Открытый урок по теме "Обобщение знаний об имени существительном"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательная - знать определение имени существительного как части речи, морфологические и синтаксические признаки существительного; уметь различать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, единственное и множественное число существительных; повторить фонетический разбор слова.
  • Развивающая - развитие орфографической зоркости, учебно-интеллектуальных умений (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы); осуществление межпредметных связей; развивать зрительно-слуховую память, логическое мышление, внимание, речь; пополнение словарного запаса учащихся, отработка каллиграфического навыка.
  • Воспитывающая - воспитывать самостоятельность и развивать навыки работы в коллективе; воспитывать интерес к русскому языку, любознательность, аккуратность при оформлении работ, умение чувствовать, понимать и любить красоту природы; воспитывать чувство красоты, гармонии; формировать интерес к творчеству Х.Андерсена.

Валеологические задачи:

  • Увеличение двигательной активности у учащихся на уроке.
  • Продолжить работу по предупреждению близорукости и нарушения осанки.
  • Развитие тонкой моторики.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел долгожданный звонок.
Он позвал всех на урок.
И мы время не теряем,
И работу начинаем.

-Улыбнемся друг другу и настроимся на серьезную работу.

Разотрем свои ладошки
И разбудим пальчики.
Это делать каждый день -
Девочкам и мальчикам

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Минутка чистописания.

-А сейчас внимательно посмотрите на доску и среди записанных на ней букв найдите лишнюю

ж в с б д м

-Правильно, буква с. Почему вы так считаете? (так как эта буква обозначает глухой согласный, а остальные буквы - звонкий согласный звук)

-Чтобы она не обижалась, пропишите одну строчку заглавной буквы С, одну - строчной с.

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

СССССС

ссссссссс

3. Мотивация учащихся.

-Я неспроста выбрала букву с, ведь именно с нее начинается слово сказка. Сегодня мы попадем в сказочную страну, в которой:

Королева злая,
Разрушив все мечты,
Увозит мальчугана
В край вечной мерзлоты.
Но дружба настоящая
Преграды все пройдет,
И девочка отважная
На место все вернет.

- Как называется эта сказка? Кто ее автор?

- Какие еще произведения этого автора вы знаете?

Учитель демонстрирует книги с произведениями Х.К.Андерсена.

- Спишите в тетрадь имя автора и название сказки.

- Как правильно записываются имена и фамилии людей, названия произведений? (С большой буквы, название произведений в кавычках).

-Ханс Кристиан Андерсен "Снежная Королева". Заранее написано.

(Портрет Андерсена, копии обложек).

- Давайте представим, что мы находимся в сказке и пофантазируем.

-В одном большом городе жили мальчик и девочка - Кай и Герда. Они всегда были вместе. Однажды дети рассматривали причудливые узоры на стекле. От порыва ветра окно распахнулось и тысяча снежинок закружили по комнате (музыка). Когда Герда закрыла окно, Кая не было в комнате. Его увезла в свой замок Снежная Королева. А нам оставила письмо, в котором пишет: "Если вы хотите вернуть Кая, собирайтесь в путь. Но знайте, что если вы не сможете справиться с трудностями, то Кай останется у меня навечно".

-Ребята, поможем Герде? Я уверена, что мы преодолеем все преграды и спасем Кая.

4. Сообщение темы урока.

-Интересно, задания на какую тему нам приготовила Снежная Королева.

-Отгадайте, о какой части речи я говорю:

Я - самая представительная часть речи.
Почти каждое второе слово в нашей речи - это я.
Даю названия предметам.
Я бываю собственным, бываю нарицательным,
Одушевленным или неодушевленным,
В единственном числе или во множественном.

-О какой части речи можно так сказать?

-Правильно, эта часть речи - имя существительное.

-К концу урока вы должны написано на доске

знать уметь
определение имени существительного как части речи, морфологические признаки существительного. уметь различать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, единственное и множественное число существительных.

5. Словарная работа.

-Вместе с Гердой мы отправляемся искать Кая.

