Формирование здорового образа жизни при работе с детьми "группы риска" в образовательном учреждении ДОД

Разделы: Социальная педагогика


Введение.

Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека. И делом не только личным, но и общественным.

Нельзя рассматривать здоровье как элементарное отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие “здоровье” как “состояние полного социального и духовного благополучия”.

А что значит быть здоровым для ребенка? Это значит – развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность семьи, школы и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Проблема работы с детьми “группы риска” в современных социально-экономических условиях приобретает особую актуальность. Это обусловлено динамикой процессов, происходящих в обществе, утратой социально-значимых ориентиров, разнообразием трудностей, с которыми приходится сталкиваться молодежи, и ее неумением их преодолевать. Это приводит к проявлению отклонений в поведении, которое в психолого-педагогической литературе обозначается различной терминологией: “трудные дети”, трудновоспитуемые, дезадаптированные, дети “группы риска”, дети с девиантным поведением и т.д.

За последние годы резко возросла детская преступность. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения.

Комплекс факторов негативно влияющих на развитие и воспитание ребенка в современных экономических условиях создали необходимость преодоления кризиса в современном обществе, выдвинули проблему детей “группы риска”.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что с каждым годом увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей, детей из “неблагополучных” семей, которые, попадая в “неблагоприятную среду”, нередко становятся на путь правонарушений и преступлений.

В современной психологии доказано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым, атеистом или религиозным. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты.

Появление у детей социально вредных черт можно объяснить тем, что у них нарушается процесс социализации и как следствие – формируются извращенные, с точки зрения общечеловеческих ценностей, модели поведения. Такие дети становятся детьми “группы риска”. Их действия угрожают обществу и им самим. У таких детей формируется неразвитость нравственных представлений, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, раздражительность.

Современное решение проблем, связанных с работой с детьми “группы риска”, уже давно вышло за рамки чисто педагогической практики. Низкая духовная культура, социальная дезадаптация человека, негативная “Я – концепция” - вот те глубокие личностные основания, из которых вырастает образ жизни такого ребенка. Многие формы девиантного и противоправного” поведения напрямую вытекают из нездорового образа жизни. Поэтому проблему помощи ребенку, подростку можно решать с двух сторон – с одной стороны осуществлять просветительскую деятельность медицинского характера, с другой стоны – правовую.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

Осуществление профилактических и воспитательных мер – задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, общественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь – это забота семьи и школы. И тем, и другим не следует забывать, что здоровье молодого поколения – это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства, и достойная старость каждого из нас.

Основная часть.

В Центре детского творчества ведется многопрофильная комплексная педагогическая работа с данной категорией детей с 2000 года. Каждый педагогический работник старается создавать условия для формирования в ребенке установок на здоровый образ жизни (и в медицинском, и в социальном плане). С 2002 года методист по работе с детьми “группы риска” Центра детского творчества Центрального района осуществляет тесное взаимодействие с социальными педагогами образовательных учреждений района, учреждениями ПДН, КДНиЗП, ТОО, органами опеки, Центром помощи семье и детям, Центром диагностики и консультирования, наркологическим кабинетом, юношеской библиотекой и т.д.

В рамках деятельности методического отдела Центра детского творчества Центрального района осуществляется перспективное планирование работы с детьми “группы риска”.

Цель: создание условий для продуктивной профилактики правонарушений, наркомании, токсикомании, алкогольной и другой зависимости среди детей и подростков, и пропаганда здорового образа жизни.

Методическая работа в Центре детского творчества Центрального района г. Кемерово строится по трем направлениям деятельности:

  1. Работа с учреждениями Центрального района и социальными институтами.
  2. Работа с педагогическими кадрами образовательных учреждений Центрального района.
  3. Работа с детьми “группы риска”.

Взаимодействие методиста с образовательными учреждениями, детьми выстраивается в виде комплексов:

  • методист – социальный педагог – замдиректора по воспитательной
  • работе – классный руководитель – подросток;
  • методист – педагог – ребенок – родители;
  • методист – ребенок – педагог дополнительного образования.

