Психологическая поддержка ученического самоуправления центра образования

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


В условиях современного образовательного процесса необходимо включать учеников в процесс управления школой. Это даёт возможность для активизации совместной деятельности ребят по решению школьных проблем. Школа становится объектом инновационной активности учеников, а ученики в свою очередь, участниками процесса модернизации образования. Нашим Центром образованием со дня основания накоплен богатый опыт организации воспитательного процесса. С 2008г. в ЦО №1748 «Вертикаль» создано и действует детское общественное объединение «Вертикаль», которое является членом Московской региональной детской общественной организации «Содружество». Ученическое самоуправление в ЦО представляет собой модель, в которой;

  • педагогическая идея пронизывает всю деятельность школьного коллектива,
  • структура органов ученических коллективов (постоянных, временных) является основной формой деятельности,
  • система мероприятий, при подготовке которых основная задача- научить детей самоуправлению.

Разновозрастные коллективы в ЦО функционируют как добровольные объединения детей, вырабатывающие определенные цели и задачи деятельности в соответствии с интересами членов группы.

В ЦО разработана психолого-педагогической поддержка ученического самоуправления. Целью данного курса является создание дополнительного пространства для удовлетворения психосоциальных потребностей необходимых для формирования психически здоровой личности, развитие личностных качеств учащихся и повышение уровня их компетентности в образовательном процессе.

Перед психологической службой для реализации данного курса были поставлены следующие задачи;

  • формирование личностного опыта самореализации,
  • самоутверждение личности и осознание своей значимости,
  • содействие по формированию представлений различных социальных ролей, накопление опыта общения,
  • развитие творческих качеств личности.

На занятиях учащиеся получают знания о том, какими качествами должен обладать современный человек, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения, ищут пути преодоления препятствий. Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке.

По форме занятия являются тренингом, где через специальные игры и упражнения формируются навыки и участники получают определённую информацию. На занятиях у ребят есть возможность не только получать конкретные знания, осознать и решить различные проблемы, но также выработать и решить различные проблемы, но также выработать адекватную самооценку и скорректировать своё поведение.

Необычная форма проведения занятия, разнообразное содержания, отсутствие напряжения- всё это положительный эмоциональный фон. На занятиях ребята имеют возможность снять напряжение, получить эмоциональную разрядку.

Органы самоуправления

Название курса

Ученический совет (5-11 класс)

Знаю, умею, действую

Старосты(5-11 класс)

Ступени к успеху

Старосты(1-4 класс)

Лесенка успеха

Ответственные за трудовые дела (5-11 класс)

Навстречу трудностям

Спортивный сектор

Сила воли

Редколлегия

Разукраски

Совет дела (временная организация)

Найди себя

Занятие «Ступени к успеху»

Участники – старосты 5-11 класс

Цель:

  • Формирование убеждений в преимуществах уверенного поведения перед агрессивным и неуверенным.
  • Активизация пассивных участников.
  • Актуализация ресурсов лидерства участников.

Форма проведения: игровой тренинг, творческие занятия

Оборудование: мяч, фломастеры, маркеры, листы А-2, шарфы завязывать глаза

Вступительное слово –Правила группы

Разминка

  1. «Подарок» (в кругу участники передают мяч, самому весёлому, самому умному, и т.д.)
  2. Так - же по кругу «Мне нравится Аня потому, что…»
  3. Продолжим сказку «Жила-была староста…»

Основная часть

  1. Снежные ком (сидя в кругу, выбираются участники (по количеству групп), потом они выбирают себе пару, дальше к паре присоединяется третий и т.д.)
  2. Рисуют портрет лидера (закрытыми глазами, сразу все вместе)
  3. Вхождение в роль ( обыгрывание сказки « Колобок». Колобок - неуверенный, агрессивный, весёлый, зануда, умный, лентяй)
  4. Рефлексия (обсуждение)

Занятие «Навстречу трудностям»

Участники - ответственные за трудовые дела

Цель:

  • Формирование убеждений в преимуществах уверенного поведения
  • Активизация пассивных участников
  • Актуализация ресурсов лидерских качеств

Форма проведения: игровой тренинг, творческое занятие

Оборудование: клубок ниток ватман, маркеры, скотч, два предмета

Вступительное слово

Разминка

  1. Давайте знакомится (На доске рисуется человек и к нему приписываются имена участников)
  2. Назови себя по кругу (участники передают клубок, где каждый называет себя одним словом)

Основная часть

  1. Клетка (образование двух подгрупп путем присоединения по человеку.)
  2. Магазин (группа делится на два команды одни продавцы, другие эксперты Покупатель купил в магазине…. Продавцы должны убедить и продать, эксперты убедить покупателя в ненужности этой вещи.)

Заключение

    1. (участники желают соседу справа, что нужно сделать, чтобы стать лидером?)
    2. Рефлексия (обсуждение)

Занятие «Знаю, умею, действую»

Участники – ученический совет

Цель:

  • Формирование активной жизненной позиции через познания собственных возможностей
  • Активизация пассивных участников.
  • Корректировать неадекватное отношение, установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы.

Форма проведения: игровой тренинг, творческие занятия

Оборудование: фломастеры, маркеры, бумага, маленькие листы бумаги

Вступительное слово - Правила группы

Разминка

  1. « Я первый» (Участники презентуют себя в группе. Ищут в себе отличительные черты от других)
  2. «Лотерея» (написать своё имя на листочке и бросить в корзину)
  • « Не много о себе» (участники придумывают утвердительное предложение, которое заканчивают именем из лотереи)
  • Больше всего я люблю…
  • Я хотел бы…
  • Я чувствую счастливым, когда…
  • Моё будущее кажется мне…
  • Я надеюсь, что когда ни- будь…
  • Я хотел бы быть более…

Основная часть

  1. «Ассоциации 1 » (ассоциировать себя и животным, погодой, музыкой, составить портрет)
  2. «Ассоциации 2 » (Водящий выходит за дверь. Группа загадывает одного из участников. Водящий задаёт вопрос, «С кем ассоциируется» (животным, погодой, музыкой) составляется портрет.)
  3. Молекулы (сидя в кругу выбираются участники (по количеству групп), они выбирают себе пару и т.д.) работа по парам. в упражнении №7
  4. «Я плюс, ты наоборот» (Одна пара участников садится друг другу спиной в центр круга. Один раскрывает рот, как бы имитирует разговор, другой за спиной ведет рассказ от 1 лица.). От автора-это упражнение проходит на ура.
  5. «Испорченный телефон»

Текст « Звонила Алла Леонидовна. Она просила передать, что задерживается. Она должна вернуться к 13.30, к началу 6 урока, но если она не успеет, то надо передать шестиклассникам, что у них изменилась расписание уроков на среду и вместо урока истории будет урок географии.

  1. «Выставка» (представьте, что вы художник авангардист, вам нужно изобразить ученический совет нашей школы).

Рефлексия (обсуждение)