Программа "Стать человеком"

Разделы: Социальная педагогика


Пояснительная записка

В настоящее время в России 95% детей-сирот относятся к категории сирот социальных, т.е. сирот при живых родителях, лишенных родительских прав. МОУ “Школа-интернат среднего полного (общего) образования с. Ныда” является основным социальным институтом образования сельского поселения. В МОУ, как и во всем обществе, существует проблема социального сиротства. Поэтому большое внимание в школе-интернате уделяется реабилитационному пространству.

Анализ данных исследований социальной адаптации выпускников интернатного учреждения свидетельствует о том, что значительная часть детей, воспитывающихся в условиях школ-интернатов, испытывает большие трудности социально-психологической адаптации. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, доверчивость, хрупкая эмоциональность, подчиняемость толкают их порой в группы социального риска на первый план, выдвигается проблема неспособности нести социальную ответственность и отстаивать свои права, поэтому именно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей чаще своих сверстников попадают в криминальный мир.

Цель данной программы: социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи:

  • создание благоприятных условий для формирования личности гражданина через сотрудничество, создание ситуации успеха, игровые ситуации;
  • приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно-нравственных норм;
  • формирование правовых знаний у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

В основу программы положены следующие принципы:

  • принцип природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, способствующий успешной самореализации ребенка;
  • принцип здоровьесбережения;
  • принцип защиты личности каждого ребенка через развитие и реализацию его индивидуальных потенций;
  • принцип личностного развития: развитие эмоциональной, интеллектуальной и духовной;
  • принцип помощи в социально-психологической умелости, т.е. набора умений, дающего возможность повысить у подростка уверенность в себе, формирования желания к сотрудничеству и изменения чего-либо в своей жизни;
  • принцип диалогизации взаимодействия.

Используемые формы работы: беседа, лекция, дискуссия, консультирование, игра, викторина, анкетирование, диалог-размышление.

Отличительные особенности данной программы:

Разработанная программа имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного учреждения и в случае реализации, позволит преодолеть следующие негативные явления и тенденции среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

– рост правонарушений и преступности;
– социальная незащищенность;
– неудовлетворительное состояние физического и психического здоровья.

Категория и возраст детей, участвующих в реализации данной программы: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, 14-17 лет.

Предусмотрено использование основного метода работы: просвещение.

Для более эффективного результата правового просвещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендуется использовать средства ТСО, видеоматериалы.

В процессе реализации программы предполагаются следующие критерии эффективности:

  • повышение уровня правовой культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • наличие положительно ориентированных жизненных планов;
  • повышение у подростка уверенности в себе;
  • осознание личной ответственности каждого ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей за свой выбор;
  • полноценное межличностное общение, основанное на взаимном уважении, на полном доверии друг к другу;
  • уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на различных видах профилактического учета.

Механизм выполнения программы: содержание программы реализуется из расчета 1 раз в месяц. Реализация программы предполагается в течение учебного года социальным педагогом.

Ожидаемый результат:

  • знание детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей своих прав и обязанностей;
  • способность критически, в соответствии с нормами морали и прав оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников;
  • ориентация в социальной жизни общества, наличие системы социальных установок.

Содержание программы

Темы Содержание Формы работы Сроки
1. Человек. Личность. Гражданин Миссия человека на планете Земля. Работа с понятиями “индивид”, “организм”, индивидуальность”, “я”, “личность”, “гражданин”. Выяснение социальных ролей человека. Беседа с элементами дискуссии Сентябрь
2. Главная книга страны Конституция РФ. Основные права человека. Интеллектуальная игра Октябрь
3. Правосознание и толерантное поведение Понятие “толерантность”. Человек – существо социальное. Нормы общества. Теория взаимной договоренности людей. Декларация прав человека и гражданина. Правовая система страны. Лекция, анктирование Ноябрь
4. Чтобы достойно жить Основные цели ООН. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Декларация о правах ребенка. Основные положения Конвенции о правах ребенка. Беседа элементами дискуссии, литературно-правовая викторина Декабрь
5. Свобода и ответственность личности в обществе Соотношение понятий “свобода” и “ответственность”. Диалог-размышление, беседа Январь
6. Как не стать жертвой

преступления

Личная безопасность. Экстремальные ситуации. Правила поведения на улице и в общественных местах. Беседа с элементами дискуссии, консультирование Февраль
7. Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок Понятие “антиобщественные группировки”. Принудительные способы вовлечения в молодежные антиобщественные группировки. Шалость. Злонамеренный поступок. Дискуссия Март
8. Уголовная ответственность несовершеннолетних Виды преступлений. Уголовная ответственность. Диалог-размышление, консультирование Апрель
9. Жизнь без вредных привычек Как сказать вредным привычкам “Нет!”. Пагубность воздействия ПАВ на здоровье человека Беседа с элементами викторины Май

Используемая литература:

  1. Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.– сост. Н.Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Ахметова И., Иванова Т., Иоффе А., Положевец П., Смирнова Г. Мой выбор. Рабочая тетрадь для учеников средней школы. – М., 2003.
  3. Великородная В.А. Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.
  4. Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников: Практическое пособие / авт. – сост. Л.Г. Ивлиева; под ред. В.Г. Паршиной. – М.: АРКТИ, 2006.
  5. Дик Н.Ф. Новые стандарты второго поколения в 5–7 классах. Классные часы, практикум, тесты, методики. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  6. Мастер-класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Книга 1. Планирование, контроль и анализ воспитательного процесса /авт. – сост. Л.М. Сыромятникова. М.: Глобус, 2008.
  7. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
  8. Овчарова Р.В. справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  9. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа органов управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация / авт. – сост.: Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – М.: Глобус, 2009.
  10. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка / авт. – сост. Н.А. Меньшина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  11. Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении: Методическое пособие для специалистов, работающих с детьми-сиротами интернатных учреждений / Под. Ред. Н.М. Иовчук. М.: РЕАЛТЭК, 2003.
  12. Правовое воспитание школьников.5–9 классы. Конспекты занятий/сост.О.В. Летнева – Волгоград: Учитель, 2005.
  13. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию. – М.: Глобус, 2008.
  14. Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М. ВАКО, 2008.