Задачи методической деятельности по работе с детьми “группы риска”:

  1. Помочь подросткам использовать свое свободное время более целенаправленно и плодотворно.
  2. Создавать методические рекомендации для образовательных учреждений Центрального района по работе с трудными подростками.
  3. Вовлечь детей в личностно-значимую деятельность.
  4. Проводить методические объединения с социальными педагогами один раз в месяц.
  5. Поддерживать связь с родителями детей посещающих творческие объединения Центра.
  6. Поддерживать связь с ПДН, КДН, наркологическими кабинетами, психологическими службами, культурно-массовыми и социальными институтами Центрального района.
  7. Продолжать работу с трудными подростками в объединении “Подросток”.
  8. Тесно сотрудничать с пресс-центром “Поколение – NEXT”, с детской общественной организацией “Армия жизни”, имидж лабораторией “ПИАР” и т.д.

Для социальных педагогов Центрального района ежемесячно организовываются и проводятся: семинары, методические объединения, круглые столы, консультации со специалистами, тематические беседы.

В семинарах принимали участие психологи, представители правоохранительных органов, органов опеки, врачи-наркологи, которые проводили обучающие семинары, тренинги, направленные на профилактику асоциального поведения подростков.

На методическим объединениях, которые проводятся совместно с органами опеки, пригашаются специалисты по правовым вопросам и психологи.

Проводились семинары по темам: “Методы работы с детьми “группы риска”, “Разработка методов, организаций по профилактике наркомании и правонарушений”, “Влияние обстановки в семье на развитие противоправного поведения детей”, “Если случалась беда”, “Береги здоровье смолоду”, “Физическая зависимость от наркотиков”, “Методы и формы в работе с детьми девиантного поведения” и т.д.

Согласно плана координационного центра по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, среди подростков один раз в месяц проводились рейды по микро-участкам школ. В результате не редко выявляются дети не посещающие занятия. В ЦДТ создан банк данных о подростках состоящих на учете в ПДН, ВШУ; о детях, не посещающих занятия. Методист Центра детского творчества по работе с детьми “группы риска” координирует всю работу проводимую по социальным вопросам, отчитывается перед отделом образования Центрального района и управлением образования по вопросам жизнеобеспечения детей “группы риска”.

Методист совместно со специалистами ТОО Центрального района постоянно ведет контроль над трудными подростками, оказывает помощь и правовую защиту обучающимся, находящимся с социально опасном положении. Совместно с социальными педагогами методист Центра детского творчества привлекает такую категорию детей к участию в акциях Центрального района по профилактике СПИДа “Здоровье – это здорово!”, акции “Спасибо – нет!”, в акциях по пропаганде здорового образа жизни “Береги здоровье смолоду”, в акциях посвященных Международному Дню отказа от курения “Откажись от курения – выбери здоровье”, к посещению культурно-массовых мероприятий, юношеской библиотеки. Каждое лето на базе ЦДТ организовывается отряд, в котором оздоравливаются дети из социально-неблагополучных семей, получают психологическую помощь.

Одним из самых сложных направлений в деятельности методиста является профилактическая работа с родителями трудных подростков:

  • родители должны быть информированы о вреде наркотиков для подрастающего поколения;
  • родители должны быть обучены умению вовлекать своих детей занятиями спортом, искусством, приобщать к культурным ценностям.

На базе Центра детского творчества Центрального района, уже несколько лет действует семейный клуб “Коктейль” для родителей. Здесь в интересной и непринужденной атмосфере родители обсуждают с педагогами проблемы воспитания детей. Форма занятий с родителями разработана так, чтобы каждый мог высказать свое собственное мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать мнение участников, тем самым, обогатить свой опыт, расширить взгляды и принципы в воспитании детей. Для родителей проводятся вечера встреч с интересными людьми, концертные программы с участием детей объединений ЦДТ, конкурсы и чаепития. На такие вечера приглашаются специалисты психологической службы, специалисты по правовым вопросам и т.д.

В настоящее время в Центре детского творчества для родителей проводится обучающий цикл бесед: “Взрослые и дети”, “Как лучше понимать друг друга”. Родители могут прослушать весь цикл обучения, либо участвовать в отдельных программах.

Основная цель лекций: профилактика различных хронических заболеваний, отражающихся на эмоциональном состоянии ребенка и его поведении.

