Урок-обобщение (методы решения задач) в 10-м классе "Решение задач на закон сохранения импульса"

Разделы: Математика, Физика


Цель урока: закрепление навыков решения задач на закон сохранения импульса и реактивное движение различными способами и методами.

Задачи урока:

  1. Образовательные: закрепление навыков решения задач на закон сохранения импульса и реактивное движение различными способами и методами; формирование умений моделировать решение задач с помощью компьютера; умений планировать опыт и проводить эксперимент по инструкции.
  2. Воспитательные: формирование научного мировоззрения и ключевых компетентностей учащихся.
  3. Развивающие: развитие речи; совершенствование умственной деятельности (анализ, синтез, способность наблюдать, делать выводы); совершенствование практических навыков планировать эксперимент, ставить цели и проверять результаты.
Девиз урока: «Мало знать – надо уметь применять!» (Р.Декард)

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Девиз нашего урока «Мало знать – надо уметь применять!» Цель нашего занятия показать как с помощью закона сохранения импульса можно решать различные задачи. Решая задачи, помните слова Бернулли «Природа никогда не изменит законам сохранения»

2. Проверка знаний учащихся.

Что произойдет, если я отпущу шарик?

Проблемный эксперимент: Запускаем воздушный шарик.

Вопросы к классу:

  1. Какое движение мы наблюдаем?
  2. Какое движение называется реактивным?
  3. На чем основано это движение?
  4. Сформулируйте закон сохранения импульса?
  5. Что называют импульсом тела?
  6. Чему равен импульс неподвижного тела?

На экране ПК и мультимедийного проектора рисунок.

http://fiz.1september.ru/2007/21/06-01.gif

Сформулируйте и решите задачу устно.

Запишите домашнее задание Д /З § 24, 25 (повт.); упр. 20 (3)

3. Работа в группах.

- Ребята после окончания школы, получив профессию, вам придется устраиваться на работу и подписывать различные контракты. Вот и сегодня я предлагаю вам заключить контракт с НИИ занимаю­щийся изучением движения и взаимодействия тел. Для заключения контракта вам необходимо решить различные виды задач по нашей теме. Контракт раздается ученикам и проецируется через мультимедийный проектор. (приложение №1)

Задания для групп.

1 группа. Лаборатория «Теоретической физики».

Задание к контракту с лабораторией.

Задание 1. Решить задачи упр.20 № 1, 2.

Задание 2. Используя текст учебника и интерактивное приложение «Физика – 10» (Изд.«Илекса» Москва) подготовить презентацию на тему: «История развития реактивного движения».

Отчет предоставить в виде показа презентации.

2 группа. Лаборатория «Экспериментальной физики».

Задание к контракту с лабораторией (приложение №2).

Задание 1. «Оцените скорость вырывания газа (воздуха из шарика).»

Отчет предоставить в виде:

  • Цель работы:
  • Краткий ход работы + демонстрация:
  • Результат и вывод работы.

3 группа. Лаборатория «Компьютерной технологии».

Задание к контракту с лабораторией (приложение №3).

Задание 1. Запустите программу «Открытая физика 2.5»

Отчет: Дать письменный и устный отчет. Спроецировать модель на экран.

4 группа. Лаборатория «Живая физика».

Задание к контракту с лабораторией (приложение №4).

Отчет: Дать устное решение. (Отчет между выступлениями других групп)

4. Отчет групповой работы.

График отчета групп:

  1. Лаборатория «Живая физика ».
  2. Лаборатория «Компьютерной технологии».
  3. Лаборатория «Экспериментальной физики».
  4. Лаборатория «Теоретической физики».

При отчете групп ребята задают вопросы, обсуждают, анализируют проделанные эксперименты.

5. Подведение итогов урока, вручение сертификатов.

Научные отчеты приняты с оценками…
  • Живая физика - _____
  • Компьютерной технологии - _____
  • Экспериментальной физики - _____
  • Теоретической физики -_____

По результатам вашей работы вы все зачислены в соответствующие лаборатории нашего НИИ. За выполненную работу вручаю вам сертификаты (приложение №5).

Спасибо за урок!!!

Вы умники и умницы!!!

17.04.2010