-Посмотрите, что это? (На плакате в снегу слова). Запишем их под диктовку.

Мальчик, девочка, ворона, морковь, сорока, лиса.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте у соседа, правильно ли вы их записали.

-А теперь проверим словарные слова(мальчик=малый+чик, девочка=дева+очк, ворона=ворон, морковь=морква,от украиского, сорока=сорка, т.е. сорить словами, лиса=лисая, т.е.рыжая).

-Что объединяет эти слова? (они все имена существительные).

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос КТО? (одушевленные).

- А те слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? (неодушевленные).

-Какое слово лишнее? Почему?

6. Упражнение №1.(письмо по памяти)

(Конкурс "С какой ёлочки упали снежинки")

-Мы вышли из домика Герды. Подул ветерок и сбросил с двух елочек "волшебные" снежинки.

- Угадайте, с какой ёлочки какие снежинки упали.

- Не забудьте, что слова, написанные на "волшебных" снежинках, отвечают на те же вопросы, которые написаны на вершине ёлочки.

КТО? ЧТО?

Слова на снежинках:

Зима, мышка, лестница, карась, белка, окно, синица, дом, сорока, праздник, молоко, медведь.

-Прочитайте слова. На какие две группы они делятся?(одуш. и неодуш.)

-Докажите!(кто?что?)

-Внимательно посмотрите на одушевленные имена существительные и постарайтесь запомнить (закрываю слова)

-Запишите эти слова по памяти (самостоятельно).

(Фронтальный опрос. Проверяют у себя в тетрадях, сравнивая с доской.)

-Теперь "сфотографируйте" неодушевленные имена существительные и запишите.

Фронтальный опрос. Проверяют у себя в тетрадях, сравнивая с доской.

- Итак, как же называются слова, которые отвечают на вопрос: кто?-одушевленные. А те, которые отвечают на вопрос что?-неодушевленные).

7. Физминутка для глаз.

8. Упражнение №2(списывание с доски).

-Ну вот мы подошли к лесу.

-Внимательно прочитайте предложения, записанные на доске.

Деревья стоят в снежных шубах.

Ребята шли по лесной тропинке.

-Выберите и запишите предложение, в котором только неодушевленные имена существительные. (Комментированное письмо).

-Ребята, неужели у деревьев есть шубы? (Переносный смысл).

-Найдите во втором предложении имена существительные и подпишите их.

-Найдите во втором предложении слова с безударными гласными и проверьте их.

9. Упражнение №3.(Работа по вариантам)

-Какой дремучий лес! Как же нам из него выйти?

-Но что это? (музыка - разбойники).

-Они укажут нам путь, если мы выполним задание.

-Согните лист пополам. В одну колонку выписываете собственные имена существительные, в другую - нарицательные.

-Давайте вспомним, как пишутся собственные имена существительные. (С большой буквы).

1 вариант 2 вариант
С(с)негирь, Ж(ж)учка, Л(л)имон,П(п)одарок ,
А(а)пельсин, З(з)има, К(к)ай, Г(г)ерда,
С(с)нежная К(к)оролева. Р(р)азбойники, Д(д)ерево.

-Так какие же какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными?

-Мы успешно справились! Разбойники дали нам за это оленя и сани и помогли выйти из леса.

10. Физминутка.

-Мы вышли из леса.Устали! А тут ветерок.

Ветер дул, дул, дул
И деревья все нагнул
Деревья все качаются,
Качаются, качаются.
И волшебные снежинки
Полетели как пушинки.

-И снова в путь!

11. Упражнение №4.(разноуровневое задание)

Карточки раздать заранее

-Перед нами заледеневшее озеро. Как мы уже знаем, по льду нужно передвигаться группами, чтобы он не треснул.

-Попробуем? Задание для всех групп: образовать от имени существительного, стоящего в единственном числе - множественное число имени существительного, например: луч - лучи.

Фронтальная проверка.

-Молодцы! Как изменяются имена существительные? (по числам)

-В каком числе могут стоять имена существительные? (в единственном и множественном).

