Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Былинные герои, князья-воители и полководцы – защитники Отечества"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  1. Дать детям знания о русских богатырях – былинных героях, князьях-воителях и полководцах – защитниках Отечества.
  2. Показать ум, преданность Отечеству, непоколебимость и бесстрашие в борьбе с врагами.
  3. Рассмотреть доспехи и оружие древних русских воинов.
  4. Познакомить детей с некоторыми моментами истории Отечества: Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа; с тем, как увековечена память тех, кто защищал Россию в те времена.
  5. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.
  6. Формировать навыки общения между детьми и взрослыми.

Материалы:

  • Репродукция В. Васнецова “Три богатыря”.
  • Портреты царей, князей-воителей, полководцев, героев войны 1812 года.
  • Иллюстрации с изображением достопримечательностей города, связанных с этими историческими событиями: Бородинской панорамы, памятника М.И. Кутузову, Триумфальной арки, общего вида Кутузовского проспекта.
  • Военные атрибуты: кольчуга, шлемы, бармица, щит, меч, лук, стрелы, булава.
  • CD-диски: “Защитники Отечества”, “Россия – Родина моя”.
  • Кантата С. Прокофьева “Александр Невский”.

Словарная работа:

  • Отечество – земля, на которой родились и живут люди.
  • Доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица).
  • Оружие богатырей: копьё, меч, лук со стрелами, булава-палица.
  • Дружина, дружинник, боевой орден, несметная рать, княжеские полки, засада.

Ход занятия.

Звучит музыка. Дети входят в зал и осматриваются.

Экскурсовод. Мы находимся с вами в Музее доблести и славы воинов русской земли. Прежде чем приступить к осмотру экспозиции, необходимо вспомнить...

Дети. Правила поведения в музее.

Экскурсовод. Какие же правила вы знаете?

Дети.

В музеях нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям, находящимся в этом зале.

В музее надо внимательно слушать экскурсовода, тогда узнаешь много интересного.

Нельзя трогать музейные экспонаты руками.

Экскурсовод. Как вы думаете, почему?

Дети. Экспонаты старые, они могут рассыпаться, вещи станут грязными от наших рук, а стирать их нельзя.

Экскурсовод. Всё, что вы сказали, правильно. Теперь можно начинать знакомство с экспозицией этого зала. Экспозиция, представленная здесь, включает в себя историю воинской доблести и славы с древних времён до настоящего времени.

Друзья мои, мы уже много раз произнесли слова: экспонат, экспозиция. Что такое экспонат, экспозиция?

Дети. Вещи, предметы, выставка.

Экскурсовод. Правильно!

Дети с экскурсоводом подходят к репродукции картины В. Васнецова “Три богатыря”.

Экскурсовод. Посмотрите на эту картину. Вы узнали её?

Дети. “Три богатыря”.

Экскурсовод. Назовите богатырей.

Дети. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Они стоят в дозоре, охраняют границы земли Русской.

Экскурсовод. Верой и правдой служат они своей Отчизне. Посмотрите, какое у них оружие, могучие кони.

Дети. Меч, щит, кольчуга, копьё, лук, стрелы, булава-палица.

Экскурсовод. Видите, как богатыри всматриваются вдаль, оглядывают зорким глазом большие и малые пригорки – не притаился ли где враг... И шла по Руси великой слава о русских богатырях! И помнил их имена народ, и слагал, и пел песни-былины о том, как берегут и защищают богатыри родную землю.

Дети подходят к следующему экспонату.

Экскурсовод. А это что перед вами?

Дети. Это древнее оружие, доспехи наших предков.

Экскурсовод. Назовите эти доспехи, оружие.

Дети. Доспехи – одежда воинов: кольчуга, щит, шлем, латы, бармица. Оружие богатырей: копьё, меч, лук со стрелами, булава.

Экскурсовод. Правильно! А вы знаете, как раньше называли нашу страну?

Дети. Русь.

Экскурсовод. А людей, которые жили на Руси?

Дети. Русичи.

Экскурсовод. А что вы знаете о них? Какими они были?

Дети. Русичи были очень храбрые, смелые, добрые, гостеприимные, светловолосые, голубоглазые.

Экскурсовод. Ребята, вы знаете, что наша Родина очень красивая...

Дети. Богатая, чудная, большая, огромная, необъятная.

Экскурсовод. Очень хорошо вы сказали. А в стародавние времена со всех сторон окружена была Русь многочисленными врагами. Все они хотели захватить нашу землю, богатые города и красивейшие православные храмы.

