждого человека, велико. Однако умеем ли мы использовать в речи неисчерпаемые возможности языка? Всегда ли правильно пользуемся им? По мнению исследователей, функциональная неграмотность – глобальная болезнь молодых людей 20-го столетия.

Как остановить девальвацию языка, возродить культуру речи?

Жизнь ставит перед школой в целом и перед учителем в частности труднейшую задачу: как и чем вооружить подрастающего человека, чтобы помочь ему противостоять и не сдаться натиску бескультурья и хамства?

Совет Европы определил пять ключевых компетенций, которыми школы должны были бы вооружить молодых европейцев, среди них компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением. «Коммуникативная компетенция – это владение всеми видами коммуникативно – направленной речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения: при создании устного/письменного текста как источника информации, будучи в коммуникативной позиции автора(адресанта), и при его восприятии, понимании(анализе), целостной интерпретации и создании текста – отклика на исходный текст в позиции адресата». (ГОС ФК, 2004.)

Проблема развития культуры речи и коммуникативных способностей детей многогранна и необъятна и является одной из самых актуальных в современном образовании.

С изменением социального заказа общества к школе повысился уровень требований к коммуникативно-речевой культуре учащихся. Это нашло отражение в изменении содержания нормативных документов и необходимости создания новых.

В условиях поиска уже в конце 80-х годов оригинальной и новаторской выглядела концепция А.Ю. Купаловой, которая изложила подходы к созданию коммуникативно направленного курса русского языка.

Существенным шагом со стороны государства к решению обозначившейся проблемы было введение риторики в общеобразовательный процесс.

Уже около 20-ти лет риторика как учебный предмет «прописалась» в наших школах. Правда, стоит отметить, что где-то ей дали зеленый свет, а где-то она живет на правах падчерицы, а где-то в условиях кризиса ее вновь исключили из учебного плана: не было раньше - не будет и теперь…

А риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. В разные времена в нее вкладывали разное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (устной и письменной), и как наука и искусство устной речи.

В современных работах риторика рассматривается как комплексная дисциплина, способствующая формированию коммуникативной компетенции учащихся.

В последние годы появилось много программ и учебников по риторике, культуре речи. Многообразие учебников и программ соответствует современным тенденциям развития образования: у педагогов и школьников должна быть возможность выбора – один из обязательных признаков демократической школы.

Хочется в этом потоке многообразия обратить внимание на региональную программу Свердловской области по учебному предмету «Речь и культура общения» (практическая риторика), разработанную Д.И. Архаровой, Т.А. Долининой и А.П.Чудиновым и ориентированную на обычную школу.

Особенности предлагаемых программ отмечены авторами в методических пособиях к комплекту учебников 5-9 классов. В программах и учебниках для среднего звена совмещаются темы, ориентированные и на риторику, и на общее развитие речи; особое внимание уделяется коммуникативной ситуации и её составляющим; коммуникативным типам речи; работе над текстами, системе топов, правильности и выразительным средствам русской речи; речевому этикету.

Согласно основной идее данной концепции нужно обеспечить личности коммуникативный успех, что является одной из составляющих социальной адаптивности, мобильности и безопасности личности.

Достижение коммуникативного успеха в любой ситуации общения возможно с помощью ситуативно уместного текста (СУТ), поэтому центральным понятием курса становится текст, понимать и создавать который по всем правилам и законам речевой деятельности (РД) учатся школьники.

При таком подходе объектом изучения выступает речь (текст), а предметом исследования становится риторическая деятельность в речевом общении. Риторическая деятельность при этом рассматривается как процесс: читаю ситуацию, создаю высказывание, методом экспресс-анализа оцениваю коммуникативную успешность.

Автор создает свой текст по определённым законам. Он изобретает его содержание (тему, основную мысль, систему аргументов), располагает этот материал (работает с композицией), заботится о речевом оформлении. Всё это делается для того, чтобы донести важную для автора мысль до планируемого адресата в единстве с формой и авторскими целями, в единстве авторской мысли и чувства.

Читатель – слушатель тоже действует по законам риторической деятельности. Он исследует в тексте результаты авторской работы на этапах изобретения, расположения и использования изобразительно-выразительных средств.

Текст характеризуется определенными параметрами, среди них есть постоянные параметры (универсальные), которые в учебных пособиях названы риторическими, или логико-риторическими.

По мысли авторов данной программы, тип речи является параметром, объединяющим все остальные логико-риторические характеристики текста, и может быть рассмотрен как некая смысловая модель, предопределяющая варианты авторского выбора содержания и адресного восприятие текста.

Каждый тип речи имеет свои, свойственные только ему смысловые модели.

Основных типов речи всего только три, они узнаваемы в потоке речи и при известной обученности могут быть четче, быстрее восприняты адресатом. А это чрезвычайно важно для достижения взаимопонимания на уровне «мысль – слово».

Как организовать работу учащихся с исходным авторским текстом и в ответ создать свой собственный – это по существу главная проблема в системе уроков риторики в 5-9-х классах.

Особенностью обучения является то, что авторы называют «технологичностью»: обучение осуществляется в целостной системе, где есть учитель, ученики, есть содержание (дидактические тексты), есть формы и методы работы с ними, нацеленные на конечный результат.