В объединениях ЦДТ работают с детьми “группы риска” следующие педагоги: Лоран А.А. “Клуб спортивных игр” на базе школы № 40 – 16 человек; Бычик Н.В. “Клуб любителей лыж” на базе школ № 69 и 44 – 12 человек; Фадеева И.А. музыкально-театральная студия “Нескучный сад” на базе школы № 80 – 12 человек; Галкина Г.Л. народный коллектив танца “Фантазия” на базе школы №31 – 14 человек; Басалаев В.А. лаборатория “Судомоделирование” ЦДТ – 16 человек; Манина Л.А. “Юные инспектора движения” на базе школ №69, 84 – 7 человек; Гарина И.А. т/о “Клуб веселых и находчивых” на базе школы №31 – 15 человек; Иванова Т.Н. т/о туристов и краеведов “Кузбасс!” на базе школы №35 – 15 человек.

Дети регулярно посещают юношескую библиотеку, на базе которой проводятся различные культурно-массовые мероприятия, поэтические вечера. ГУК Кемеровская областная юношеская библиотека проводит:

1. Познавательные программы, обзоры, беседы.

  • “Тайны острова сокровищ”. Виртуальное путешествие по библиотеке.
  • “Формула счастья” . Видео-беседа.
  • “Жизнь Иисуса Христа”. Слайд – фильм.
  • “Глобальная экология”. Видеопрограмма.
  • “История зимних православных праздников: Рождество, Крещение”. Видео-просмотр.
  • “Чуть – чуть грядущему оставь…” Видео-композиция по теме “Музыка и экология”.
  • “Музыкальные новости”. Обзор-реклама периодики.
  • “Мой город, мой Кузбасс”. Историко-краеведческая композиция о городах Кемеровской области.
  • “О земле мне близкой и любимой”. Информационный час о символике Кузбасса.
  • “Шахтерское сердце России”. Литературно-музыкальная слайд композиция.
  • “Знаменитые жертвы наркотиков”. Тематический обзор периодических изданий по проблемам наркомании.
  • “Право на жизнь”. Видеопрограмма.
  • “Рок- музыканты против наркотиков”. Музыкальная видео-беседа.
  • “Счастливые люди”. Обзор материалов о людях интересной судьбы.
  • “Люди, когда вы нас поймете”. Беседа-игра о дельфинах.
  • “Наши знаменитые земляки”. Обзор литературы по краеведению.
  • “Современные герои России”. Обзор-беседа.
  • “Кемеровчане на фронтах Великой Отечественной войны”. Обзор.
  • “Кузбасс – наша судьба”. Видео-просмотр.
  • “Страницы истории музыкального Кузбасса”. Видеопрограмма.
  • “Песни о Кузбассе”, “Песни о шахтерах”. Тематическая аудиозапись.
  • Видео-уроки по произведениям отечественной и зарубежной классики (Л.Н. Толстой, А.Н. Островский, М.Горький, А.П.Чехов, Ф.М.Достоевский, Б.Васильев, Д.Дефо, В.Шекспир и др.)

2. Литературные и музыкальные вечера:

  • “Любимые женщины Сергея Есенина”.
  • “Собор Парижской богоматери”. Литературные и музыкальные образы. Видео-композиция.
  • “Я хозяин своей судьбы…” (О легенде рок-музыки Ф.Меркьюри). Музыкальная видео-композиция.
  • “Как цветы на заре”. Песни В.Федорова.
  • “Мы за ценой не постоим”. Вечер военной песни Б.Окуджавы.
  • “Жди меня”. Вечер поэзии.
  • “Тихая моя Родина”. Композиция по стихам русских поэтов.
  • “Давай за нас!” Современные песни о войне. Музыкальный вечер.
  • Музыкально-творческая гостиная (концерты, лекции-концерты, музыкальные вечера студентов Кемеровского музыкального колледжа, творческих коллективов и исполнителей г.Кемерово).
  • Творческие встречи с кемеровскими поэтами и художниками.

3. Интеллектуально-творческие игровые программы:

  • “Книжный городок”. Игровая программа.
  • “Экспресс знаний”. Интеллектуально-познавательная игровая программа.
  • “Зверотека”. Познавательная игра о животных.
  • “Женщины у власти”. Исторический экскурс.
  • “Я имею право. Я обязан”. Правовая игра.
  • “Будьте здоровы!” Валеологическая игровая программа.
  • “Если бы я был президентом”. Ролевая игра.
  • “Цветочная симфония”. Цветы: мифы и легенды, экология и красота.
  • “Живые загадки”. Игровая программа о животных и растениях.
  • “Кузбасс на карте России”. Эколого-краеведческая игра.
  • “Аты - баты, шли солдаты…”. Военно-историческая игра, посвященная русской армии.
  • “А знаешь ли ты?”. Музыкальная познавательная игра.
  • Конкурс знатоков зарубежной оперы.
  • “Соображайка”. Мульт- викторина.
  • “Рок-эрудит”. Игра-викторина.