Как вихрь налетали на русские земли хазары, половцы, монголо-татары. Грабили, сжигали, разоряли города, деревни, православные церкви, убивали людей, а многих молодых и здоровых забирали в полон-плен, где потом продавали в рабство. Поэтому нашему народу постоянно приходилось защищаться от врагов. Во главе дружин стояли мудрые, умные полководцы. Посмотрите на эти портреты, это всё князья-воители, полководцы. Перед вами – великий князь Александр Невский. Дети, а за что князю Александру народ дал прозвание Невский? (Почему его народ стал называть Невским?)

Дети. За победу на реке Неве. За победу над шведами на Неве.

Экскурсовод. Александр Невский так и вошёл в историю под этим прозванием. А какую хитрость он применил при разгроме шведов? Шведов было много, а у Александра всего тысяча воинов, пятьсот пеших и пятьсот всадников.

Дети. Александр Невский внезапно налетел на шведов, когда они отдыхали на берегу Невы. А ещё он послал своего воина Мишу, который топориком прорубил у кораблей днище (дно). Шведы бросились при отступлении на корабли, и все вместе с кораблями пошли ко дну. Так Александр разгромил врага и сказал такие слова: “Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет”.

Экскурсовод. Какое ещё сражение он выиграл со своим войском?

Дети. На Чудском озере разбил крестоносцев-германцев. Вся армия крестоносцев ушла под лёд.

Экскурсовод. А почему? Кто-нибудь знает?

Дети. У крестоносцев было тяжёлое вооружение, и лёд не выдержал.

Экскурсовод. Какую хитрость применил Александр Невский при этом сражении?

Дети. Он заманил крестоносцев к Чёрному камню, где лёд был тонким и жидким, как кашица, так как здесь били ключи.

Экскурсовод. За эту победу народ прозвал Александра Невского “Солнышко Отчизны”.

Звучит кантата С. Прокофьева “Александр Невский”.

Экскурсовод переходит к следующему экспонату.

Экскурсовод. Кто изображён на этом портрете?

Дети. Дмитрий Донской.

Экскурсовод. Чем он прославился?

Дети.

При нём построили вокруг Кремля белые стены.

Став Московским князем, он стремился объединить все княжества в одно, чтобы оно было сильным и могло защитить земли русские от нападения татар.

Он несколько раз разбивал их отряды.

А правил в это время хан Мамай. Мамай решил проучить молодого московского князя Дмитрия. Он собрал огромное войско и пошёл на Москву, а всем своим воинам приказал сжигать города, сёла, разорять церкви, убивать всех людей.

Экскурсовод. Дмитрий, узнав об этом, послал гонцов во все княжества, чтобы князья пришли с дружинами на битву, а сам поехал к Сергию Радонежскому за благословением перед битвой. Отец Сергий благословил Дмитрия и его войско и сказал: “Бог пошлёт тебе победу над врагами. Но победа будет дорого стоить”. Дети, как это понять?

Дети. Погибнет много людей.

Экскурсовод. Дал он Дмитрию двух богатырей-монахов – Пересвета и Ослябля. На Куликовом поле на берегу реки Дон сошлись два войска. Битва была ужасная. Много полегло русичей и татар. Но победили русичи. Всё поле было усеяно телами погибших, как скошенной травой.

После сражения не могли найти князя Дмитрия. Его не было ни среди живых, ни среди раненых. Стали искать среди убитых. Нашли его всего израненного и без сознания под срубленными ветками.

Когда перевязывали раны, князь открыл глаза, и все воины закричали: “Слава! Слава! Победа!” Князя Дмитрия посадили на коня, и он объехал с дружиной поле сражения.

Потом две недели хоронили погибших. Хан Мамай бежал в другую страну, где его убили свои же. А князя Дмитрия народ стал называть Донским.

Звучит композиция “Защитники земли Русской”.

Экскурсовод. После победы русичей в Куликовской битве и Орда, и весь мир поняли, что русские воины готовы сражаться за свою землю, за веру отцов до последней капли крови. Силой покорить русичей не дано никому, пока есть на нашей земле храбрые и мудрые полководцы, могучие и мужественные богатыри.

Ребята, мы сейчас вспомнили многих великих князей-воителей и полководцев. Как вы думаете, они выросли и сразу стали полководцами?

Дети. Их учили воинскому делу с четырёх лет.

Экскурсовод. Да, на Руси был обычай “Посажение на коня” в три года. Маленького княжича сажали на коня, и он должен был удержаться в седле. С четырёх лет княжичей обучали воинскому делу. Учили владеть оружием: стрелять из лука, сражаться мечом, защищаться щитом. Какое это было оружие?