В учебных пособиях по данной концепции используются два основных вида текстов – образцовые и дефектные.

Основная часть содержащихся в пособиях фрагментов из публицистических, научных, реже художественных текстов предполагает анализ их композиции, жанровых особенностей, выразительности, выявление стратегии и тактики автора, их тезисов и доводов, характеристики риторических фигур и тропов, оценки эффективности речевого воздействия. Монологический письменный текст является приоритетным при изучении, т.к. на нем можно внимательно рассмотреть все речевые механизмы(изобретение, расположение, оформление), необходимые для СУТ.

Ремеслу учат упражнениями, поэтому организовать работу с текстом и помогают упражнения, система заданий которых позволяет исследовать текст, проникнуть в творческую лабораторию автора.

Риторический анализ текста может быть одноаспектным и комплексным.

Содержание курса риторики, оставаясь «содержанием» в узком смысле, становится основой обучения: приобретаемая риторическая эрудиция формируется не только теоретически, но и практически. Риторика становится и содержанием, и технологией общения.

Ведущими способами деятельности (формы и методы) являются речевые упражнения, в том числе и с игровыми элементами, коммуникативные и ситуационные игры, образец риторической деятельности, демонстрируемый учителем, анализ текстов по заданному алгоритму с обязательным включением рефлексии.

Названные формы можно объединить понятием, введенным разработчиками программы «риторический тренинг», где риторическая деятельность приобретает творческий, личностно окрашенный характер. При этом важно учитывать принцип нарастания сложности.

Важным в обучении риторике считается и принцип концентричности (повторяемости).

В целях прочного усвоения знаний существенным является рационализация и оптимизация учебного материала, отбор главного, существенного, актуального в содержании курса, а также активизация творческой и самостоятельной деятельности учащихся при сохранении принципов научности, целостности, системности.

Организация учебного процесса идет в форме коллективного диалога между учащимися, участвуя в котором каждый ученик вынужден подвергать свою точку зрения критическому осмыслению, оценке, считаться с носителями других точек зрения. Включение в диалог учителя только как равноправного участника позволяет помочь ученикам сформулировать свои точки зрения на ситуацию, акцентировать наиболее содержательные из них, найти нужные аргументы, благодаря чему диалог приобретает характер обмена мыслями.

Для реализации поставленной цели(способствовать развитию личности ребенка в процессе коммуникативного речетворчества), особое внимание педагог должен обратить на нравственные аспекты общения: уважение к авторскому замыслу, отсутствие силовых позиций в общении, желательность создания «ситуации успеха», признание права на ошибку в процессе речевой творческой деятельности.

Если суммировать сказанное о системе работы с текстом как центральном понятии курса риторики, то можно отметить, что курс строится на интерпретации предложенных текстов разных типов речи, разных жанров и разных стилей с минимумом активных речевых действий вначале и с последующим наращиванием интенсивности через создание благоприятных условий, стимулирующих речевую деятельность учащихся, и личное речевое воздействие учителя. Для деятельности человека, воспринимающего текст и понимающего его содержание, существуют надежные проверенные алгоритмы.

Несколько лет работы привели к пониманию того, что риторика – это учебный предмет, имеющий практическую направленность.

Риторика как учебный предмет должна была показать ученику важность, трудность и необходимость обдумывания замысла любого текста и вооружить его алгоритмом создания текста.

С адресатом речи и ситуацией, в которой речь произносится, с целеполаганием, возможностью результатов той или иной речи не работает ни один из существующих ныне школьных предметов. Никто не учит рефлексии, нигде не говорили мы о создании гармоничного создания слова, мысли и действия как способе выражения личности.

Риторика может выступать как интеграционный предмет, т.к. является хорошим инструментом для более быстрого включения детей в учебную деятельность в рамках технологии РО.

Риторические технологии могут быть использованы на уроках русского языка при формировании грамматических понятий, для обобщения лекционного материала, представленного учебником или учителем, для работы с текстами упражнений, а также для подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме изложения.

Использование риторических технологий помогает при анализе литературных произведений: нужно прокомментировать речевое событие, чтобы понять характер героя, замысел автора.

Структура логографа разных типов речи используется при работе с учебными текстами. Работа, которая дает реальный результат: дети не просто учатся пересказывать прочитанное, напрягая свою память, боясь ошибиться, а, пользуясь записями, воспроизводят содержание прочитанного материала, вложив свой труд в это задание.

Те закономерности, которые ученик открывал, познавал и анализировал в авторском произведении, он пробует применить в собственном тексте. На этой основе строится работа с творческими заданиями к изложениям, подготовка к сочинениям на литературную тему и создание рефератов по выбранной теме.

Работу с учебным текстом на основе риторических технологий можно рекомендовать учителям-предметникам, потому что все мы вместе и каждый в отдельности работаем с текстом и хотим, чтобы учащиеся умели его читать и в ответ воспроизводить свой собственный.

Риторические технологии работают на мотивацию обучения, помогают развивать речь учащихся и их творческие возможности, дают навыки работы в коллективе, позволяют взаимодействовать с окружающими людьми, обеспечивают коммуникативную компетенцию личности и ее успешность в обществе.

Риторика позволяет объединить вопросы культуры поведения, культуры мышления и речи; может выступать как основа для разработки концепции обучения.