4. В библиотеке работает:

  • молодежное интернет- кафе;
  • центр социальной адаптации молодежи;
  • справочная служба “Профконсультант”. Бесплатные консультации психолога-профконсультанта по вопросам выбора профессии; “Дни профессии”; справочники по профессиям;
  • информационно-правовая служба “Ориентир”. Бесплатные консультации юристов;
  • информационно-просветительская служба “Маяк”.

Методист по работе с детьми “группы риска” очень тесно сотрудничает с Центром медицинской профилактики. Вот перечень установленных в мировом и общегосударственном масштабах дней, которые могут быть использованы для проведения мероприятий по охране и укреплению здоровья населения:

  • 12 февраля – День больного.
  • 1 марта – Международный день борьбы с наркобизнесом и наркомафией.
  • 1 марта – Всемирный день гражданской обороны.
  • 22 марта – Всемирный день воды.
  • 24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом.
  • 7 апреля – Международный день здоровья.
  • 22 апреля – День Земли.
  • 24 апреля – Международный день солидарности молодежи.
  • 26 апреля – День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.
  • 8 мая – Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца.
  • 12 мая – Всемирный день медицинских сестер.
  • 15 мая – Всемирный день борьбы с инсультом.
  • 19 мая – Международный день памяти умерших от ВИЧ и СПИДа.
  • 31 мая – Всемирный день без табачного дыма.
  • 1 июня – Международный день борьбы с наркоманией.
  • 5 июня – Всемирный день окружающей среды (Медицинская экология).
  • 26 июня – Международный день борьбы с наркоманией.
  • Третье воскресенье июня – День медицинского работника.
  • 11 июля – Всемирный день народонаселения.
  • 8 августа – День физкультурника.
  • 1 сентября – Всемирный день мира.
  • 1 сентября – День знаний.
  • 9 сентября – Всемирный день красоты.
  • Последнее воскресенье сентября – День здорового сердца.
  • 1 октября – День пожилого человека.
  • 10 октября – День психического здоровья.
  • 16 октября – День борьбы с аллергией.
  • 14 ноября – Всемирный День борьбы с диабетом.
  • 17 ноября – Международный день студентов.
  • Третий четверг ноября – Международный день отказа от курения.
  • Последнее воскресенье ноября – День матери.
  • 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.
  • 3 декабря – Всемирный день инвалидов.
  • 10 декабря – День прав человека.

Постоянно взаимодействуем с наркологическим кабинетом, расположенным по адресу проспект Ленина 60. К нам в Центр детского творчества Центрального района регулярно приходят с этого кабинета с лекциями, видео-беседами психолог Гутова Вера Евгеньевна и врач-нарколог Дубчак Юлия Владимировна. Поднимаются такие темы, как: алкоголь, наркотики, табако- курение, беспризорные дети. Просматриваем и обсуждаем видео и DVD фильмы, например: “Право на жизнь”, “Доза”, “Конкретное детство”. В работе также задействуем различные плакаты и памятки о пропаганде здорового образа жизни и о пагубном воздействии психоактивных веществ на здоровье человека. В таком же контексте мы работаем и с Центром помощи семье и детям, с Центром по борьбе со СПИДом (врач-эпидемиолог Мастерова Элина Александровна), с Центром медицинской профилактики (Евстафьева Вера Александровна).

Заключение.

Современная экономическая и социокультурная ситуация выдвинула проблему жизненного и профессионального самоопределения подростков “группы риска” в число приоритетных в современной педагогике. Экономическая нестабильность в стране, падение уровня жизни многих россиян, нарушение или ослабление социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей “группы риска” привели к значительному увеличению детей этой группы.

Анализ статистических данных свидетельствует: в 1994 году в Российской Федерации насчитывалось более 27 млн. детей и подростков, в том числе 12,5 млн. в возрасте от 14 до 18 лет. Подростки этой возрастной группы составляют около 8 % населения страны, однако на их долю приходится 16 % зарегистрированных преступлений. За последнее пятилетие преступность несовершеннолетних возросла в 1,5 раза, а за десятилетие – удвоилась. Ускоренными темпами растет число общественно опасных деяний (фактических преступлений), совершенных детьми в возрасте до 14 лет. Их число превысило 100 тысяч. Высокими темпами идет рост умышленных убийств, а также телесных повреждений, грабежей и разбоев. В России за три последние года в 1,6 раза увеличилась численность подростков, совершивших преступление повторно. Растет количество преступлений на почве наркомании и токсикомании, пьянства и алкоголизма. По информации Управления внутренних дел Кемеровской области, по итогам 2000 года удельный вес подростковой преступности превышает средне-российский показатель на 2,1 % и составляет 11%. Около половины несовершеннолетних, участвовавших в совершении преступлений в 2000 году, не учились и не работали.