-Поделитесь своими наблюдениями. Как же образуется множественное число имен существительных?

12. Упражнение №5.(Звуко-буквенный разбор)

-На какую тему были слова в предыдущем задании? (про зиму)

Зима-2 слога, 4 б., 4зв. Зима-зимушка.

13. Физминутка для рук

(мелкая моторика).

-Пока мы перебирались через озеро, у нас замерзли руки.

-Давайте их погреем.

14. Обобщение материала.(Вывешивание табличек)

-Мы перебрались через озеро, и перед нами мост. Он очень скользкий.

-Чтобы с него не упасть, надо повторить заклинание.

-Что мы знаем об имени существительном?

(имя существительное - часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?, может быть одушевленным или неодушевленным, собственным или нарицательным, единственного или множественного числа.

15. Упражнение №6. На доске написано заранее

-Мы проходим через ворота и попадаем в большой зал. Там сидит Кай. Снежная Королева дала ему задание. Давайте поможем ему поскорее с ним справиться.

- Ледяные кубики рассыпались, нужно их разложить по рядам.

-Выпишите из текста существительные и назовите все их признаки.

- имя нарицательное\имя собственное,

-о душевленность\неодушевленность;

- единственное число\множественное число.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрыла серебром

(Тройка, скакуны, в санях, царица, рукавом, серебром).

16. Упражение №7. Дидактическая игра"Внимательные руки"

- За нашу хорошую работу Снежная Королева приготовила нам игру на внимательность.

-Я прочитаю вам слово, вы внимательно послушайте и если к слову подходит вопрос "кто?", поднимайте правую руку; если к слову подходит вопрос "что?" - левую; если оба не подходят - руки остаются лежать на столе.

Избушка, ворона, солнце, ягода, синица, небо, зеленый, дерево, бабушка, воздух, заяц, зимний, конфета, сани, разбойники, ёлочка.

18. Подведение итогов урока.

-Чем заканчивается сказка? Чему она нас учит?

- Какие вы знаете пословицы, поговорки о дружбе, добре?

-Снежная Королева поняла, что дружба и взаимовыручка творят чудеса. Мы вместе справились со всеми заданиями, и она отпустила Кая. В подарок она дала нам ребус. Давайте отгадаем.

да

гра

(НАГРАДА).

-Верно. Нам с вами награда - это полученные знания и умения, которые мы закрепляли на этом уроке.

-Мы возвращаемся в класс с победой (музыка)

- Посмотрите на план нашего путешествия и вспомните, над чем мы работали сегодня на уроке?

(Ребята перечисляют все этапы урока, раскрывая основные моменты работы).

19. Отметка работы наиболее активных учеников.

20. Домашнее задание.

-Дома придумайте свою сказку на тему "зима", в которой будут использованы имена существительные собс., нариц., одуш., неодуш., ед. и мн числа.

21. Рефлексия.

-Какое задание больше всего понравилось на уроке?

- За что можете себя похвалить?

- У вас на партах лежат полоски красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает, что работал на "отлично"- покажите красную полоску, кто работал на "хорошо" - покажите зелёную полоску, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите синюю полоску.

Резерв

Дополнительное задание.

- Чем заканчивается сказка? Чему она нас учит?

- Какие вы знаете пословицы, поговорки о дружбе, добре?

(Добро побеждает зло. Дружба творит чудеса.)

- Запишем в тетрадях поговорку: Дружба творит чудеса.

Выполняем комментированное письмо.

Безударную гласную в слове творит проверяем по словарю,

Вспоминаем правило чу-щу.

Выпишите из текста все существительные и укажите морфологические характеристики каждого: имя нарицательное / имя собственное, одушевленность\неодушевленность;единственное число/множественное.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрыла серебром.

Литература:

  1. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова Русский язык в начальной школе. Книга для учителя 2 класс. Просвещение.
  2. Ганс Христиан Андерсен "Снежная королева".

Приложение.

19.03.2010