Дети. Оно было лёгкое из липового дерева.

Экскурсовод. В семь лет княжичам давали тяжёлое оружие. Какое же это было оружие?

Дети. Деревянное. Из тяжёлого дуба.

Экскурсовод. Молодцы! Правильно! И только в четырнадцать лет им давали настоящее оружие.

Экскурсовод переходит к портретам царя Ивана Грозного и князя Воротынского.

Экскурсовод. Русские воины при царе Иване Грозном покорили Казанское ханство, где жили татары. Иван Грозный приказал построить храм в честь этой победы. И построили храм, который вам уже знаком.

Показ иллюстраций.

Экскурсовод. Кто помнит, как он называется? Назвали его Покровский собор, потому что самая последняя и главная победа была в праздник Покрова.

Когда смотришь на этот собор, то чувствуешь радость и восторг. Народ называет этот храм ещё и по-другому – храм Василия Блаженного. Кто такой Василий Блаженный? Спросите у своих родителей, а потом мне расскажете. Это вам задание на дом. А если ваши родители не знают, я вам расскажу сама.

Перед Покровским собором стоит памятник. Кого вы здесь видите?

Показ иллюстрации.

Дети. Двух мужчин. Один из них сидит, а другой стоит.

Экскурсовод. Ребята, на памятнике написано: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”. За что благодарит Россия Минина и Пожарского?

Дети. За победу над поляками, которые захватили Москву, Кремль и жили в нём несколько лет. Они грабили, разоряли нашу землю.

Экскурсовод. Кузьма Минин – гражданин Новгорода. Он обратился к народу со словами: “Люди русские! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасём милую Родину. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы собрать войско. Поищем человека, который смог бы это войско возглавить”. Люди отозвались на его слова: богатые люди приносили своё имущество, а бедные отдавали последнюю копейку. Собрали войско, и во главе его встал князь Дмитрий Пожарский.

Экскурсовод показывает портрет Дмитрия Пожарского.

Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков, защитили своё Отечество! За их подвиг через много лет народ собрал деньги на памятник. И поставили этот памятник на Красной площади, где была одержана победа.

Постепенно Русь восстанавливалась, крепла. Немного времени люди пожили в мире. Опять напали на нашу землю шведы. И была Полтавская битва. Русскими войсками командовал сам царь Пётр I. Шведы были разбиты, король Карл XII бежал, много шведских генералов взяли в плен. Они сложили своё оружие и знамёна перед Петром I. Пётр I пригласил их всех к себе на пир в честь победы. Шведские генералы были удивлены этому. А Пётр I благодарил их за то, что они научили его воевать и побеждать.

Экскурсовод подходит к следующему экспонату.

Ребята, обратите внимание на этот памятник. Это памятник Петру Великому “Медный всадник”. Красивый? Он стоит в Санкт-Петербурге. В городе, который он основал.

Дети, многое пережили наши предки, и во все времена народ защищал свою Родину.

За короткое время был построен флот на Балтийском и Чёрном морях.

Экскурсовод показывает портрет Фёдора Ушакова, иллюстрации флотилии.

Адмирал Ушаков одержал много побед над турецким флотом, который считался непобедимым. Если Фёдор Ушаков громил турок на море, то Александр Суворов бил турок на суше.

Экскурсовод показывает портрет Суворова, книги с иллюстрациями его сражений.

Суворов взял неприступную, хорошо охраняемую крепость Измаил.

Александр Васильевич Суворов совершил много подвигов во имя Отечества. Его любили солдаты и называли отцом-батюшкой. Суворов тоже любил своих солдат, берёг их, заботился о них. Полководец ел с ними из одного котла, спал с ними на земле, на соломе. За подвиги перед Отечеством ему было присвоено звание Генералиссимуса.

Дети с экскурсоводом переходят к следующим экспонатам, знакомятся с ними.

Сейчас я расскажу вам об одном времени в истории нашего народа, когда нашей стране пришлось очень тяжело.

Давным-давно, двести лет назад, на Россию напали французы. Их возглавлял император Франции Наполеон.

Экскурсовод показывает портрет Наполеона.

Он тогда завоевал много стран и хотел завоевать Россию. В его армии сражались солдаты из 26 стран, это была очень сильная армия. Наполеону удалось дойти до Москвы. Когда армия Наполеона вступила на нашу землю, весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Против Наполеона сражалась не только армия. Простые крестьяне тоже поднялись на борьбу с французами. У них не было оружия. Они брали дубинки, вилы, серпы и шли бить французов.