Для эффективности профилактической деятельности на уровне конкретного муниципального образования и микрорайона должны реализовываться образовательные и культурные программы с непосредственным участием различных специалистов и служб. Цель внедрения методов профилактической работы в микрорайоне – обеспечение преемственности и непрерывности воспитательно-оздоровительной работы с детьми в образовательной среде.

Таким образом, применение досуговых методов профилактики аддитивного поведения реализуется на базе:

  • клубов по месту жительства;
  • домов и центров детского творчества;
  • детско-юношеских спортивных школ;
  • учебно-производственных комбинатов;
  • туристических баз отдыха;
  • стадионов, катков и спортивных комплексов;
  • летних детских оздоровительных лагерей;
  • школьных лагерей во время каникул и др.

При этом можно активно использовать следующие формы и методы организации досуговой работы:

1. Социально-значимая активность (в том числе в рамках волонтерской практики);

  • помощь в благоустройстве микрорайона (субботники, воскресники);
  • помощь инвалидам и престарелым;
  • помощь многодетным семьям;
  • работа на пришкольном участке и др.

2. Досугово - развлекательные мероприятия:

  • праздники (с бесплатным выступлением детских музыкальных и танцевальных коллективов, приглашенных артистов, поэтов, певцов);
  • “Дни здоровья”;
  • дискотеки;
  • спортивные соревнования (по настольному теннису, футболу, волейболу, прыжкам и т.д.);
  • “Веселые старты”;
  • конкурсы (музыкальные, познавательные, подвижные);
  • викторины;
  • танцевальные вечера и др.

Для эффективного внедрения досуговых методов необходимы специальная подготовка кадров, повышение квалификации специалистов, занимающихся профилактической деятельностью. Также необходима разработка программ развития активной профилактической работы в семье и микрорайоне, программ организации для детей и молодежи досуга, свободного от употребления психоактивных веществ. Кроме того, стоит заготовить веселые или сладкие призы, подарки, сувенирчики, поощрительные награды, что потребует определенных финансовых затрат, которые окупятся здоровым досугом детей и молодежи.

Литература:

  1. Воропай А.В. Вредные привычки и здоровье. [ Текст]/ А.В. Воропай. – М.: Медицина, 1985. – 32с.
  2. Вострокнутов Н.В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов соц.практик [Текст ] / Н.В. Вострокнутов: Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004 – 182с.
  3. Котляков В.Ю. Профилактика наркозависимости в школе. [ Текст] / В.Ю. Котляков. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 100 с.
  4. Немов Р.С. Психология: психодиагностика. [Текст]/ Р.С.Немов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.-№3. – 632с.
  5. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.[Текст]/сост. Г.Н. Тростанецкая, А.А. Гериш – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 380с.
  6. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков. [Текст]/ сост. В.Ю. Котляков, О.В. Смердов. – Кемерово: “Кузбассвузиздат”, 1997. – 64с.
  7. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. [Текст]/ сост. Л.М Шипицыной, Л.С. Шпилени. – М.: Моск. гор. фонд поддержки шк. книгоиздания, 2004. – 336 с.
  8. Психолого – педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи “группы риска”: состояние, проблемы, перспективы: [Текст] /сост. Н. А.Заруба; Н.Э. Касаткина, С.Н. Чистякова, Т.А. Фральцовой; Ред. Коллегия: Е.Л. Руднева, И.В. Карнаева, В.П. Михайлова, Т.Н. Семенкова. - Кемерово: Изд – во КРИПКиПРО, 2002. – 150с.
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. [Текст]/ Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. –384с.
  10. Сирота Н.А. Теоретические, методологические и практические основы альтернативной употреблению наркотиков активности несовершеннолетних и молодежи . [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 156 с.
  11. Школа без наркотиков.[Текст] / сост. Л. М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. – СПб: Издательство “Образование – Культура”, 2002. – 160с.