Экскурсовод показывает иллюстрации.

Когда люди уходили из какого-нибудь города, селения, они сжигали свои дома и имущество, чтобы французам негде было жить, нечем было питаться. Главным командующим русскими войсками был назначен храбрый, талантливый маршал М.И. Кутузов.

Экскурсовод показывает портрет.

Солдаты хорошо его знали и любили. Они говорили: “Приехал Кутузов бить французов!” Кутузов остановился возле села Бородино под Москвой, где и произошло самое знаменитое сражение. Врагов было в два раза больше, но русские сражались не на жизнь, а на смерть. Это было страшное сражение! Только тёмная ночь остановила бой.

Наполеон сказал: “Самое страшное сражение из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы!”

После сражения русские вынуждены были уйти, чтобы сохранить войска.

Кутузов сказал, что с потерей Москвы ещё не потеряна вся Россия.

Гордо вошёл Наполеон в Москву и стал ждать, когда к нему явятся русские. Но никто к нему и не думал идти на поклон. Москва была пуста. Жители из неё ушли. Москва горела. Наполеон смотрел из Кремля на пылающую Москву и готов был подписать мир. Но русские на это не пошли. Наполеон сидел в Москве. Его солдатам нечего было есть, они мёрзли, и тогда Наполеон решил уйти из Москвы, так и не дождавшись покорности русского народа.

Наполеон был талантливым полководцем. Чтобы спасти свою армию, он решил отступать по богатой Калужской дороге. Но Кутузов обложил его, как медведя в берлоге, и не пустил на Калугу, а заставил отступать по Смоленской дороге, где всё было уничтожено. Ох, и тяжело стало французам!

Во время боя на реке Березине Наполеон чуть не попал в плен. Тогда он бросил своё войско и уехал во Францию. Ему не удалось покорить русский народ!

В Москве очень многое напоминает об этой войне. Сразу же после войны русские люди стали собирать деньги на постройку храма в честь победы над французами. Этот храм построили и назвали его Храм Христа Спасителя, потому что люди верили, что Бог им помог, и праздновали русские люди победу над Наполеоном в день рождения Христа – в Рождество.

Когда-то этот храм разрушили, а сейчас опять восстановили.

Экскурсовод показывает репродукцию Храма Христа Спасителя.

Посмотрите, какой он красивый, величественный! Ребята, а почему в честь каждой победы у нас на Руси строили памятники – церкви? Ведь мы побеждали, люди радовались, ликовали.

Дети. Люди ходят в церкви и поминают погибших, павших на поле сражения.

Экскурсовод. Правильно!

Экскурсовод показывает репродукцию Бородинской панорамы.

Это – Бородинская панорама, очень большая картина, но она не висит на стене, а расположена по кругу – вот так…

Экскурсовод сворачивает лист бумаги в кольцо.

Художник Рубо нарисовал всё сражение по кругу. А перед зданием панорамы стоит памятник М.И. Кутузову.

Экскурсовод показывает иллюстрацию.

Недалеко от Бородинской панорамы есть ещё одно интересное место – Поклонная гора. Сейчас там находится памятник нашим солдатам, победившим в Великой Отечественной войне.

Экскурсовод показывает иллюстрацию.

Именно на Поклонной горе ждал Наполеон, когда к нему придут русские и принесут ключ от Москвы. Но никто не поклонился, не покорился Наполеону!

В честь победы над французами на Поклонной горе построена Триумфальная арка. У нас на Ташкентской улице установлен памятник М.И. Кутузову. В честь главнокомандующего русскими войсками назван проспект.

Экскурсовод показывает иллюстрации с изображением памятника М.И. Кутузову, Триумфальной арки, общего вида Кутузовского проспекта.

У Кутузова были помощники – талантливые маршалы и генералы.

Экскурсовод показывает портреты.

Их именами названы улицы: улица Барклая, улица Багратионовская.

Правительством были учреждены ордена Суворова, Кутузова, Ушакова, Невского и другие. Много написано песен, стихов, книг. Великий русский поэт М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Бородино”. Послушайте отрывок из этого стихотворения.

Звучит аудиозапись.

Вот так русские люди защищали своё Отечество, свою Родину! Их помнит Россия, их помнит русский народ. Люди приходят к памятникам и возлагают цветы.

Экскурсовод прощается с посетителями. Звучит музыка, дети уходят из музея.

27.02.2010